Структурная организация аналитических жанров
Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д.
Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.
Определив круг значимых вопросов, журналист не только задает движение своей мысли, но и соответствующим образом выстраивает логику дальнейших рассуждений. С этой целью и выдвигаются «тезисы» и «антитезисы», требующие развернутого и аргументированного доказательства.
Очень важен показ логической цепочки развития событий с возможным прогнозом на будущее. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а что вред, - приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.
Речевые особенности аналитических жанров.
Публицистический стиль, оставаясь ведущим стилем аналитических жанров, обогащается элементами научного стиля. Ведущим типом речи аналитических жанров становится рассуждение (функционально-смысловой тип речи с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на умозаключение).
Личность автора-аналитика.
В аналитических материалах автор выступает как публицист, для него важно отстоять некую идею, теорию. В аналитических текстах ярко проявляется авторское «я», особенности пишущей личности (как на стилистическом, так и на идейном уровне), поэтому эти материалы отличаются субъективностью, объективными, достоверными (которым можно верить) их делает аргументация. В связи с этим в некоторых жанрах аналитический группы (особенно в статье, комментарии, рецензии) очень важны такие качества автора, как компетентность, авторитет, оригинальность мышления, даже смелость.
Понятно, что профессионалу, работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.
Тема 2: КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ
Аналитический жанр, в котором журналист, исследуя конкретную проблемную ситуацию, взятую в сравнительно нешироком масштабе, используя метод индукции, приходит в итоге к определенным выводам и обобщениям.
Корреспонденция – самый распространенный аналитический жанр в современной российской журналистике.
Предмет изучения – происходящие в действительности изменения, как позитивные, так и негативные (актуальная проблема - в критической корреспонденции, положительный опыт – в информационной).
Ведущий метод – индукция.
Функция – анализ изменений, выявление причинно-следственных связей.
Проблема разрабатывается на основе конкретной ситуации.
Доминирующая в целом аналитичность сочетается в отдельных местах с наглядностью. Аналитичность приводит к тому, что в тексте преобладает такая речевая форма, как рассуждение, наглядность – к появлению в материалах описательно-повествовательных речевых форм.
Корреспонденция – жанр синтетический. Она может включать в себя элементы репортажа, за счет которого создается эффект присутствия и сопереживания, элементы отчета, интервью, зарисовки.
Начало корреспонденции, как правило, содержит описание конкретного факта, рассказ о конкретном случае, на примере которого можно хорошо проиллюстрировать проблему, ведь в корреспонденции исследование проблемы идет от конкретной жизненной ситуации (см. определение).
Обычно структура корреспонденции выглядит следующим образом:
Ф
ФФФ
(которые могут сопровождаться ОЦЕНКАМИ автора, изображением КОНФЛИКТОВ)
ФФФФФ
ПРОБЛЕМА
Вывод,
в котором «проговаривается ИДЕЯ материала (за счет ФАКТОВ этот вывод АРГУМЕНТИРУЕТСЯ)
Таким образом, факт в корреспонденции играет ведущую роль, за счет фактов автор аргументирует свои выводу, на них «держатся» все журналистские умозаключения, они подкрепляют авторские оценки.
В качественно написанной корреспонденции присутствуют ВСЕэлементы содержания. Хотя есть тенденция к упрощению жанра за счет усечения последней части – обобщения, а то и вместе с синтезом (выводом). В этом случае журналист только «набирает» факты, которые создают общую картину проблемы, из них вывод либо 1) очевидно вытекает, «напрашивается сам собой, а значит, его экспликация излишня, либо 2) вывод оставляют «на откуп» читателю, тем самым создается как бы иллюзия полной беспристрастности. Конечно же, основа любого текста, главный тезис материала – актуальная идея.
В своих исследованиях автор корреспонденции идет от частного к общему, от факта к обобщению, то есть использует метод индукции. Часто в материалах этого жанра используют такие методы как эксперимент и включенное наблюдение. Таким образом, в корреспонденции могут быть использованы все методы познания действительности, кроме дедукции, которая характерна для статьи.
Используются все возможные источники информации и способы получения информации.