Принципы регулирования НБ РБ текущей ликвидности банковской системы
Система регулирования ликвидности строится исходя из следующих основополагающих принципов:
1.Целевая направленность: использование банками инструментов рефинансирования исключительно для целей регулирования ликвидности, установление Национальным банком процентных ставок по своим операциям таким образом, чтобы исключить со стороны банков заинтересованность в наращивании кредитной экспансии за счет постоянного краткосрочного рефинансирования в Национальном банке.
2. Рыночные принципы воздействия на финансовый рынок: совершение банками операций с Национальным банком на финансовом рынке осуществляется на добровольной основе, регулирование спроса банков на рефинансирование осуществляется посредством установления процентных ставок по операциям Национального банка. Национальный банк не вмешивается в процесс планирования и регулирования банками их кратко- и долгосрочной ликвидности, принятие решений по обращению за рефинансированием в Национальный банк. Факт обращения за рефинансированием в Национальный банк служит свидетельством наличия у банка проблем с ликвидностью по крайней мере краткосрочного характера. Систематическое обращение за рефинансированием в Национальный банк трактуется как неспособность банка эффективно управлять структурой своего баланса, наличие необходимости пересмотра банком приоритетов своей деятельности и корректировки активных и пассивных операций, а также является причиной более внимательного изучения деятельности банка со стороны Национального банка.
3. Обеспеченность: операции по рефинансированию банков обеспечиваются приемом в залог либо покупкой Национальным банком высококачественных активов, в качестве которых могут выступать: иностранная валюта; ценные бумаги, включенные в ломбардный список ценных бумаг, принимаемых Национальным банком в качестве обеспечения ломбардных и других кредитов, а также векселя юридических лиц, плательщиком по которым являются нерезиденты Республики Беларусь, включенные Национальным банком в список надежных плательщиков (далее – ценные бумаги); прочие активы, утвержденные в соответствии с данными Принципами. Полученные Национальным банком активы гарантируют поддержание качества вложений Национального банка, а также обеспечивают возможность, в случае необходимости, провести стерилизацию избыточной ликвидности и компенсировать нежелательное давление на курс белорусского рубля.
4. Прозрачность политики Национального банка: логическая обоснованность, полное информирование банков о выработанных на 2001 год принципах политики Национального банка на денежном рынке и четкое следование этим принципам в течение 2001 года должно обеспечивать необходимую предсказуемость действий Национального банка по регулированию ликвидности; неизменность процедуры выработки и утверждения согласованных между собой параметров механизма регулирования ликвидности (приоритетность отдельных видов операций, лимиты по операциям, процентные ставки и т. д.), своевременное информирование банков о параметрах рефинансирования имеет целью гласное управление системой регулирования ликвидности.
5. Оперативность: решения об установлении и изменении процентных ставок по операциям регулирования ликвидности принимаются преимущественно Комитетом по операциям Национального банка на основе оперативного анализа в целях обеспечения соответствия политики Национального банка текущей конъюнктуре финансовых рынков и динамике основных денежно-кредитных показателей. Упрощение процедуры осуществления операций обеспечивает возможность совершения практически любой операции в течение одного рабочего дня. Возможность досрочного возврата рефинансирования Национальному банку практически по каждому виду операций обеспечивает наиболее адекватное использование инструментов регулирования ликвидности Национального банка текущей конъюнктуре финансового рынка., Доступность: минимальные требования к контрагентам по операциям Национального банка и к документарному оформлению сделок.
6. Гибкость: возможность выбора как вида залога (вида продаваемого Национальному банку актива), так и механизма осуществления операций, которые наиболее соответствуют возможностям и интересам контрагентов Национального банка, а также тактическим интересам Национального банка.