Задачи экономики социальной сферы.

Основной задачей изучения экономики социальной сферы является изучение:

- экономических связей в социальном организме общества, их изменение в переходный период и направленность на социальную защиту тех слоев населения, у которых ущемлены экономические, политические и иные социальные права;

- влияние рыночных отношений на социальный организм общества в целом;

- процессы, происходящие в экономике, и их влияние на социальную жизнь общества, его отдельных социальных групп и его членов, семей в обществе и индивидов в семье.

Экономика социальной сферы определяется общими категориями экономической теории: производство, распределение, обмен и потребление. В реализации личностных и общественных интересов уделяется особое внимание анализу решающей области жизнедеятельности людей – сфере производства и распределения жизненных благ в условиях формирования рыночных отношений. Производство материальных благ – основа жизни человека и общества.

Распределение как категория экономической науки – это не только распределение результатов общественного производства. Это и распределение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам.

Становление рыночной системы хозяйствования и формирования на этой основе слоя собственников усиливает влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование собственных доходов населения неизбежно способствует росту дифференциации доходов, экономическому и социальному расслоению общества. И это требует системного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности, формирования системы социально-экономической поддержки наиболее уязвимых категорий населения.

Основная целевая функция перераспределения внутреннего валового продукта государства состоит в нивелировании экономических различий в целях обеспечения более благоприятных условий жизнедеятельности большинства населения. Формой реализации такой цели выступают распределение продуктов и услуг, трансформация выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

На основе государственных программ социально – экономической помощи осуществляется обеспечение конституционных прав граждан: бесплатное образование и медицинское обслуживание, содержание престарелых и нетрудоспособных, поддержка материнства и детства и др. Степень их удовлетворения определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками общества.

Деятельность государства по регулированию распределительных процессов осуществляется по трем основным направлениям.

Первое направление, это когда часть получаемых населением поступлений находится в зависимости от результатов труда, но с учетом степени удовлетворения потребностей для жизнеобеспечения.

Второе направление характеризуется тем, что на первое место выступает размер потребностей, на удовлетворение которых направляются эти выплаты: детские пособия, доплаты на специализированное лечение и т.д.

Особенность третьего направления государственной поддержки выражается в форме льгот и услуг законодательно определенным категориям населения через соответствующие учреждения непроизводственной сферы.

Экономические отношения в обществе прямо воздействуют на социальную жизнь отдельных его членов. Особенно сильное влияние оказывают отношения, связанные со средствами производства, отчуждением наемных работников от средств производства и т.д. Отчуждение от средств производства приводит к проблемам занятости и безработицы, экономической и социальной стратификации общества, экономическим и социальным проблемам в семье, к экономической эксплуатации. Реализация политики социальной защищенности населения – задача социальной работы. При этом все более возрастает значение социального страхования, социальных гарантий в сфере здравоохранения, образования, на случай старости, утери трудоспособности и т.д.

1.3. Общие теоретические представления о взаимодействии экономики и общества

Теоретически экономику можно рассматривать с двух точек зрения:

1) как самостоятельную, относительно изолированную часть общества;

2) как интегрированную составную часть общества.

Для того, чтобы получить более четкое представление об экономике, о ее отличительных признаках и функциях, следует ее представить как относительно изолированную систему, не принимая во внимание ее бесчисленные связи и «переплетения» с обществом.

Здесь прежде всего интересны те признаки, по которым отчетливо различаются экономика и общество. Центральное место занимают отношения между предприятиями и их непосредственными партнерами на рынке, а также отношения предприятий с потребителями. Социальное влияние в этой модели не учтено. Государство и общество здесь выступает как «усеченные», отделенные от единого целого образования (см. рис.1.).

 
  Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru

 
  Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru

Рис. 1. Экономика, общество и государство как относительно самостоятельные части социума.

 
  Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru

Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru экономика

       
  Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru
    Задачи экономики социальной сферы. - student2.ru
 

Рис.2. Экономика как интегральная часть общества.

Однако картина существенно меняется, когда экономику мы рассматриваем как составную часть общества (см. рис.2.).

С этой точки зрения нас гораздо меньше интересуют типичные функции экономики, а в большей степени те институты, которые формируют связи между государством, обществом и экономикой. Существуют многочисленные каналы таких связей между экономикой и обществом, например, средства массовой информации, партии, организации и общественное мнение. Все они образуют органы, выступающие посредниками во взаимодействии экономики и общества. Аналитически совокупность взаимодействий между экономикой, государством и обществом можно представить в модели кругооборота.

Она отражает следующие моменты:

1) Государство воздействует на экономику в форме трудового и социального законодательства, в форме налогового стимулирования или в виде субвенций.

2) Экономика реагирует на меры государственного воздействия в виде изменения хозяйственных предпосылок, оказывающих влияние на принятие экономических решений.

3) Эти изменения в экономике в свою очередь оказывают влияние на развитие общества: регионы слабые с точки зрения развитости инфраструктуры приходят в запустение, происходят изменения в стиле потребления и проведения досуга, растет мобильность населения, меняется структура семьи, перемены затрагивают сферы духовной жизни общества.

4) Общество со своей стороны воздействует на государство: оно требует, к примеру, принятия нового трудового законодательства, гарантии лучших целей труда, усилия борьбы с безработицей или охраны окружающей среды. В ответ на давление со стороны общественных организаций государство снова вмешивается в экономический процесс. Динамика кругооборота возобновляется.

В представленной модели наглядно показано, что способ экономического поведения всегда в большей или меньшей степени отражает результаты влияния со стороны общества. Многочисленные импульсы, приводящие в действие механизм такого влияния, зарождаются не только в офисах крупных концернов, либо в головах предводителей союзов промышленников или банкиров, но и становятся отражением интересов общественности, потребностей и ценностных ориентаций различных слоев населения. Деятельность этих организаций оказывает многогранное влияние на текущие процессы в экономике, и на принятие долгосрочных экономико-стратегических решений. Без учета этих факторов невозможно представить экономику как интегрированную составную часть общества. А без этого невозможен системный подход к наследованию экономики и общества.

Наши рекомендации