Для первого класса начальной школы

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова "Мир вокруг нас".

Курс "Мир вокруг нас" имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой ак­туальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысяче­летия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, но и продолжают углуб­ляться. В XXI в. их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Учебный курс "Мир вокруг нас" носит личностно-развивающий характер. Его цель ‒ воспита­ние гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относяще­гося к среде своего обитания, природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной "картины мира", развивается чувство сопричастности с жизнью природы и об­щества, формируются личностные качества культурного человека ‒ доброта, терпимость, ответственность. К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и соци­альной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, подготовка к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил лич­ной гигиены до знаний о планете, странах и народах мира. При этом человек, природа и общест­во рассматриваются в неразрывном, органичном единстве. Содержание учебного курса опреде­ляется на основе идей многообразия мира, его экологической целостности, уважения к окружающей среде.

Многообразие как форма существования мираярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с эко­логической направленностью курса мы уделяем особое внимание знакомству младших школьни­ков с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как усло­вие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира‒ важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемый в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицатель­ное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми един­ства природы и общества, целостности общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважительное отношение к миру‒это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанная на признании самоценности сущего, включении в нрав­ственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, рукотворному миру.

В основе методики преподавания курса "Окружающий мир" лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом исполь­зуются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдение за явлениями природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследователь­ского характера, выполняют различные творческие задания. С младшими школьниками проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных про­фессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. За­нятия могут проходить не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Работа с детьми, начатая на уроках, может продолжаться в той или иной форме и после их окончания, например в группе продленного дня, на внеклассных занятиях. Учителю также следу­ет стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми под­держивали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть конкрет­ные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Тематический план

Наименование разделов и тем Количество часов Примерное количество часов на самостоятель- ные работы
общее на экскурсии на практичес-кие работы
Первый класс (64 ч)
Введение    
Что и кто?  
Как, откуда и куда?    
Где и когда?      
Почему и зачем?    
Заключение      
Итого  
Второй класс (68 ч)
Где мы живём?    
Природа
Жизнь города и села  
Здоровье и безопасность  
Общение  
Путешествия
Заключение      
Итого
Третий класс (68 ч)
Как устроен мир?  
Эта удивительная природа
Мы и наше здоровье  
Наша безопасность    
Чему учит экономика?  
Путешествие по городам и странам    
Итого
Четвёртый класс (68 ч)
Земля и человечество  
Природа России
Родной край – часть большой страны
Страницы всемирной истории  
Страницы истории Отечества
Современная Россия  
Итого

Содержание учебного курса ''Окружающий мир"

для первого класса начальной школы

Введение (3 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы.

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и с правилами безопасности в пути.

Что и кто? (19 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав, Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица,

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер/цвет) и красота. Гра­нит; кремень, известняк…

Что растет на подоконнике и на клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внеш­ним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компью­тер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важней­шие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина ‒ Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Зна­комство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) ‒ часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус ‒ модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе. Экскурсии: Что у нас над головой. Что у нас под ногами. Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк. Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными де­ревьями ближайшего природного окружения распознавание листьев различных деревьев. Срав­нительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений. Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (13 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учи­теля).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошка, собака). Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания: шоко­лад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (10 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют, и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры ‒ удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда; его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обраще­ния с велосипедом

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (18 ч)

Солнце ‒ ближайшая к Земле звезда. Форма и размер звезд. Созвездие Льва. Луна ‒ естествен­ный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных (медуница, недотрога, жук-носорог и другие ‒ по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перёд едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология ‒ наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля ‒ День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Заключение (1ч)

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источни­ков информации в познании окружающего мира.

Содержание учебного курса «Окружающий мир»

Наши рекомендации