Показатели эффективности функционирования предприятия
Список литературы для самостоятельного изучения:
1. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 1995 (с. 198-223).
2. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М: изд-во Перспектива, 1995 (стр. 9-15)
Для пояснения данного вопроса необходимо рассмотреть, прежде всего, понятия «ресурсы» и «затраты». Различие между категориями "ресурсы" и "затраты" достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер - известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.), списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации т.п. Есть различия и в понятиях «рентабельность» и «эффективность». Коэффициенты рентабельности (доходности) с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателя7ми дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам). Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Не случайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует. Логика дальнейшего рассуждения вновь определяется структурой баланса, точнее, его пассивной части. Целесообразно выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Можно давать характеристику интересов этих групп исходя из различных критериев; мы будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата (рис. 1). Отметим, что использованная на этом рисунке классификация расходов и доходов, а также некоторые названия показателей являются в определенном смысле условными. Например, коммерческие расходы здесь отнесены к группе условно-постоянных расходов. Такой подход является достаточно распространенным, однако надо иметь в виду, что если для конкретной компании эти расходы являются значимыми и в той или иной степени зависят от объема производства, то их следует разделить на постоянные и переменные.
|
Более упрощенная схема формирования прибыли, адаптированная к предприятиям различных организационных форм приводится на рис.2.
Рис. 2.
Список литературы
а) основная литература:
1. Скляренко В.К.
Экономика предприятия :учеб. для вузов /В.К.Скляренко,В.М.Прудников; Учеб.- метод. объединение по образованию. -М.: ИНФРА-М, .-2014. -345с
2. Бабук И.М.
Экономика промышленного предприятия :учеб. для вузов /И.М.Бабук,Т.А.Сахнович. -М.: Новое знание, .-2013. -483с
3. Сергеев И.В.
Экономика организации (предприятия) :учеб. пособие для бакалавров /И.В.Сергеев, И.И.Веретенникова; М-во образования Рос. Федерации. -М.: Юрайт, .-2013. -671с.
б) дополнительная литература:
|
|
- Волков О.И. Экономика предприятия. Москва, ИНФРА – М 2001 г. стр. (112-140)
- Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика/ Пер. С англ. В. Лукашевича и др. Под общ. Ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. С-Пб., 1994. стр. 448 (стр. 114-118).
- Макконнелл К.Р., Брюс. Л Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1. – М.: Республика, 1992. (с. 36-49, 61-80, 81-93).
- Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика: Пер. С англ.-М.:Дело, 2000: - 880с. (стр. 326-330), (426-439).
- Сидоров Р.Ф. Экономика предприятия. Юнита 2, Москва СГУ, 2000 (стр. 17-26)
- 5а. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М: изд-во Перспектива, 1995 (стр. 9-15)
- 6. Теория потребительского поведения и спроса /Под. Ред. Гальперина – СПб, 1993, 380 с. (стр. 177-189).
- 7. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности В.В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 1995 (с. 198-223).
- Хекилаев С.Т. Модели рыночных структур и эффективность государственного вмешательства в их экономику / Северо-Кавказский горно-металлургический институт, - Владикавказ, «Терек» 2004 (стр. 97-114).
- Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 3-е изд./Под ред. В.Е. Есипова.-СПб: Издательство «Питер» (стр. 115-121).
13. «Экономика предприятия»: Учебник под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер – М.: Инфра – М, 200.
14. 11. «Экономика и статистика фирм»/В.Е.Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др.;Под ред. д-ра экономических наук, проф. С.Д. Ильенковой.-М.: Финансы и статистика, 1996.-240 с.
15. 12. «Экономика предприятия»: Учебник/. Под ред. Н.А. Сафронова.- М.: Юрист, 2002 (с. 77-87).
16. 13. Экономика предприятия (фирмы): учебник под ред. Проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – И\М.: ИНФРА. М, 2007
в) программное обеспечение:
Для выполнения самостоятельных работ студенты используют следующие программные продукты: POWER POINT, EXCEL, WORD
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1)ЭБС "Издательство Лань" -Договор № 383 от 15.10.2015г.
Эл. адрес: www.e.Ianbook.com ;
2). ЭБС "Юрайт"- Договор № 384 от 15.10.2015г.
Эл. a;ipec:www.biblio-online.ru ;
3). ЭБС "Электронная библиотека технического вуза" ("Консультант студента"). Договор № 385 от 07.10.2015 г.
Эл. адрес: www.studeiitlibrary.ru
Собственные базы данных НТБ СКГМИ(ГТУ).
Эл. адрес: http: // lib-server; http://Lib.skgmi-gtu.ru
1) . БД Учебная, учебно-методическая литература преподавателей СКГМИ(ГТУ).
2) . БД Научная литература(монографии) сотрудников СКГМИ(ГТУ).
3) . БД 1 [публикации (статьи) ученых СКГМИ(ГТУ).