Назовите уровни управления международного менеджмента
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Выполнила: Санвальд Юлия Владимировна
(Фамилия И.О.)
студентка 3 курса 2года 10 мес. спец. Менеджмент организации
(срок обучения)
Группа 61/1009 № зачет. книжки 82102/10
Преподаватель: Абушко Анна Михайловна
(Фамилия И.О.)
Должность:
уч. степень, уч. звание
Оценка:
Санкт-Петербург
1) С чем связано усиление международного характера управления на рубеже XXI столетия?
Ответ: В 90-е годы прошлого века большинство развитых стран перешло к открытой экономике, что резко повысило международную конкуренцию, а она, в свою очередь, усилила кооперацию производства, вызвала рост транснациональных корпораций, что и привело к усилению международного характера управления.
2) Каковы сущность и структура международного менеджмента?
Ответ: Международный менеджмент - особый вид менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового взаимодействия.
Структура международного менеджмента схожа со структурой национального (или странового менеджмента) и включает в себя проблемы, охватывающие пять основных сфер управления фирменным бизнесом:
- исследование, анализ и оценка внешней среды бизнеса и внутренней среды организации;
- процессы коммуникации и принятия решении (включая модели и методы);
- базовые функции управления (стратегическое планирование и реализация стратегий; построение организации; мотивация, контроль и координация);
- вопросы групповой динамики и руководства;
- вопросы эффективности деятельности фирмы (управление персоналом, производством, маркетингом, управление производительностью в целом).
Сущность международного менеджмента проявляется в его функциях, т. е. в совокупности задач, которые он призван решать (функции и задачи международного менеджмента рассматриваются в 5 и 9 вопросах).
3) Каковы характерные черты международного менеджмента?
Ответ:Отличительные черты международного менеджмента:
- огромное значение имеет заграничная окружающая среда принимающей страны (политико-правовые нормы, экономические условия, культурные особенности). Это требует управленческого и организационного приспособления от фирмы;
- возрастает количество и виды рисков (политические, валютные, предпринимательские риски, стихийные бедствия), которые необходимо учитывать (страховать) и иметь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые;
- затраты по ведению бизнеса за границей выше, чем в своей стране;
- специфическими институциональными зарубежными партнерами при ведении международного бизнеса выступают высшие органы государственной власти принимающей страны (правительство, министерства, государственные учреждения), а также религиозные организации и неформальные лидеры;
- важной проблемой является разработка первичной стратегии проникновения на внешний рынок с учетом внутреннего потенциала фирмы, рисков и возможностей принимающей страны;
- актуальной является проблема взаимодействия между головной компанией в стране базирования и заграничными структурными подразделениями;
- особенности проявления управленческих функций за рубежом.
4) Какие принципы теории международного менеджмента вам известны?
Ответ: Базовыми принципами теории международного менеджмента являются концепции абсолютных преимуществ, относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и прямых иностранных инвестиций.
5) Перечислите основные виды и функции международного менеджмента.
Ответ: Виды международного менеджмента:
1) Организационное управление, объектом которого являются процессы создания международной компании, формирования структуры и системы управления ею, механизм реализации управленческих функций и т. п.;
2) Управление производством, которое направлено на выбор основных параметров технологического процесса;
3) Управление научно-технической деятельностью, которая отражает особенности процесса интеграции науки и производства, все большую ориентацию исследований и разработок на рыночные потребности, усиление влияния рыночных потребностей, усиление влияния рыночных факторов на определение стратегических позиций корпорации;
4) Управление маркетингом, который содержит альтернативные подходы к оценке потенциала рынка в разных странах, а также к отбору товарной массы, ценообразованию и содействию продажам, установлению торговой марки и стратегий сбыта, характерных для международного маркетинга;
5) Управление стоимостью, которое означает, что все методы и приемы международного менеджмента имеют целью помочь международным компаниям максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости;
6) Управление информацией, которая преимущественно используется для контроля и не предназначена для свободного распространения внутри компании и других заинтересованных организаций;
7) Управление изменениями;
8) Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции;
9) Управление персоналом (социальное управление);
10) Управление эккаунтингом (процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации).
Функции международного менеджмента:
1) Стратегическое планирование (дополняется функцией маркетинга);
2) Организационная функция;
3) Функция координации;
4) Функция мотивации;
5) Функция контроля.
Назовите уровни управления международного менеджмента.
Ответ:Международный менеджмент в зависимости от видов деятельности имеет три уровня управления: стратегическое управление, оперативное управление, контроль.
Стратегическое управление состоит из:
- выработки цели международного менеджмента;
- прогнозирования;
- стратегического планирования.
Оперативное управлениепредставляет собой деятельность по реализации названных мер, которая подразделяется на:
- организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
- руководство созданной структурой.
Контрольвключает анализ достигнутых результатов и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
7) Как вы понимаете тройственную систему обменов в каналах коммуникаций международного менеджмента?
Ответ:Эффективный международный менеджмент предполагает единство экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.
Наиболее полно реализация этого единства осуществляется в тройственной системе обменов в каналах коммуникаций международного менеджмента,придающей интернациональный характер ресурсам управления, производственным факторам и управленческой информации международной компании.
Все составные части управленческого канала имеют дуплексный характер. Это связано с тем, что международная компания модифицирует свои управленческие решения, с одной стороны, на совокупность бизнес-единиц, функционирующих в рамках завоеванного экономического пространства, с другой стороны, на те корпоративные структуры международного бизнеса, интересы которых совпадают в переплетении и реализации стратегических управленческих решений на мировых рынках.
С полным основанием можно говорить об интернационализации процесса принятия управленческого решения, приобретенного при работе как на выбранном, так и на международном рынках, и модифицировании менталитета и профессионального опыта менеджмента всех заинтересованных международных компаний и тех из них, которые в условиях международной конкуренции вынуждены изучать и внедрять инновационные управленческие технологии в свою практическую деятельность. (?)
8) Что такое парадигмы международного менеджмента? Каковы их основные виды? Чем определяется эффективность их взаимодействия?
Ответ:Парадигма международного менеджмента -это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения задач международного менеджмента, а также методов исследования, принятых, как правило, в научном сообществе в определенный исторический период и являющихся в этот период основной методологической базой для всего мирового научного сообщества.
Основные парадигмы международного менеджмента:
1) Парадигма геобизнеса,которая включает в себя все, что может повлиять на ход интернационализации компании как внутри, так и вне ее, как в своей стране, так и за границей, включая специфическое международное регулирование бизнеса и международные институты и системы;
2) Парадигма взаимодействия, которая основана на следующих допущениях:
- менеджеры головной и дочерних компаний являются активными участниками принятия управленческих решений и проведения на их основе в жизнь коммерческих сделок;
- отношения между ними являются долгосрочными и компетентными;
- связи между ними часто становятся институциональными;
3) Парадигма международных рыночных сетей,которая предполагает:
- дальнейшее развитие позиций в сетях (проникновение);
- увеличение координации между позициями компании в сетях, основанных в различных странах (международная интеграция);
- международную экспансию (позиционирование своего управленческого влияния в сетях определенных стран);
9) Каковы предназначение и функциональные задачи международного менеджмента?
Ответ: Предназначение международного менеджмента:
1)Международное конфигурирование управленческой деятельности за счет использования конкурентного преимущества компании. Основной принцип - сочетание глобального централизованного международного менеджмента с локальным подходом к разработке целевых управленческих структур локального уровня. Стратегическое планирование и централизованное информационное обеспечение, профессиональный подбор кадров, их ротация и переподготовка и т. д. дают существенную экономию на издержках производства и способствуют выработке единого стиля управления и проведения гибкого регулирования в изменяющихся условиях окружающей среды.
Конфигурирующая роль международного менеджмента находит свое альтернативное выражение в специфической организации международной управленческой коалиции. Подтверждением данного процесса является практика централизации и децентрализации компаний, их поглощения и слияния.
2) Международное управленческое координирование:
- способствует усилению взаимосвязанности и переплетения всех сторон деятельности компаний на основе системного подхода к управлению. На возможности интернационализации всех форм и методов менеджмента в значительной степени оказывает влияние современное развитие систем коммуникаций, которыми страны охвачены на глобальном уровне;
- передает управленческие «ноу-хау» и опыт из страны в страну. Распространение передовых форм и методов управления происходит в соответствии с направлениями распространения пространственных «инновационных волн», т. е. от стран, обладающих высоким профессиональным уровнем управления, к странам менее развитым, но стремящимся использовать мировой опыт. С некоторыми вариациями все страны проходят сходные этапы развития, что позволяет использовать апробированные в развитых странах методы менеджмента в менее развитых странах;
- содействует совместному использованию управленческой информации;
- последовательно внедряет управленческие программы, способствует плановому перемещению управленческой деятельности из страны в страну. Учитывается уровень их социально-экономического развития, подготовленность оргструктур стран к восприятию как новых форм и методов управления. В полной мере выигрыш от этого конкурентного преимущества может получить та международная компания, которая разрабатывает систему координирующих стратегий во всемирном масштабе, преодолевает консервативное сопротивление менеджеров интернационализации или их склонность к традиционным формам и методам управления;
- объединяет усилия различных управленческих групп компании, находящихся в различных странах. Конкурентное преимущество возникает здесь за счет снятия дублирования в осуществлении управленческих воздействий на все фазы производственного цикла и последующей реализации продукции, а также «интеллектуальности» процесса управления, который позволяет рассматривать системно - практикующую компанию как самообучающуюся систему. В результате суммируется опыт локальных структурных подразделений компании или участников стратегических альянсов, что приводит к нелинейному, синергетическому эффекту. Иными словами, координирующая роль международного менеджмента такова, что происходит не только сложение, но и приумножение управленческого опыта в международной компании.
3) Осуществление управленческой сцепки с основными видами деятельности компании, в первую очередь с разработкой новых товаров и соответствующих технологий и производством, а также с финансовой оболочкой международного предпринимательства.
Главные задачи международного менеджмента:
1) Комплексное изучение и оценка внешней среды бизнеса для поиска и приумножения источников конкурентных преимуществ фирмы;
2) Анализ и оценка культурного фона целевой страны и использования его возможностей (учет ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений для эффективного функционирования фирмы;
3) Оптимальной выбор организационно-правовой формы осуществления заграничной деловой активности фирмы с учетом экономических и правовых возможностей принимающей страны;
4) Формирование эффективного интернационального коллектива международной компании;
5) Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного делового сервиса в области финансов, технологического и информационного обслуживания заграничных операций.
10) Как проявляется взаимосвязь между факторами, влияющими на эффективность международного менеджмента? Дайте характеристику каждого из этих факторов.
Ответ:Основные факторы, оказывающие воздействие на эффективность международного менеджмента:
1) Внешняя среда. Окружающая среда международной компании состоит из агентов и факторов вне организации, которые влияют на позицию, действия и результаты деятельности компании. Однако границы между организацией и ее окружающей средой обычно проницаемы и нечетки, поскольку внешние условия и организация воздействуют друг на друга.
Международные компании функционируют в условиях окружающей среды, которая характеризуется разнообразием, нестабильностью и наукоемкостью. Эти условия являются основным фактором, приводящим к необходимости развития и поддержания более тесного сотрудничества как в рамках экономического пространства компании - с бизнес-единицами, так и за его пределами - с клиентами, поставщиками и конкурентами. В условиях нестабильности внешней среды возрастает административная неопределенность. Чем больше нестабильность окружающей среды, тем активнее межорганизационное сотрудничество с целью получения управленческого опыта.
2) Организационная культура.Организационная культура - это система ценностей и убеждений, которые управляют компаниями и поведением индивидов, образующих организацию. Ценности, составляющие организационную культуру, воздействуют на концепцию внутренней среды, формируют основы корпоративных целей, определяют поведение членов организации в различных ситуациях.
3) Стратегии.Организационная стратегия включает в себя долгосрочные цели, принципы и программы, которые компания избирает для отрасли, продукта и/или рынка. Стратегия может заключаться в получении и поддержании устойчивого преимущества. К его важнейшим источникам относятся лучшие навыки в управлении и используемые ресурсы. Они могут быть получены в результате стратегии, принятой в организации. Практика международного управления использует общепринятые варианты стратегии, которые обеспечивают эффективность международного менеджмента.
Эффективность международного менеджмента - это многоплановая экономическая категория, тесно связанная с важнейшими составляющими международного бизнеса - внешней средой, организационной культурой и стратегией международной компании, определяющей ее конкурентоспособные стратегии на мировых рынках.
11) Каково соотношение страновой (национальной) и международной моделей менеджмента?
Ответ:Базовым отличием международной модели менеджмента от национальной модели выступает содержание, роль и специфика внешней среды бизнеса, поскольку в этом случае речь идет о его выходе за национальные границы.
Оперирование в нескольких иноязычных странах (тем более во всем мире) заставляет с особым вниманием относиться к анализу внешней среды, и в первую очередь всего того, что потенциально несет в себе те или иные конкурентные преимущества: экономика, политика, право, культура, социальные процессы и иные аспекты жизнедеятельности того или иного национального государства в контексте стратегических и тактических задач, решаемых фирмой на его территории и/ или с помощью фирм этой страны в третьих странах. При этом знание и понимание культуры страны и соответствующих особенностей поведения ее населения играет одну из ключевых ролей и несет заряд принципиально новых конкурентных преимуществ (или опасностей - в негативном варианте).
К тому же серьезное управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, безусловного преодоления языковых барьеров и профессионального страхового обеспечения управленческих решений.
Что касается внутренней среды фирмы, то здесь и сложности, и отличия определяются все той же мультинациональной средой, необходимостью учета национально-культурных факторов.
С еще более серьезными проблемами сталкивается международный менеджмент в сфере коммуникаций, где все - от особенностей языковых барьеров до ритуалов и невербального общения - несет жесткий отпечаток специфики той или иной культуры. Но именно особенности коммуникаций во многом предопределяют и национально-культурную специфику принятия решений, и то, что в одной культуре будет моделью рационального принятия решений, в другой будетсчитатьсяпросто неразумным поведением руководителя.
В существенно меньшей мере специфика международного менеджмента сказывается при переходе к проблемам стратегического планирования, так как более или менее формализованные модели куда более чувствительны к культурной среде. Здесь будет проявляться специфика взаимодействия и информационного обмена, присущая разным нациям, но в достаточно жестких рамках фирменных моделей выработки стратегии это вполне преодолимое препятствие.
Существует сложнейшая проблема соотношения глобального и локального оптимумов в деятельности международной фирмы, и еще более сложная проблема грамотного формирования и развития отношений фирмы со страной пребывания в целом, ее отдельными регионами и городами.
Во всей своей полноте сложности мульти- и кросснационального подхода, присущие международному бизнесу, проявляются в функциональном срезе управления фирмой в областях мотивации и контроля, поскольку именно здесь (и еще в групповой динамике) культурные константы дают о себе знать особенно сильно.
Также существуют существенные различия в вопросах групповой динамики и руководства (управленческой культуры, учета традиций, управления изменениями), а также в вопросах управления эффективностью деятельности.
12) В чем смысл концепции международного жизненного цикла продукта?
Ответ:Концепция международного жизненного цикла товара(МЖЦТ) (product life cycle, PIC), разработанная американским экономистом Р. Верноном, утверждает, что некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из четырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и что ее производство будет перемещаться в международном плане в зависимости от этапа цикла. Эти четыре этапа представляют собой некий континуум, они не оторваны полностью друг от друга. В течение жизненного цикла товара его производство стремится к большей капиталоемкости и перемещается в другие страны.
13) Какова сущность сэлфменеджмента? В чем его отличие от менеджмента и мономенеджмента? Что общего у сэлфменеджмента с международным менеджментом?
Ответ: Сэлфменеджмент (self-management, самоменеджмент) – целенаправленное, последовательное и осознанное применение руководителями и специалистами испытанных методов и практических приемов повышения личной эффективности в достижении поставленных целей.
В отличие от традиционного понимания менеджмента, при котором руководитель всегда должен находиться в составе системы, самоменеджмент имеет дело с самоорганизованными или, в терминах естественных наук, коллапсирующими системами (сжимающимися, самоликвидирующимися во времени и пространстве).
? Мономенеджмент (Не встретила этого понятия в литературе).