Спрос и предложение на труд
Спрос на рынке труда является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения – домашние хозяйства.
Рассмотрим процесс, посредством которого фирма, максимизирующая прибыль, определяет масштабы затрат труда. Предположим, что фирма продает свою продукцию по цене Р и нанимает работников на рынке труда при заработной плате равной w. Каждое приращение труда DL увеличивает издержки фирмы на труд на величину wDL. Дополнительная единица труда вызывает прирост выпуска DQ и, значит, дополнительный доход в объеме РDQ. Следовательно фирма будет увеличивать затраты труда до тех пор, пока прирост издержек wDL не превысит величину прироста дохода, т.е. wDL<РDQ, или (w/ Р) <DQ/DL. Величина DQ/DL суть МРL – предельного продукта труда. Таким образом, фирме следует продолжать наем работников до тех пор, пока предельный продукт труда не сравняется с реальной заработной платой. Так мы можем определить то количество труда, которое следует выбрать фирме при каждом уровне реальной заработной платы. Так для условий рисунка 5.2, при реальной заработной плате (w/P)a, фирма выберет величину затрат труда La. Если же w/P равно (w/P)b, фирма остановится на Lb. Следовательно, функция MPL фактически представляет собой функцию спроса на труд. Поскольку кривая MPL направлена вниз, такое же направление имеет и кривая спроса на труд. Другими словами, чем выше отношение w/P, тем ниже объем труда, который хотела бы привлечь фирма.
В случае, когда капитал увеличивается, объем выпуска, соответствующий любому количеству труда, также возрастает, как это показано на рисунке 5.3-а). То же самое происходит и с величиной предельного продукта для любого данного L, что отражено на графике5.3-б). Аналогичный эффект имеет место в том случае, когда какое-либо технологическое усовершенствование влечет за собой повышение эффективности накопленного капитала.
Обобщая сказанное можно записать функцию спроса на труд в виде функции реальной заработной платы, а также объема капитала и технологического уровня:
LD=LD(w/P, K, τ) (5.2)
При этом увеличение реальной заработной платы приводит к сокращению спроса на труд. Прирост капитала и какое-либо технологическое усовершенствование наоборот приводит к увеличению спроса на труд.
Теперь используя функцию спроса на труд, можно вывести функцию предложения выпуска, показывающую тот объем продукции, который будет произведен фирмой при данном уровне w/P, K и τ. Переписав производственную функцию (5.1) с использованием (5.2), получим:
QS= QS [LD(w/P, K, τ), K, τ)] (5.3)
QS представляет собой убывающую функцию от w/P, что вызвано свойствами производственной функции: более высокому значению w/P соответствует меньшая величина LD, а чем меньше LD, тем ниже объем производства, а также возрастающую функцию от капитала и технологического уровня (τ).
Важно подчеркнуть, что в последнем уравнении выпуск обозначается символом QS, а не Q, так как функция предложения описывает тот объем выпуска, который фирмы желают произвести при условии максимизации прибыли. Этим самым уравнение (5.3) отличается от производственной функции (5.1), отражающей всего лишь техническую зависимость между затратами и выпуском.
Стабилизационная политика
Стабилизационная политика представляет собой управление уровнем совокупного спроса в экономике при помощи бюджетно-налоговой и денежно-кредитнойполитики с целью смягчения или даже устранения колебаний уровня экономической активности (реального ВВП и занятости), связанных с экономическим (деловым) циклом.
Рис. 8.7. Смягчение цикла
Главная цель стабилизационной политики состоит в «точной настройке» совокупного спроса для того, чтобы не допустить:
1. недостаточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (чтобы избежать потери в выпуске продукции и безработицы);
2. избыточности совокупного спроса по сравнению с потенциальным ВВП (для предотвращения инфляции);
Конечно, идеальной была бы политика, которая обеспечивала бы такой рост совокупного спроса, который точно соответствовал бы росту потенциального ВВП (сплошная прямая линия на рисунке 8.7). Однако разработка и осуществление стабилизационной политики сталкиваются с рядом проблем, связанных с точностью прогноза экономического развития, точным определением времени и объёма осуществляемых мероприятий. Действительные результаты этой политики выглядят скромнее: в лучшем случае государству удается смягчить спады и бумы (пунктирная кривая на рисунке 8.7).
В качестве методов стабилизационной политики выступают инструменты бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, которые будут проанализированы в лекции 10.
Стабилизационная политика представляет собой один из аспектов макроэкономической политики государства. Другими важными направлениями являются политика предложения, воздействующая на темпы роста потенциального ВВП, и политика валютных курсов, влияющая на конкурентоспособность товаров и услуг, поставляемых на внешний рынок.
Ставка процента и инвестиционная функция.