Современная кредитная система

Кредит выражает экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств. Кредит –движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Источниками кредитных ресурсов являются временно свободные денежные средства предприятий, населения и государства.

Функции кредита:

1. Концентрация и централизация производства и капитала. Таким образом, кредит позволяет раздвинуть рамки общественного производства.

2. Аккумуляция и размещение денег (перераспределительная функция).

3. Проверка состояния деятельности предприятия перед выдачей ссуды (контрольная функция).

Принципамикредитования являются целевой характер, обеспеченность материальными ценностями, платность в виде процента, срочность (срок зависит от цели, а от срока будет зависеть процентная ставка), возвратность.

Формы кредита:

1. Коммерческий кредит. Предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме.

2. Банковский кредит. Предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд.

3. Межхозяйственный денежный кредит. Предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путем выпуска акций, кредитных билетов, облигаций.

4. Потребительский кредит.

5. Ипотечный кредит. Предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий).

6. Государственный кредит – облигации государственных займов.

7. Межгосударственный кредит.

Кредитную систему рассматривают как совокупность:

1) кредитно-расчетных отношений (отношений, связанных с движением ссудного капитала), форм и методов кредитования;

2) кредитных организаций.

Кредитными учреждениями являются коммерческие предприятия, занимающиеся банковскими операциями. Основа кредитной системы – банки. Структура кредитной системы включает банки, специализированные кредитно-финансовые институты (инвестиционные банки, сберегательные учреждения, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании) и межгосударственные кредитные организации.

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая банковская система. Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются:

1) на государственные, капитал которых принадлежит государству, например центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде, России);

2) акционерные (например, в США);

3) смешанные – акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер, поскольку в долгосрочном плане его политика прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства.

Основные цели деятельности ЦБ:

1. Защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

2. Развитие и укрепление банковской системы.

3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основные задачи ЦБ:

1. Регулирование денежного обращения.

2. Проведение единой денежно-кредитной политики.

3. Защита интересов вкладчиков, банков.

4. Надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.

5. Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Функции банка России:

1. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.

3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.

4. Устанавливает правила осуществления расчетов в стране.

5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

6. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.

7. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

9. Осуществляет самостоятельно или по поручению правительства все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач банка.

10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.

11. Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством стран.

12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса и организует составление платежного баланса стран.

13. С целью осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Для реализации возложенных на него функций ЦБ участвует в разработке экономической политики правительства.

Любой ЦБ традиционно выполняет следующие функции:

1. Осуществление монопольной эмиссии банкнот.

2. Проведение денежно-кредитного регулирования валютной политики.

3. Рефинансирование кредитно-банковских институтов.

4. Регулирование деятельности кредитных институтов, т.е. осуществление банковского надзора.

5. Является финансовым агентом правительства.

Эмиссия банкнот.За ЦБ как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории государства.

Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

С целью организации наличного денежного обращения на территории страны на банк возлагаются следующие функции:

· прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

· установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

· установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

· определение порядка ведения кассовых операций.

Проведение валютной политики.ЦБ представляет интересы государства во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях. ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических позиций страны, и осуществляет эту функцию в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и федеральными законами. От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота. ЦБ, как правило, представляет свою страну в международных и региональных валютно-кредитных организациях. Для осуществления своих функций ЦБ может открывать представительства в иностранных государствах.

Рефинансирование коммерческих банков.Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им займов в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования – воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.

Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости:

· от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);

· методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов);

· сроков предоставления (среднесрочные – на 3-4 мес. и краткосрочные – на 1 день или несколько дней);

· целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты).

Регулирование деятельности кредитных институтов.ЦБ является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций – это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. ЦБ не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков ЦБ:

· устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения банковского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности;

· регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.

С целью обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:

1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;

2) предельный размер неденежной части уставного капитала;

3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

4) максимальный размер крупных кредитных рисков;

5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

6) нормативы ликвидности кредитной организации;

7) нормативы достаточности капитала;

8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

9) размеры валютного, процентного и иных рисков;

10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;

11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения доли (акций) других юридических лиц;

12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям. При нарушении кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставлении информации, представлении неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф до 0,1% от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев, отзывать лицензию.

Функция финансового агента правительства.Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами. Важнейшая роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета, – государственные займы. Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или в безбумажной форме.

Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет кассовые исполнения бюджета – прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов. Таким образом, ЦБ выступает кассиром правительства.

Второй уровень банковской системы представлен коммерческими банками. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство – депозит, а выдавая ссуду – новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. В современных условиях коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг.

Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Основными функциями коммерческих банков являются:

1) прием депозитов;

2) осуществление денежных платежей и расчетов;

3) выдача кредитов.

Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране.

Коммерческие банки исполняют роль посредников между хозяйствующими субъектами, накапливающими денежные средства и нуждающимися в них. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. В большинстве стран классификация депозитных счетов основана на учете двух моментов: срока депозита и категории вкладчиков.

Депозиты до востребованиядают возможность владельцам получать наличные деньги по первому требованию и осуществлять платежи с помощью выписки чека. Главным достоинством этих счетов является их высокая ликвидность, возможность их непосредственного использования в качестве средства платежа. Основной недостаток – отсутствие уплаты процентов по счету. Взнос и изъятие денег осуществляется как частями, так и полностью в любое время без ограничений. Владелец счета уплачивает банку комиссию за пользование счетом в виде твердой месячной ставки или за каждый выписанный чек.

Срочные и сберегательные счета– это такие счета, на которых хранятся средства, приносящие владельцу процентный доход и не предназначенные для расчета с третьими лицами. Особенностью сберегательных счетов является то, что они не имеют фиксированного срока и от владельца не требуется предварительного уведомления о снятии средств. Срочный вклад имеет четко определенный срок, по нему выплачивается фиксированный процент и, как правило, имеются ограничения по досрочному изъятию вклада.

Депозитный сертификат– документ о внесении в банк срочного вклада с фиксированным сроком и ставкой процента. Это вид ликвидных инструментов денежного рынка. Купив сертификат, фирмы и частные лица могут с выгодой инвестировать капитал, а в случае необходимости – превратить его в наличность.

Недепозитные источники привлечения ресурсов.К наиболее распространенным формам привлечения средств относятся:

1. Получение займов на межбанковском рынке. На этом рынке продаются и покупаются депозиты, хранящиеся на резервном счете в центральном банке. Многие банки, имеющие на резервном счете избыточные средства (по сравнению с обязательным минимумом), предоставляют их в ссуду (часто на один деловой день).

2. Соглашение о покупке ценных бумаг с обратным выкупом.Сделки такого рода представляют собой краткосрочные займы под обеспечение ценными бумагами, где право распоряжения обеспечением переходит к кредитору. Условием операции служит обязательство заемщика выкупать ценные бумаги на строго установленную дату и по заранее определенной цене.

3. Учет векселей и получение ссуд у центрального банка. Как правило, эти ссуды краткосрочные. Назначение их – в восполнении нехватки ресурсов у коммерческих банков, вызванной сезонными факторами и чрезвычайными обстоятельствами. Учет векселей и тратт заключается в досрочной оплате их за некоторый комиссионный сбор.

4. Выпуск коммерческих бумаг. Коммерческие бумаги – это краткосрочные обязательства без обеспечения, выпускаемые крупными компаниями с высокой кредитоспособностью. Цель выпуска – получение оборотных средств для финансирования сезонных потребностей в оборотном капитале. Их доходность выше, чем государственных.

5. Банковский кредит– тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы).

В практике банков проводится разграничение между коммерческими ссудами и персональными кредитами. Этим категориям соответствуют различные виды кредитных соглашений, определяющих условия предоставления займа, его погашения и т. д.

Кредиты коммерческим предприятиям можно разделить на две группы. Это ссуды для финансирования:

1) оборотного капитала;

2) основного капитала.

Первая группа связана с нехваткой у предприятия денежных средств для покупки элементов оборотного капитала, необходимых для повседневных операций. Это в основном краткосрочные кредиты сроком до одного года. Вторая группа представлена средне- и долгосрочными кредитами для покупки недвижимости, земли, оборудования и т. д.

К первой группе относятся:

Кредитная линия – соглашение между банком и заемщиком о максимальной сумме кредита, которую последний сможет использовать в течение обусловленного срока и на определенных условиях. Эта форма используется для покрытия сезонных влияний или прироста дебиторской задолженности. Часто обеспечением кредитной линии служат кредитуемые банком запасы или неоплаченные счета.

Возобновляемая кредитная линия предоставляется банком, если заемщик испытывает длительную нехватку оборотных средств для поддержания определенного объема производства. Погасив часть кредита, заемщик может получить новую ссуду в пределах установленного лимита и срока действия договора.

Ссуды на чрезвычайные нуждывыдаются банком для финансирования разового экстраординарного увеличения потребности клиента в оборотных средствах, связанного с получением крупного заказа, заключением выгодной сделки и другими чрезвычайными обстоятельствами.

Перманентная ссуда используется для пополнения оборотного капитала. Кредиты такого рода выдаются на несколько лет и имеют целью покрыть длительный дефицит финансовых ресурсов заемщика. Погашение ведется в рассрочку. Эти ссуды часто выдают под первоначальное развитие дела.

Ко второй группе относятся:

Срочные ссуды – выдаются на срок более одного года в форме единичного кредита или серии последовательных займов и используются для приобретения машин, оборудования, ремонта зданий, рефинансирования долгов и т. д. Типичный срок – 5 лет.

Ссуды под закладную – применяются для финансирования покупки зданий, земли. Они рассчитаны на длительный срок (более 15 лет).

Строительные ссуды – выдаются на период строительного цикла (до 2-х лет). Заемщик регулярно выплачивает процент. Затем ссуда переоформляется в закладную и начинается выплата основного долга.

Что касается ссуд индивидуальным заемщикам, то они связаны с приобретением недвижимости.

Ссуды под закладную– основная форма кредита под недвижимость – полностью амортизируемая закладная с фиксированным процентом. Обеспечением кредита служит покупаемая недвижимость; сумма долга погашается равными суммами на протяжении всего срока действия ссуды.

Ссуды с погашением в рассрочкуприменяются для покупки товаров длительного пользования. Часто ссуда не является полностью амортизируемой: она предполагает крупный платеж в конце срока и содержит условие обратного выкупа, т. е. заемщик по своему выбору может либо погасить ссуду полностью, либо передать товар банку по остаточной стоимости в оплату непогашенного долга.

Возобновляемые ссуды – заемщику открывается кредитная линия с правом получения кредита в течение определенного срока. Условия погашения определяются пожеланиями заемщика. Процент начисляется на реально полученную сумму.

Существует также такая распространенная форма кредита, как ломбардный кредит. Он подразумевает залог имущества или прав. При предоставлении ломбардного кредита залог оценивается не по полной стоимости, а учитывается в зависимости от вида движимого имущества только часть его стоимости. Такая оценка связана с рисками, возникающими при реализации залога. Ломбардный кредит предоставляется под залог:

· ценных бумаг;

· товаров;

· драгоценных металлов;

· финансовых требований.

Стоимость кредита складывается из процентов и комиссионных платежей.

Помимо выполнения базовых функций, банк предлагает клиентам множество других финансовых услуг, их иногда называют новыми операциями банков.

1. Лизинг. Эта форма применима к финансированию долгосрочной аренды дорогостоящего оборудования. Согласно договору о лизинге, арендатор получает в долгосрочное пользование оборудование при условии внесения периодических платежей владельцу оборудования. Арендодателями могут быть промышленные предприятия, имеющие свои лизинговые компании, а также специализированные лизинговые компании. Имеются различные виды лизинга:

· Оперативный лизинг. Мощные фирмы-производители могут быть заинтересованы не в продаже своей продукции, а в сдаче ее в аренду. Договор заключается, как правило, на 3-5 лет.

· Лизинг недвижимости. Определенные фирмы создают в сотрудничестве с банком крупные объекты типа заводского цеха, которые могут использоваться различным образом. После окончания срока аренды, составляющего 15-20 лет, объект продается арендатору.

· Финансовый лизинг.Этот вид подразумевает сдачу в аренду таких товаров, как самолеты, автомобили. Срок составляет 2-6 лет. В финансовом лизинге службы технического обслуживания и ремонта разделены.

Ставки по лизингу рассчитываются исходя из издержек производства, процентов, налогов.

2. Факторинг.Банк-фактор покупает требования какой-либо компании и затем сам получает платежи по ним. При этом речь идет, как правило, об обращающихся краткосрочных требованиях, возникающих из товарных поставок. В операции факторинга имеются три участка: фактор, первоначальный кредитор и должник, получающий от клиента товары с отсрочкой платежа. Фактор ведет всю бухгалтерию, берет на себя обязанности по предупреждению должника о платежах, выполняет инкассацию требований, а также несет весь риск, связанный с полным и своевременным поступлением платежей. Расходы клиента складываются из комиссионных и факторского сбора, состоящего из процентов за предоставленный аванс и прибыли авансовой компании.

3. Операции с ценными бумагами. До 90% инвестиционного портфеля должны составлять государственные ценные бумаги, а остальное – частные.

Различают 2 вида инвестиционной политики банка: пассивную и агрессивную. Пассивная стратегия характеризуется равномерным распределением инвестиций между выпусками разной срочности. Эта политика банка позволяет распределять вложения в краткосрочные и долгосрочные обязательства равномерно, чтобы обеспечить хорошую доходность и ликвидность.

Агрессивная стратегия. Этой политики придерживаются крупные банки, имеющие большой портфель инвестиционных бумаг и стремящиеся к получению максимального дохода от этого портфеля. Этот метод требует значительных средств, т.к. он связан с большой активностью на рынке ценных бумаг, при которой необходимо использовать экспертные оценки и прогнозы состояния рынка ценных бумаг и экономики в целом.

4. Трастовые операции.Многие коммерческие банки принимают на себя функции доверенного лица и выполняют в этой роли разнообразные операции для своих индивидуальных и корпоративных клиентов. Имеются три основных категории трастовых услуг для физических лиц:

· Распоряжение после смерти в пользу наследников – наиболее распространенный вид доверительных услуг. Должна быть составлена подобная опись имущества, уплачены долги, а оставшаяся сумма распределена между наследниками согласно закону.

· Управление имуществом в форме траста может иметь различную правовую основу: завещание, специальное соглашение, распоряжение суда. Виды трастов, находящихся в управлении банков, весьма разнообразны.

· Пожизненный траст учреждается лицом по договоренности с банком, например клиент переводит деньги в доверительное управление банку, поручая ему выплачивать доход в течение его жизни, после смерти передать капитал жене и детям.

Страховой траст возникает, если клиент назначает банк доверенным лицом по страховому полису и поручает ему выплачивать доход своей жене после его смерти и передать сумму полиса детям после смерти жены.

Корпоративный трастучреждается в форме имущества, закладываемого в банке в обеспечение выпуска облигаций компании.

Траст в пользу наемных служащих может иметь форму пенсионного фонда или плана участия в прибылях. В первом случае предприниматель вносит деньги по утвержденной схеме в фонд, находящийся в управлении банком, для покупки аннуитетов или прямых выплат сотрудникам по достижении пенсионного возраста. Если работники вносят деньги в фонд, то он называется пенсионным трастом с участием, если нет – без участия. Во втором случае предприниматель переводит часть прибыли в траст-фонд, открытый в банке для последующего распределения взносов и последующих доходов от фонда в пользу работников компании по достижении пенсионного возраста или на другую дату.

Банки могут выполнять и агентские функции, которые отличаются от траста тем, что в случае траста доверенное лицо получает юридическое право на распоряжение собственностью, а при агентских отношениях право остается у принципала. Агентские функции заключаются в следующем:

· Хранение ценностей в сейфе. Банк получает, хранит и выдает ценности по поручению принципала без каких-либо инициатив или активных функций.

· Хранение имущества с активными функциями. Банк не просто хранит ценности в сейфе, а покупает и продает их, получает по ним доход, действуя согласно инструкциям принципала.

· Управление. Банк выполняет все функции хранителя имущества и активно управляет собственностью, например анализирует состояние портфеля ценных бумаг, дает рекомендации и предлагает способы инвестирования капитала и т. д. Если в ведение банка сдается реальная собственность, банк может сдавать ее в наем, эксплуатировать в соответствии с инструкциями принципала.

Банки выполняют следующие агентские функции для деловых фирм:

Агент по трансферту. Банк выполняет для корпорации операции по передаче права собственности на акции и именные облигации от одного владельца к другому.

Регистратор акций. Банк ведет учет выпущенных ценных бумаг, чтобы не допустить их чрезмерной эмиссии, что карается законом.

Депозитарий различных ценностей.Банк выполняет эту роль во время финансовых реорганизаций.

Агент по выплате дивидендов.Банк осуществляет выплату дивидендов по акциям и процентов – по облигациям компании, а также погашению основного долга.

Траст-отдел банка предоставляют многочисленные услуги и финансовые консультации индивидуальным распорядителям, опекунам и администраторам, управляющим чужим имуществом на доверительной основе.

Помимо двухуровневой банковской системы, существует, например, децентрализованная Федеральная резервная система (ФРС США). Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль над деятельностью банков-членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

История развития банковского дела знает и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных – сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета.

Курс на развитие рыночных отношений потребовал создания качественно новой системы банков. В середине 80-х годов началось проведение банковской реформы, в результате которой были организованы крупные отраслевые специализированные банки: Госбанк СССР, Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк. Однако реально такая реформа привела к тому, что монополия трех государственных банков была заменена монополией реорганизованных и специализированных банков.

Наши рекомендации