Прогнозирование как сфера деятельности предприятия и его роль в деятельности предприятия

(Прогнозирование и планирование как функции управления предприятия, понятие прогнозирования, типы прогнозирования: основанное на творческом видении, научное (поисковое), нормативно-целевое).

Методы прогнозирования и виды прогнозов. Источники ошибок в прогнозировании

(Качественные и количественные методы прогнозирования: характеристика и области применения. Виды прогнозов: по горизонту, по воздействию на окружающую среду, по представленным результатам, от степени свершения события).

Планирование стратегии развития предприятия

(Общие положения, Сущность и виды стратегий предприятия, Процесс обоснования стратегии).

Стратегическое планирование в экономической организации

(Выбор стратегии развития предприятия, Прогнозирование производства конкурентоспособной продукции, Планирование развития потенциала предприятия, Планирование потребности производственных ресурсов, Планирование и финансирование капитальных вложений).

Сетевое планирование

(Сущность, Построение сетевых моделей, Расчет плановых параметров сетевых графиков + Расчет параметров сетевой модели табличным способом, Анализ и оптимизация сетевых планов).

Планирование производства продукции и оказания услуг

(Содержание и основные показатели плана производства предприятия, Планирование (разработка) производственной программа предприятия, Планирование (определение) производственной мощности предприятия (показатели ее использования), Расчет потребности в материальных ресурса, Выбор технологии, Выбор оборудования).

Планирование реализации (продаж) продукции и услуг

(Понятие, этапы, краткая характеристика) /Сбыт продукции и коммерческая работа предприятия (план маркетинга).

План материально-технического снабжения (обеспечения)

(Расчет расходов материалов, сырья, топлива на производство продукции в натуральном и денежном выражении, структура материального баланса).

Организационная структура предприятия

(Организационное планирование: определение структуры предприятия, размеров и организационной структуры обслуживания, перечня необходимых служб (маркетинга, сбыта и др.), административных подразделений; Кадры: аппарат управления, источники комплектования штата предприятия, программа по развитию персонала – мероприятия по работе с кадрами, определение потребности в кадрах).

План по труду и заработной плате

(Планирование потребности персонала предприятия (расчет численности работников предприятия), Планирование (расчет) производительности труда, фонда заработной платы (планирование фонда оплаты труда персонала + Планирование снижения трудоемкости продукции).

Планирование издержек производства и себестоимости продукции

(Классификация издержек производства, Планирование себестоимости продукции, Составление сметы затрат на производство + Планирование себестоимости продукции, работ, услуг производственным цехам + Отечественная и зарубежная системы учета затрат на предприятиях) + (Планирование и регулирование рыночных цен на продукцию).

Планирование и регулирование рыночных цен на продукцию

(Методы планирования рыночных цен, нижний и верхний пределы цены)

Планирование прибыли и рентабельности производства

(Планирование прибыли предприятия, Распределение плановой прибыли, Планирование рентабельности производства).

Финансовый план и бюджет предприятия

(Общие инвестиционные издержки, Финансирование проекта, Финансовые документы, Составление баланса доходов и расходов/Проектно-балансовая смета, Финансовая оценка предпринимательского проекта; Разработка системы бюджетов предприятия).

Оперативно-производственное планирование

(Содержание, задачи и функции, Оперативно-календарное планирование (нормативно-календарные расчеты в различных типах производства, межцеховое оперативно-календарное планирование, внутрицеховое календарное планирование), Оперативное управление производством).

Оперативное планирование производства и диспетчирование

(Виды и системы оперативного планирования, Разработка оперативных планов производства, Оперативный учет и контроль производства).

Бизнес-план предприятия

(Объекты и цель бизнес-планирования, Понятие, назначение и содержание бизнес-плана).

Нормативная база планирования

(Понятие и классификация плановых нормативов и норм, методы их разработки, Механизм взаимодействия нормативов и плановых показателей).

Экономическая оценка планов

(Показатели экономической эффективности. Выбор критерия экономической эффективности. Расчет показателей эффективности планов-проектов).

Организация планирования на предприятии

(Применение компьютерной техники в планировании, Анализ оценка качества планов, Совершенствование системы планирования / Организационная структура управления плановой службы).

Риски в планировании

(Сущность, место и роль в планировании, показатели риска и методы его оценки, методика анализа и планирования риска).

Планирование технического прогресса

(Планирование повышения технического уровня предприятия и улучшения организации производства, научной организации труда, капитального ремонта основных фондов, производства новых видов продукции, проведения научно-исследовательских работ).

Организационный план

(Сроки осуществления проекта, выбор технологии, документация, финансирование проектов, строительство, наем и подготовка персонала, снабжение).

Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

(Формы ВЭД предприятия, Планирование сферы ВЭД, Международные торговые сделки, Виды платежей, Организация транспортно-экспедиционного обслуживания внешнеторговых грузов, Экономическая эффективность доставки грузов в смешанном сообщении с использованием транспортной логистики).

Особенности планирования на унитарных предприятиях

(Общие положения, Порядок планирования и финансирования деятельности казенных предприятий).

Планирование как наука, искусство и вид деятельности

(как наука – самостоятельная область знаний, как искусство – умелость, особого рода навыки и как вид человеческой деятельности).

4.4. Практическая часть курсовой работы

Исходные данные, задание и формулы для расчетов приведены в Приложениях 4, 5, 6 и 7.

5. Примерные вопросы к экзамену

1. Взаимосвязь планирования с другими функциями управления. Место и роль планирования в системе управления предприятием.

2. Основные понятия планирования.

3. Функции планирования.

4. Принципы планирования.

5. Методы планирования.

6. Виды планов в системе планирования деятельности предприятия.

7. Типы планирования в зависимости от участия в процессе плановой деятельности и различия между ними. Классификация планов и их взаимосвязь.

8. Объекты и задачи технико-экономического планирования.

9. Объекты и задачи оперативно-производственного планирования.

10. Понятие прогнозирования, прогноза. Типы прогнозирования.

11. Классификация прогнозов.

12. Количественные методы прогнозирования.

13. Качественные методы прогнозирования.

14. Понятие и задачи стратегического планирования.

15. Функции стратегического планирования.

16. Структура стратегического планирования.

17. Различия между миссией и целями предприятия.

18. Сущность стратегического управления. Различие между стратегическим управлением и стратегическим планированием.

19. Понятие и задачи тактического планирования.

20. Структура тактического плана.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Основная литература

1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика: Учебное пособие для вузов. Под ред. Попова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432 с.

2. Бизнес-план. Методические материалы. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.А. Колесниковой, А.Д. Миронова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.

3. Бизнес-планирование: Учебник / Под. ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова и С.Г. Млодика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 816 с.

4. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

5. Буров В.П., Ломакин А.Л., Морошкин В.А. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 192 с.

6. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 400 с.

7. Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Галенко, Г.П. Самарина, О.А. Страхова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

8. Головань С.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

9. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2-х ч. Тактическое планирование / Под общ. ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

10. Просветов Г.И. Прогнозирование и планирование: Задачи и решения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство РДЛ, 2005. – 288 с.

11. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 462 с.

12. Фатхутдинов Г.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. – 4-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2003. – 491 с.

13. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Краткий курс: Учебник для вузов. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 283 с.

14. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. – Ростов-на-Дону: ИЦ «Март», 2001. – 544 с.

6.2. Дополнительная литература

1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М. 2003. – 432 с.

2. Барроу К., Барроу П., Браун Р. Бизнес-планирование: Полное руководство / Колин Барроу, Пол Барроу, Роберт Браун. – Пер. с англ. М. Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 400 с.

3. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предприятия): Практикум / Под общ. ред. проф. А.Е. Карлика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.

4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 432 с.

5. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: «Ось-89», 2002. – 864 с.

6. Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Орлова. – 4-е изд., испр. и доп.. – Москва: Омега-Л, 2007. – 235 с.

7. Кузнецова М.Н. Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Планирование на предприятии». – Северодвинск: Севмашвтуз, 2002.

8. Кузнецова М.Н., Осипова Е.Э. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии». – Северодвинск: Севмашвтуз, 2004.

9. Осипова Е.Э., Суполова М.К. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Оперативно-производственное планирование» (по теме «Оперативное планирование серийного производства»). – Северодвинск: Севмашвтуз, 2005.

10.Математические методы и модели в планировании: Учебное пособие. – М.: Экономика, 1997. – 240 с.

11.Орлова Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании. – М.: Омега-Л, 2004. – 160 с.

12. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2002. – 96 с.

13. Пластинина В.Г. Экономическая оценка инвестиций: Методические указания по практическим занятиям. – Северодвинск: РИО Севмашвтуза, 2001. – 32 с.

14. Подшиваленко Г.П. Инвестиции: учебное пособие / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова и др. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 200 с.

15. Практикум по экономике организации (предприятия): Учеб. пособие / Под ред. П.В. Тальминой и проф. Е.В. Чернецовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464 с.

16. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия. – Спб: Питер, 2001. – 272 с.

17. Уткин Э.А. Бизнес-план компании. – М.: Тандем, ЭКМОС, 2000. – 96 с.

18. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс / Под. ред. д. э. н. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 302 с.

19. Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия. – СПб: Питер, 2000. – 176 с.

6.3. Периодические издания

1. Вопросы экономики.

2. Маркетинг в России и за рубежом.

3. Маркетинг.

4. Менеджмент в России и за рубежом.

5. Мировая экономика и международные отношения.

6. Проблемы прогнозирования.

7. Проблемы теории и практики управления.

8. Российская Федерация сегодня.

9. Управление компанией.

10. Экономика и управление.

11. Экономист.

12. Экономический анализ: теория и практика.

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный морской технический университет» в г. Северодвинске

Факультет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и планирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Планирование на предприятии»

Тема: _______________________________________________________________

Преподаватель ___________________

Студент ________________________

Группа _________________________

Северодвинск

200_

Приложение 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский

государственный морской технический университет» в г. Северодвинске

Факультет экономики и управления

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и планирования

ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы

по дисциплине «Планирование на предприятии»

Студент: ________________

Группа: _________________

Вариант: ________________

Тема курсовой работы: _______________________________________________

Перечень вопросов, подлежащих разработке:

____

____

____

____

____

____

____

____

____

____

  Дата выдачи задания «__» ___________ 200_ г. Задание к исполнению принял: Студент: _____________________ (подпись)   Дата представления курсовой работы на кафедру «__» ___________ 200_ г. Руководитель работы Преподаватель ________________ (подпись)

Приложение 3

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........  
1. Теоретическая часть…………………………………………………………….  
1.1……………………………………………………………………………….  
1.2……………………………………………………………………………….  
 
2. Расчетная часть…………………………………………………………………  
2.1. Исходные данные………………………………………………………….  
2.2. Программа сбыта…………………………………………………………..  
2.3. Производственная программа…………………………………………….  
2.4. Смета использования основных материалов…………………………….  
2.5. Смета затрат на приобретение основных материалов…………………..  
2.6. Смета по труду основных рабочих……………………………………….  
2.7. Смета накладных расходов……………………………………………….  
2.8. Смета отдела сбыта и администрации……………………………………  
2.9. План по прибыли…………………………………………………………..  
2.10. Финансовый план…………………………………………………………  
2.11. Баланс на конец периода…………………………………………………  
Заключение………………………………………………………………………..  
Список литературы……………………………………………………………….  

Приложение 4

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Предприятие производит 4 вида товаров. Товар А – изготавливает цех №1, Б – цех №2, В – цех №3, Г – цех №4.

1.В таблице 1 представлены основные тенденции спроса на товары А, Б, В, Г, используя количественные методы прогнозирования, составьте программу сбыта продукции.

Таблица 1

Наши рекомендации