Понятие совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса
Основной макроэкономической моделью является модель «совокупного спроса – совокупного предложения». Она позволяет: 1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен; 2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике; 3) показать причины и последствия этих изменений; 4) описать различные варианты экономической политики государства
Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:
· спрос домохозяйств, т. е. потребительский спрос – С (consumption demand);
· спрос фирм, т. е. инвестиционный спрос – I (investment demand);
· спрос со стороны государства, т. е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);
· спрос иностранного сектора, т. е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).
Поэтому формула совокупного спроса:
AD = C + I + G + Xn.
Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т. е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис.10.1). Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.
На графике по оси абсцисс (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных откладывается реальный ВВП единицах (в долларах, евро, рублях и т. п.), т. е. это стоимостной показатель, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (т. А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует вели – чина совокупного спроса(Y2) (т. В).
Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:
· эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов) или эффектом Пúгу.
Под реальным богатством или реальными денежными запасами понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):
real money balances = М/Р
Таким образом, это реальная покупательная способность номинального богатства человека с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т. е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Этот эффект может быть записан в виде следующей логической цепочки:
Р Ý à M/P ß à C ß à AD ß
· эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса. Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т. е. ставка процента. А так как кредиты, в первую очередь, берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:
Р Ý à MD Ý à R Ý à I ß à AD ß
Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы. С одной стороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса. А, с другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.
· эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта) или эффектом Мáнделла-Флéминга. Он заключается в следующем: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:
Р Ý à Ех ß; Im Ý à Xn ß à AD ß
Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.
Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривойAD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево. К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся все факторы, влияющие на величину совокупных расходов, а именно:
- Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:
· уровень благосостояния (W – wealth). Чем выше уровень благосостояния, т. е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.
· уровень текущего дохода (Yd – disposal income). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).
· ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:
- ожидания изменения дохода в будущем (Yde – expected disposal income). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).
- ожидания изменения уровня цен (pe – expected inflation). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса
· налоги (Tx – taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.
· трансферты (Tr – transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т. е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается
· уровень задолженности домохозяйств (D – debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).
· ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.
· количество потребителей (N – number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.
Итак, функция потребления имеет вид:
С = С (Yd, W, Yd e, pe, Tx, Tr, D, R, N)
+ + + + – + – - +
- Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:
· ожидания (E – expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т. е. с тем, что Дж. М.Кейнса называл «предельной эффективностью капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор – «природное чутье» (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы сокращаются.
· ставка процента (R – interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы, и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.
· величина дохода (Y – yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).
· налоги (Tx – taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиции. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.
· трансферты (Tr – transfers). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос.
· технологии (t – technological progress). Появление новых более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.
· избыточные производственные мощности (Nexcess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.
· величина запаса капитала фирм (К0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.
Инвестиционная функция имеет вид:
I = I (E, R, Y, Tx, Tr, t, N excess, К0)
+ – + – + + – -
- Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:
Величина государственных закупок товаров и услуг является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т. е. выступает параметром управления.
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение – сокращает.
- Факторы, воздействующие на чистый экспорт:
· величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Y world). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.
· величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Ydomestic). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.
· обменный курс национальной денежной единицы (e – exchange rate). Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т. е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 марки). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии, и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов для покупки того же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.
Изменение чистого экспорта в результате изменения обменного курса, как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т. е. изменения уровня цен), что изменяет величину совокупного спроса и обусловливает движение вдоль кривой AD.
Функция чистого экспорта имеет вид: Хn = Xn (Y world, Y domestic, e)
+ – -