Специфика аналитических жанров в журналистике

В аналитических жанрах дается широкое и детальное освещение фактов с их оценкой, обобщением, комментированием. В этом направлении журналистского творчества важно рассмотреть и истолковать события. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, рецензия, статья, обозрение, расследование.

Жанр корреспонденции предполагает детализированный анализ ситуации. В этом жанре журналист выявляет закономерности действительности на основе анализа конкретного события.

Рецензия имеет строго определенный предмет исследования. В основном, объектами рецензии являются произведения искусства, публицистики, культурные мероприятия и объекты и пр. Жанр рецензии предполагает только оценку события автором, но не его анализ и выдвижение общественно-значимых проблем.

Статья – текст, в котором журналист разъясняет суть различных феноменов, выявляет тенденции развития событий, анализирует опыт решения каких-либо проблем, выступает с критикой неэффективных решений.

Обозрение по стилистике может быть похоже на статью, однако призвано дать панораму событий с примерами и деталями.

Предметом журналистского расследования обычно является какое-либо вопиющее отрицательное явление. Цель расследования – выявить причины этого явления.


Жанр журналистики, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события, исторически этот жанр журналистики не относится к оперативным. Зато обязательным признаком этого жанра является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы. Аналитическая журналистика в истории отечественной журналистики никогда не была жанром, массово востребованным читающей публикой, имела свою адресную аудиторию. Встречаясь нередко на полосах газет, аналитическая журналистика являлась непременным компонентом литературных, так называемых «толстых» журналов. Отечественная наука традиционно относит к аналитической журналистике следующие жанры: корреспонденции и статьи; обозрения; обзоры СМИ; рецензии; аналитические корреспонденции и статьи; комментарии; литературно-критические статьи. Публикации этих жанров различаются тем, что одни из них освещают так называемую «первичную реальность» – различные предметные, онтологические ситуации, практические действия, процессы, а другие – «вторичную реальность», информационные явления (книги, фильмы, телепередачи и т.п.), третьи используют и то и другое. Первая группа освещается преимущественно аналитическими статьями, корреспонденциями, вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья направлена на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, обобщенное определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития. Корреспонденция и статья дают программы деятельности по отношению либо к одиночным феноменам, либо к их совокупности, обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, случившихся, например, за определенный период времени, выявить их причины, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с продукцией СМИ, давая ей оценку. Рецензии выявляют внутренний смысл и специфику произведений, соответствие первоисточнику (то есть, литературной первооснове, если речь идет о спектакле или кинофильме), а также рассматривают ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т.п. Литературно-критические статьи исследуют особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению. Комментарий обычно дает оценку каким-то уже известным аудитории событиям, явлениям, указывая на их причины и акцентируя внимание аудитории на мнениях компетентных в данных вопросах лиц. Аналитическая журналистика с точки зрения метода постижения реальности. Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения объекта, привлекшего интерес журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что, собственно, и является задачей аналитической журналистики. Возникают гибридные, диффузные формы типа «корреспонденция-интервью», «беседа-отчет» и другие. В журналистике (в том числе и в аналитической) идет постоянное обновление жанров, причем предполагается, что наиболее активно оно идет в такие переходные моменты развития общества. Работая в аналитической журналистике, нельзя раз и навсегда исключить из круга своих задач, например, методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Так, например, в аналитической статье может быть изменено соотношение между, условно говоря, «чисто информативным» материалом и «деловым анализом» в пользу первого, с тем чтобы привлечь внимание более широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра – она так или иначе будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории причинно-следственный анализ в нетрадиционно кратком его составе.

Современные жанры

По Александру Тертычному: Чем характеризуется отечественная жанровая палитраСМИ.1.Достаточно большим числом жанров, традиционно объединяемых в три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.2.Предназначенностью разных жанров для отображения разных аспектов действительности и на разной глубине ее постижения.3.Возможностью использовать широкую гамму изобразительных средств (понятийных и образных).4.Возможностью для автора выразить свое отношение к отображаемой действительности в текстах, относящихся к самым разным жанровым группам.5.Сильной литературной «нацеленностью» жанров. Для жанров, привносимых в российские СМИ извне, характерно:1.Относительно небольшое число жанров.2.Превалирование жанров информационно-аналитической направленности. При этом практически полностью отсутствуют художественно-публицистические жанры.3.Ограниченное число жанров, допускающих выражение авторской позиции. Так в англо-американской журналистике требуется изложение фактов с максимально нейтральной интонацией, отсутствием авторского «я» и интерпретации описываемого в тексте события. Лишь колумнистика «становится чуть ли не единственной (и привилегированной) формой выражения авторской позиции, субъективного анализа, комментария к событию, про которое уже распространились сухие новостные сводки. Отсюда особое значение и особая роль колумниста».Даже самое поверхностное сравнение особенностей жанровых палитр отечественной журналистики и западной показывает, что вторая более проста (что хорошо), но в то же время более примитивна, более шаблонизирована, нежели первая (что плохо). Факторы, опосредующие взаимодействие жанровых систем в российских СМИ. 1. Становление рыночных отношений в России.Ценность такого товара обусловливается не его художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена. По этой причине неотъемлемыми чертами культурного производства становятся стандартизация, массовость, стереотипность». 2. Процесс глобализации и проникновение западных СМИ на информационный рынок России.В начале XXI века сформировалась медийная система, в которой решающую роль играет бизнес. На современном этапе концентрация СМИ в собственности немногих гигантских медиаконгломератов является одной из основных тенденций развития мирового информационного рынка. Концентрация СМИ затронула и российский медиарынок. Взяв за образец западную модель рыночной экономики, в России начали образовывать медиахолдинги, включающие различные секторы СМИ. Разумеется, что тенденции функционирования глобализируемого информационного рынка предопределяют как содержательную, так и формальную строну сообщений СМИ, в том числе и их жанровую форму, способствуют проникновению на рынок СМИ России западных изданий. 3. Снижение статуса журналистики в российском обществе. За десятилетия трансформации нашего общества журналистика не усилила, а, скорее, растеряла свои былые достижения. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным социологических исследований, в настоящее время журналистике доверяют только 17% населения вместо 80% в 1995 г. Автор превращается из творца в работника у конвейера и выполняет строго ограниченные стандартные действия.4. Снижение профессионализма журналистов. Снижение профессионализма журналистов наблюдается на протяжении всего постперестроечного периода практически во всех регионах России. Так, к примеру, анализ ситуации в Краснодарском крае показал, что «специального образования не имеют около 70% творческих работников печатных СМИ, до 80% работников электронных средств массовой информации, в полиграфической отрасли этот показатель достигает 89%».Недостаток профессиональных кадров приводит к тому, что «даже некоторые богатые компании имеют весьма посредственные издания, напоминающие боевые листки или старую советскую многотиражную прессу». Число профессионалов, хорошо знающих традиции российской журналистики и владеющих накопленным ею жанровым многообразием, в российских СМИ постоянно снижается. 5. Изменение предметно-тематического поля СМИ.В ходе социально-экономических перемен передовой опыт народного хозяйства, достижения науки, культуры, спорта, самоотверженный труд работников промышленности, сельского хозяйства, примеры ратного и нравственного подвига – реалии жизни, привычные для социалистической журналистики в качестве предмета отображения, – по большей части были заменены новыми. Прежде всего в центре внимания СМИ оказались бесчисленные преступления, связанные с приватизацией, перераспределением собственности, коррупцией, падением жизненного уровня огромного числа людей, потерей ценностных ориентиров, нравственной, профессиональной деградацией населения. Наиболее адекватными жанровыми формами, в которых они отображались (и отображаются), стали, прежде всего, новостные сообщения. 6. Пропаганда жанровых форм западной журналистики в ходе обучения журналистов. 7. Формирование стереотипов информационных ожиданий аудитории.У аудитории начинает вырабатываться привычка к определенным жанровым формам. Иначе говоря, возникают соответствующие стереотипы восприятия информации (информационные ожидания), которые в определенной своей части ориентированы и на определенные жанровые формы. При этом чем легче осваивается информация, чем меньше усилий требуется на ее осмысление, тем быстрее укореняется в сознании аудитории привычка получать от СМИ соответствующие тексты. Перспективы развития жанровой картины российских СМИ 1.Восстановление жанрового своеобразия российских СМИ в пределах исторических традиций и достижений отечественных СМИ.или 2.Установление полного господства жанров, присущих западным СМИ. Так может произойти, если российское общество полностью трансформируется под воздействием западных стандартов экономического, политического, культурного развития.3.Частичная трансформация традиционной жанровой картины СМИ в ходе взаимодействия традиционно российских и западных жанровых стандартов СМИ (то есть создание гибридной системы жанров, сочетающей в себе в разных аспектах и пропорциях чисто российский и зарубежный опыт).

Реклама. Реклама и PR

Наши рекомендации