Ны предельным нормам замещения потребления благ для всех
потребителей.__ Рассмотренные выше условия являются условиями эффектив-
ности по Парето. Концепция Паретоэффективности не является
абсолютной, у нее есть свои недостатки. В частности, спорными
являются лежащие в ее основе следующие общие предпосылки, пред-
ставляющие собой субъективные нравственные суждения.
1. Индивидуумы определяют ценности, нет общества вне и за
пределами индивидуумов, которые заинтересованы только в своем
собственном благосостоянии.
2. Индивидуумы лучше всего могут оценить свое собственное бла-
госостояние, только они знают, что для них хорошо и что плохо.
3. Общественное благосостояние увеличивается, если оно улуч-
шилось хотя бы у одного человека и ни у кого не ухудшилось.
В принципе экономическая теория пытается избегать оценоч-
ных нравственных суждений. Вместе с тем современная эконо-
мическая теория благосостояния опирается на оценочные суж-
дения, лежащие в основе концепции эффективности по Парето.
А оценочные суждения, как правило, дискуссионны. Например,
в отношении первой предпосылки Паретоэффективности мно-
гие не согласятся и будут утверждать, что отдельно существуют
самостоятельные ценности таких общественных групп, как семья
или класс, что важными являются такие блага, как культурное на-
следство, природа, национальное самосознание и т.д. Мы можем
ценить природу не только потому, что мы получаем удовольствие
от общения с ней, пользуемся ее дарами, но и потому, что нас
беспокоит то, как будут жить будущие поколения людей.
В отношении второй предпосылки Паретоэффективности
также можно возразить. Вопервых, не только дети, но и многие
взрослые не знают, что для них является лучшим выбором в тех
или иных обстоятельствах. Например, в случае болезни немногие
могут поставить себе диагноз лучше, чем врач. Вовторых, даже
если мы знаем, что для нас лучше, у нас часто не хватает силы воли,
чтобы выбрать оптимальный вариант. Ярким примером такого по-
ведения индивидуума является поведение заядлого курильщика.
Слабость третьей предпосылки Паретоэффективности состоит
в том, что она ничего не может сказать о правильном, т.е. нужном,
распределении (размещении) ресурсов. Если один из упомянутых
выше индивидуумов А и В потребляет все произведенные блага,
а они оба эгоистичны, то другой умирает от голода. Общий результат будет Паретоэффективным, но с точки зрения человеческой
справедливости ненормальным.
Таким образом, критерий эффективности по Парето ничего не
говорит о справедливости распределения. В действительности си-
туации в основном таковы, что одна группа людей предлагает одно
решение, улучшающее их благосостояние, другая группа — другое
решение, улучшающее их благосостояние. Дискуссия о налогах
или о величине государственных расходов не может быть решена
с использованием только критерия оптимальности по Парето.
Трудно не согласиться с ограничениями предпосылок в концеп-
ции Паретооптимальности. В целом большинство экономистов
понимают ее ограниченность, но принимают эффективность по
Парето как необходимую точку отсчета в экономическом анализе.
Важнейшими недостатками (сбоями) рынка в рамках микро-
экономической теории, рассматриваемыми с позиций эффектив-
ности, являются упомянутые в предыдущей главе общественные
блага, внешние эффекты и асимметричная информация. Именно
данные сбои рынка являются важнейшими конкретными аргумен-
тами необходимости государственного вмешательства в экономику с позиций эффективности экономики. Эти стороны неэффективнос-
ти рынка подробно будут рассмотрены в главах 3—5 экономики
общественного сектора.
Анализируя эффективность экономики, надо иметь в виду, что
государственное вмешательство в экономику вовсе не обязательно
приведет к повышению эффективности по сравнению с конкурент-
ным рынком. Например, расходы, связанные с государственным
регулированием, могут превысить потери из-за рыночной неэф-
фективности. Этот аспект функционирования государственного
сектора — проблема недостатков («сбоев») государства — будет
рассмотрен в главе 7 настоящего учебника.
Вместе с тем обоснование необходимости государственного
вмешательства в экономику не всегда осуществляется с позиций
эффективности экономики. Это обоснование часто проводится
с позиций справедливости и равенства. То, что экономика является
Паретоэффективной, еще не означает, что доходы в ней распреде-
лены справедливо и все счастливы. Рыночный механизм в принци-
пе ведет к неравномерному распределению доходов. Появляются
группы людей без средств к существованию, что противоречит
таким нравственным принципам человечества, как справедли-
вость, милосердие, любовь к ближнему, взаимопомощь. Развива-
ется система государственного социального обеспечения, которая
предоставляет пособия безработным, инвалидам, пенсионерам.
Это осуществляется через механизм государственного перерас-
пределения доходов.
Другим примером необходимости государственного вмешатель-
ства с позиций справедливости и равенства, т.е. независимо от
эффективности производства, является обеспечение всех членов
общества в условиях рынка так называемыми жизненно важными
благами и ограничение потребления «жизненно вредных благ».
Предполагается, что индивиды могут действовать не в своих собс-
твенных интересах. Даже хорошо информированные потребители
принимают вредные для них решения.
Жизненно важные блага (merit goods) — это блага, которые
общество принуждает индивидуумов потреблять независимо
от их предпочтений и возможностей.
Жизненно вредные блага (dismerit goods) — это блага, от по-
требления которых общество принуждает индивидуумов от-
казаться независимо от их предпочтений и возможностей.__ Примерами жизненно важных благ могут служить ремни бе-
зопасности в автомобиле, начальное и среднее образование, вак-
цинация от полиомиелита. К жизненно вредным благам можно
отнести курение, потребление наркотиков, превышение скорости.
Государство стимулирует их потребление или отказ от потребле-
ния разными методами, в том числе законодательными актами,
бесплатным предоставлением жизненно важных благ, уголовным
преследованием производства и продажи некоторых социально
вредных благ и другими способами.
Наконец, необходимость государственного вмешательства в
экономику обосновывается с позиций макроэкономической стабиль-
ности. Если в принципе рыночная экономика не стремится или
не достигает общего конкурентного равновесия, то необходимо
обеспечить это равновесие через государственный механизм мак-
роэкономического регулирования экономики.
Таким образом, теоретическое обоснование необходимости
государственного вмешательства в экономику осуществляется
с позиций эффективности (рыночных сбоев), справедливости и
равенства, макроэкономической стабильности. В экономике об-
щественного сектора основное внимание будет уделено первым
двум аспектам, т.е. рассмотрению государственного вмешательства
с позиций эффективности и справедливости.
Проблемы макроэкономического регулирования традиционно
рассматриваются в курсе макроэкономической теории. Вместе с тем
необходимо иметь в виду, что макроэкономическая политика тесно
связана с развитием общественного сектора экономики. Поэтому
в курсе экономики общественного сектора мы неизбежно будем
касаться проблем макроэкономической политики государства.__