1. Рынок туризма в России – его структура и динамика. 32 Достаточно взглянуть на карту нашей страны, чтобы понять, что туристские ресурсы России неисчерпаемы. Однако исследования показывают, что более 60% россиян, выезжавших в зарубежные туры, и не догадываются, что те же удовольствия можно получить у себя дома. Причем речь идет не только о красоте родной природы или лечебных факторах отечественных курортов. Но и об уникальных возможностях для событийного, экстремального, приключенческого и многих других видов туризма. В лучшем случае знания сограждан о туристских возможностях страны ограничиваются представлениями о Черноморском побережье Кавказа, городах Золотого кольца и домах отдыха в пределах области, края, в которых они живут. Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен - основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж. По мнению большинства руководителей туристских фирм (63,3% из 1137 опрошенных фирм), в последнее время наблюдается тенденция постепенного роста популярности внутреннего туризма. При этом охотнее всего россияне посещают по туристским путевкам Санкт-Петербург (16,1% количества обслуженных туристскими фирмами внутренних туристов), Краснодарский край (15,5%), Москву (10,1%). Для внутреннего туризма характерны в основном краткосрочные туры (1-14 дней) с целью досуга и отдыха (70,8% количества обслуженных туристов). Россияне отдают предпочтение круизам на теплоходах и путешествиям в автобусах (12%), выезжают на лечение в республиканские курорты и здравницы (6%). Пик внутреннего туризма приходится на июль и август. Тем не менее в настоящее время развитие внутреннего туризма находится в зачаточном состоянии по многим причинам. Во-первых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам. Во-вторых, уровень цен на средства размещения достаточно высок при их низкой комфортности. В-третьих, население России недостаточно информировано о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. В-четвертых, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса. Большую роль в оживлении внутреннего туризма, в информировании россиян о туристских приоритетах собственной страны могли бы сыграть сами туркомпании. Но поскольку у них нет прямой заинтересованности в этом, получается замкнутый круг: фирмы работают преимущественно с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, потому что ничего о них не знают Наблюдения последнего времени показывают, что некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес к внутреннему и въездному туризму. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Создание привлекательного внутреннего туристского продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка. Развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: отсутствие комплексного взгляда на страну и отдельные ее регионы как туристскую дестинацию; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм. Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти. Поэтому в настоящее время к первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом относится создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы; развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего; укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке; разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания; возрождение массового социального туризма и на этой основе повышение интереса граждан России к родной стране, а также более эффективное решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и природной среды; проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование образа России как страны, благоприятной для туризма. Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год. Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям. По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм. Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов. Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта. Постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа: 1) в Калининградской области - «Куршская коса» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73); 2) в Краснодарском крае (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70); 3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71); 4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69) 5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67); 6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68); 7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72). | 2. Комплексная характеристика туристической зоны РФ 24 ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» ОЭЗ «Кавказские Минеральные Воды» (КМВ) включает 4города-курортафедеральногозначения (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск), Предгорный район, г. Лермонтов, Минераловодский район и г. Минеральные Воды. Все эти муниципальные образования тесно связаны между собой транспортными магистралями и другими элементами инфраструктуры, объединены взаимопроникающими территориями санитарно-охранных зон единого бассейна минеральных вод, образуют взаимодополняющий набор памятников природы, истории и культуры. Кроме того, все эти муниципальные образования находятся на довольно компактной территории общей площадью менее 4тыс. кв. км. Для непосредственного формирования ОЭЗ было определено несколько земельных участков общей площадью около 2000 га, в основном отвечающих следующему набору требований: - удобное расположение с учетом сложившейся транспортной системы и схемы расселения в КМВ; - наличие туристско-рекреационного потенциала (живописные ландшафты, близость к основным туристским потокам или наличие уникальных возможностей для отдыха - озера, горные склоны, площадки для дельтапланеризма и т.д.); - юридическая чистота и согласие собственников на включение в ОЭЗ; - близость к базовым элементам инфраструктуры (в первую очередь к газопроводу, водопроводу и автодороге); - размер участка, достаточный для реализации значимых проектов. При этом особый акцент при определении перечня участков делался на том, чтобы их набор оказался достаточно разнообразным и распределенным по всей территории региона Кавказских Минеральных Вод. Только в этом случае создание особой экономической зоны даст мощный стимулирующий эффект для развития курортов КМВ в целом. В особой экономической зоне Ставропольского края планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный. Наиболее крупными объектами туристической индустрии станут: несколько гостиничных комплексов международного класса круглогодичного действия на 17 тыс.мест размещения (категории: 3-5 звезд) с объектами культурно-развлекательного и оздоровительного назначения, санатории, клиника инновационного лечения, спортивно-реабилитационный комплекс, аквапарк, детский оздоровительный центр, центр экстремального туризма, СПА-центры. Особым направлением развития туристско-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод должны стать инновационные технологии бальнеолечения, новинки мировой СПА-индустрии в составе услуг, в частности: - ускоренная неопсихологическая реабилитация и устранение личностно-психологических проблем послеоперационного характера; - современные методики лечения минеральными водами Баталинского источника горы Железной, благотворно влияющими на организм; - стоун-терапия, основанная на восточной медицине, - метод лечения с использованием камней вулканического происхождения, отличающихся большой теплоемкостью и замедленной теплоотдачей; - научная французская методика Algotherm (методология пяти чувств),которая представляет собой комплексное воздействие на органы чувств; - фанготерапия на основе грязи Тамбуканского хранилища; -германские SPA- и французские аппараты Инь-Янь; методики виртуальной диагностики и лечения; клеточная терапия, которую называют медициной будущего; - методики лечения и профилактики заболеваний с помощью фитоаэроионизации и др. Создание особой экономической зоны предусматривается осуществлять за счет всех источников финансирования, общий объем которого до2026г. ориентировочно составит 52,06 млрд. руб. Из федерального бюджета потребуется 2,54 млрд. руб., из бюджета субъекта Российской Федерации -0,24 млрд. руб., из местного бюджета - 0,28 млрд. руб., из внебюджетных источников - 49,0 млрд. руб. Бюджетные средства планируется использовать на строительство объектов инженерной инфраструктуры (автономные инженерные энергетические центры, объекты электроснабжения, водоснабжения, дороги, реконструкция аэропорта Кавминводы). Предполагается, что основными крупными резидентами ОЭЗстанут: «ЮМАКО» (UMACO), «РосЕвроДевелопмент», HELIOPARK Group, «Вимм-Билль-ДаннПродукты Питания», «Мегаполис-Финанс», «Светпром» (подгарантию Собинбанка), «Нортгаз», «Ти-рэль» (AfricaIsrael HotelInvestments Ltd.), InsigniaDEVELOPMENT,«Ригор-Строй», «Ренова-Строй-Групп», «Холдинговая компания "Ватерхантерс"» (Waterhunters), «Горные вершины», «КонтинентальРеалти», «АльфаГрупп», «Девелоперская компания"Квартстрой"», «Промреалти», «БЬЮТИ ТРЕИД», «Домашний салон», «Дом Реклама», Ассоциация «БИОТЕХ», Ставропольский краевой дельтапланерный клуб «РОСТО», фирма«Сигма», Центр спортивной подготовки «Олимп», «ШАТДЖАТМАЗ». По оценке специалистов Ставропольского края, к 2026 г. предполагаемые налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 22,06 млрд. руб., а туристический поток в ОЭЗ возрастет до 2,8 млн. человек. Количество создаваемых рабочих мест в результате функционирования туристической зоны составит 11тыс., а с учетом мультипликативного эффекта - 40 тыс. |