Оценка ранговой корреляции
Вычислим ранговый коэффициент Спирмена:
di – ранговая разница di = Rxi –Ryi
Чтобы рассчитать все эти показатели, проведем дополнительные расчеты, и занесем их в таблицу 10.
Таблица 10. Расчет коэффициента Спирмена
№ | x, млн. руб. | y, млн. руб. | Rx | Ry | di | di2 |
52,507 | 11,1916 | -10 | ||||
51,6675 | 9,7836 | -4 | ||||
52,3115 | 10,5656 | -5 | ||||
58,974 | 12,657 | -8 | ||||
58,959 | 11,303 | -7 | ||||
53,358 | 11,803 | -12 | ||||
64,829 | 10,803 | |||||
65,462 | 9,67 | |||||
54,921 | 10,83 | -4 | ||||
58,101 | 9,371 | |||||
55,991 | 11,036 | -6 | ||||
60,183 | 10,999 | -1 | ||||
62,661 | 13,7 | -8 | ||||
65,188 | 14,628 | -6 | ||||
64,91 | 13,671 | -5 | ||||
67,103 | 11,3 | |||||
68,3 | 9,75 | |||||
70,183 | 10,91 | |||||
71,63 | 9,83 | |||||
69,8 | 9,617 | |||||
Итого: |
Получим:
Так как коэффициент Спирмена практически равен нулю, следовательно, связь между показателями чистой прибыли и выручки очень слабая.
5. Факторный анализ
Перепишем, полученную в пункте 1.4 сгруппированную таблицу:
Таблица 11.
Группа | Величина выручки, млн. руб. | Величина выручки, млн. руб. | Величина чистой прибыли, млн. руб. |
51,668 – 55,66 | 51,668 | 9,784 | |
52,312 | 10,566 | ||
52,507 | 11,192 | ||
53,358 | 11,803 | ||
54,921 | 10,830 | ||
55,66 – 59,653 | 55,991 | 11,036 | |
58,101 | 9,371 | ||
58,959 | 11,303 | ||
58,974 | 12,657 | ||
59,653 – 63,645 | 60,183 | 10,999 | |
62,661 | 13,700 | ||
63,645 – 67,638 | 64,829 | 10,803 | |
64,910 | 13,671 | ||
65,188 | 14,628 | ||
65,462 | 9,670 | ||
67,103 | 11,300 | ||
67,638 – 71,63 | 68,300 | 9,750 | |
69,800 | 9,617 | ||
70,183 | 10,910 | ||
71,630 | 9,830 |
Эмпирическое корреляционное отношение определяется по формуле:
,
где - межгрупповая дисперсия;
- общая дисперсия.
Таблица 12. Групповые средние величины чистой прибыли
Группа | Количество в группе, шт. | Средняя сумма чистой прибыли в группе , млн. руб. |
10,835 | ||
11,092 | ||
12,350 | ||
12,193 | ||
10,281 |
Определим теперь среднее значение, общую дисперсию, и межгрупповую дисперсию величины чистой прибыли:
млн. руб.;
(млн. руб.)2;
В результате эмпирическое корреляционное отношение будет равно:
.
Рассчитанное значение эмпирического корреляционного отношения свидетельствует о слабой статистической связи между величиной чистой прибыли и величиной выручки ОАО “Мегафон”.
Заключение
В результате проделанной работы по многостороннему исследованию совокупности, состоящей из 20 периодов, по показателю «Выручка» компании ОАО «Мегафон» можно сделать следующие выводы:
Средняя величина в выборке 61,352 млн. руб.
С помощью моды удалось установить, что наиболее часто встречающиеся величины выручки имеют значение в районе около 54,992 и 66,638 млн. руб. (распределение двухмодальное). С помощью расчёта медианы можно сделать вывод, что в половине выбранных кварталов величина выручки меньше 61,648 млн. руб.
Коэффициент вариации равен 32,5%, он не превышает 33%, следовательно, можно сделать вывод о том, что выборочная совокупность однородна.
Гипотеза об отсутствии связи между показателями Выручка и Чистая прибыль подтверждается корреляционным анализом, в ходе которого удалось рассчитать линейный коэффициент корреляции равный -0,008, что означает отсутствие связи между показателями.. При проведении расчета коэффициента Спирмена, получили результат равный -0,111, из этого можно сделать вывод о обратной несущественной связи.
Выполнение данной практической работы позволило приобрести навыки по обработке статистических данных и построении графиков.
Список используемой литературы
1. Батырева Л.В., Сафин М.Ф. Общая теория статистики: Задания к контрольной работе. – Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2002. – 32 с.
2. Батырева Л.В. Общая теория статистики: Учебно-практическое пособие. – Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2003. – 84 с.
3. Бархатов В.И., Плетнев Д.А. «Статистика. Учебно-методический комплекс», Челябинск 2005
4. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 416 с.
5. Кошевой О.С. Основы статистики: Учебное пособие. - Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2003. - 166 с.
6. http://siteofficial.ru/megafon/