Показатели эффективности функционирования предприятия

Список литературы для самостоятельного изучения:

1. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 1995 (с. 198-223).

2. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М: изд-во Перспектива, 1995 (стр. 9-15)

Для пояснения данного вопроса необходимо рассмотреть, прежде всего, понятия «ресурсы» и «затраты». Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации т.п. Есть различия и в понятиях «рентабельность» и «эффективность». Коэффициенты рентабельности (доходности) с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, по­лученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателя7ми дроби коэффи­циента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам). Существует множество коэффициентов рентабельности (доход­ности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффектив­ность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма рас­чета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Не случайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует. Логика дальнейшего рассуждения вновь определяется структурой баланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерче­ской организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательности фор­мирования конечного финансового результата (рис. 1). Отметим, что использованная на этом рисунке классификация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.

Показатели эффективности функционирования предприятия - student2.ru

 
 
Рис. 1

Более упрощенная схема формирования прибыли, адаптированная к предприятиям различных организационных форм приводится на рис.2.

Показатели эффективности функционирования предприятия - student2.ru

Рис. 2.

Список литературы

а) основная литература:

1. Скляренко В.К.
Экономика предприятия :учеб. для вузов /В.К.Скляренко,В.М.Прудников; Учеб.- метод. объединение по образованию. -М.: ИНФРА-М, .-2014. -345с

2. Бабук И.М.
Экономика промышленного предприятия :учеб. для вузов /И.М.Бабук,Т.А.Сахнович. -М.: Новое знание, .-2013. -483с

3. Сергеев И.В.
Экономика организации (предприятия) :учеб. пособие для бакалавров /И.В.Сергеев, И.И.Веретенникова; М-во образования Рос. Федерации. -М.: Юрайт, .-2013. -671с.

б) дополнительная литература:

  1. Грибов Владимир Дмитриевич Экономика предприятия :учеб.: практикум [для студ. вузов, бакалавров, магистров] /В.Д.Грибов, В.П.Грузинов. -М.: КУРС: ИНФРА-М, .-2013. -445,[1]с.
  1. Зайцев Николай Леонтьевич Экономика промышленного предприятия :учеб. для вузов /Н.Л.Зайцев; М-во образования Рос. Федерации. -М.: ИНФРА-М, .-2012. -412,[1]с.
  1. Волков О.И. Экономика предприятия. Москва, ИНФРА – М 2001 г. стр. (112-140)
  2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/ Пер. С англ. В. Лукашевича и др. Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. С-Пб., 1994. стр. 448 (стр. 114-118).
  3. Макконнелл К.Р., Брюс. Л Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. – М.: Республика, 1992. (с. 36-49, 61-80, 81-93).
  4. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. С англ.-М.:Дело, 2000: - 880с. (стр. 326-330), (426-439).
  5. Сидоров Р.Ф. Экономика предприятия. Юнита 2, Москва СГУ, 2000 (стр. 17-26)
  6. 5а. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М: изд-во Перспектива, 1995 (стр. 9-15)
  7. 6. Теория потребительского поведения и спроса /Под. Ред. Гальперина – СПб, 1993, 380 с. (стр. 177-189).
  8. 7. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 1995 (с. 198-223).
  9. Хекилаев С.Т. Модели рыночных структур и эффективность государственного вмешательства в их экономику / Северо-Кавказский горно-металлургический институт, - Владикавказ, «Терек» 2004 (стр. 97-114).
  10. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд./Под ред. В.Е. Есипова.-СПб: Издательство «Питер» (стр. 115-121).

13. «Экономика предприятия»: Учебник под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер – М.: Инфра – М, 200.

14. 11. «Экономика и статистика фирм»/В.Е.Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.;Под ред. д-ра экономических наук, проф. С.Д. Ильенковой.-М.: Финансы и статистика, 1996.-240 с.

15. 12. «Экономика предприятия»: Учебник/. Под ред. Н.А. Сафронова.- М.: Юрист, 2002 (с. 77-87).

16. 13. Экономика предприятия (фирмы): учебник под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – И\М.: ИНФРА. М, 2007

в) программное обеспечение:

Для выполнения самостоятельных работ студенты используют следующие программные продукты: POWER POINT, EXCEL, WORD

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1)ЭБС "Издательство Лань" -Договор № 383 от 15.10.2015г.

Эл. адрес: www.e.Ianbook.com ;

2). ЭБС "Юрайт"- Договор № 384 от 15.10.2015г.

Эл. a;ipec:www.biblio-online.ru ;

3). ЭБС "Электронная библиотека технического вуза" ("Консультант студента"). Договор № 385 от 07.10.2015 г.

Эл. адрес: www.studeiitlibrary.ru

Собственные базы данных НТБ СКГМИ(ГТУ).

Эл. адрес: http: // lib-server; http://Lib.skgmi-gtu.ru

1) . БД Учебная, учебно-методическая литература преподавателей СКГМИ(ГТУ).

2) . БД Научная литература(монографии) сотрудников СКГМИ(ГТУ).

3) . БД 1 [публикации (статьи) ученых СКГМИ(ГТУ).

Наши рекомендации