Продовольственная безопасность Республики Беларусь (по уровню производства), тыс. т
Вид продукции | Го д | Уровни продовольственной безопасности | ||||||||||
критический | опт ч | |||||||||||
1в-т | II в-т | 1 в-т | ||||||||||
Зерно | ||||||||||||
Картофель | ||||||||||||
Овощи | ||||||||||||
Рапс | ||||||||||||
Сахарная свекла | ||||||||||||
Мясо | ||||||||||||
Молоко | ||||||||||||
Яйца, млн шт. |
Потребление основных продуктов питания в Республике Беларусь на душу населения в год, кг
Вид продукции | Год | |||
Медицинская норма потребления | ||||
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо | ||||
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко | ||||
Яйца, шт. | ||||
Рыба и рыбопродукты | 18,2 | 16,1 | 15,4 | 15,8 |
Сахар | 39,7 | 40,7 | 41,1 | |
Растительное масло | 13,2 | 15,7 | 14,9 | 15,9 |
Овощебахчевые культуры | ||||
Плоды и ягоды | ||||
Картофель | ||||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа, мука) | ||||
Актуальность данного направления на этапе вхождения в рынок обусловлена сложностью решения продовольственной проблемы. Негативные явления в экономике привели к резкому спаду производства в аграрном секторе и снижению продовольственного обеспечения населения республики. Значительно ухудшилось качество питания.
Решение продовольственной проблемы предполагает устойчивое развитие эффективного сельскохозяйственного производства на всех уровнях, что, в свою очередь, требует принятия определенных мер аграрногопротекционизма, отвечающего условиям рыночной экономики и обеспечивающего необходимую степень продовольственной безопасности.
Мониторинг продовольственной безопасности свидетельствует, что уровень в республике имеет положительную динамику.
В энергетической оценке при фактическом среднесуточном потреблении на душу населения (оптимальный уровень - 3500 ккал) уровень продовольственной безопасности обеспечен более чем на 90 %. В то же время по качественным параметрам структура потребления продовольствия требует совершенствования в целях сбалансированности рациона по белку. Экономичеекая доступность продовольствия характеризуется значительной долей расходов на питание (табл. 4), но они имеют тенденцию к снижению. В 2009 г. потребительские расходы домашних хозяйств на питание составляет 37,9 %. При наличии бесплатных образовательных и медицинских услуг, а так же компенсации государством части жилищно-коммунальных услуг эти затраты намного превышают аналогичные расходы в развитых странах.
Отмечается рост импорта отдельных продовольственных товаров. Однако при значении производства продукции сельского хозяйства и поставок на экспорт и рост импорта продовольствия не представляет угрозу безопасности, хотя и требует структурной оптимизации.
3.Внешнсэкономическая безопасность — это создание условий для оптимального врастание национальной экономики в международноё разделение труда и достижения баланса экономиче-
ских интересов во внешнеэкономической деятельности: Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.
Внешнеэкономические связи должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов в процессе стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы Беларуси. Они должны способствовать повышению конкурентоспособности отечественного производства и органичному, недискриминационному встраиванию его в мировое хозяйство, обеспечивать гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках и эффективное: снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.
На эффективность внешнеэкономической деятельности непосредственное втянйе оказывают угрозы резкого падения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение
цен на импортируемую продукцию. Такие резкие скачки цен при высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния национальной экономики. Неблагоприятное влия-
ние на нее может оказать и введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Бе-
ларуси. Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран. Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой-степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.
Важным фактором экономической безопасности при открытой экономике выступает высокая конкурентоспособность продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в та-
ких количествах, которые обеспечивали бы получение иностранкой валюты в объёмах, достаточных для оплаты возрастающегоимпорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.
В стратегическом плане поддержание высокой конкуренто способности на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяй-
стве возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.
С точки зрения экономической безопасности, необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику, которые при определенных условиях могли бы послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйстйа, а, следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.
Но, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Во-первых, с учетом наших эконо-
мических и оборонных интересов следует определять не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложенйя ог-
раничиваются и регулируются на основе лицензирования. Вo-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъ-
ектами хозяйствования финансовых и материальных рёсурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство. В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.
Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов.
Финансовая безопасность — это такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений как между национальными субъоктами хозяйствования, так и с мировым рынком.
Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики. Оно напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, .о том числе и правоохранительных органов за соблюдением уотщолленных норм и правил хозяйственной деятельности.
Социальная безопасность -это наличие в государстве оптимального соотношения интересов личности, социальных групп и всего общества, в сфере реализации их материальных и духовных потреЬностей. Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому
существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики как основы социальной безопасности.
Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы лично-
сти, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликт-
ность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.
Социальная безопасность реализует необходимые гарантии права человека на жизнь. В более конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами
своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого.
Инфраструктурная безопасность - это состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при котором ею обеспечивается устойчивая и эффектив-
ная реализация общественного воспроизводственного процесса. Цель обеспечения инфраструктурной безопасности - создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности передаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действия внутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам.