Доходы и расходы организации. Целью деятельности любой коммерческой фирмы является по-лучение прибыли, которая определяется соотношением доходов
Целью деятельности любой коммерческой фирмы является по-лучение прибыли, которая определяется соотношением доходов
и расходов.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» ПБУ 9/99 в зависимости от характера, условий получе-ния и предмета деятельности доходами организации признаётся увели-чение экономической выгоды в результате поступления активов (де-нежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к росту капитала, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Классификация доходоворганизации:1) от обычных видов деятельности; 2) операционные; 3) внереализационные; 4) чрезвычайные.
Доходы от обычных видов деятельности–выручка от реали-
зации продукции, поступления, связанные с выполнением работ, ока-занием услуг. При этом если предметом деятельности является пре-доставление во временное пользование активов по договору аренды, то плата за пользование будет включаться в выручку, а в противном
Экономика дорожного строительства
случае – относиться к операционным доходам. Это же касается дохо-дов от предоставления во временное владение и пользование объек-тов интеллектуальной собственности и участия в уставном капитале других фирм. Поступление выручки от продажи продукции позволяет своевременно осуществлять расчёты с поставщиками и подрядчика-ми, персоналом, бюджетом, кредитными и страховыми фирмами.
Выручка от продаж определяется двумя методами:
кассовым методом (по оплате),когда объём реализации опре-деляется по поступлению денег на счета или в кассу фирмы;
методом начислений (по отгрузке),когда стоимость отгружен-ной продукции показывается как выручка от реализации независимо от поступления денег.
Для налогообложения фирма может выбрать любой метод. Пер-вый , с точки зрения поставщика , выгоднее второго: при его примене-нии возникает ситуация, когда стоимость отгруженной продукции признаётся выручкой. Следовательно, размер прибыли определён и фирма должна платить налог на прибыль, НДС, хотя деньги за про-дукцию ещё не получены.
Операционными доходамиявляются:
1) поступления, связанные с: продажей основных средств и иных активов; участием в уставном капитале других фирм; предоставлением за плату прав, возникающих согласно патентам на изобретения и дру-гим видам интеллектуальной собственности; со сдачей во временное пользование активов организации;
2) прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности; проценты, полученные за предоставление другим фир-мам во временное пользование денежных средств, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счёте организации в этом банке. Они зависят от активности организации на фондовом рынке, финансовых вложений в ценные бумаги других фирм, доходности этих бумаг.
К внереализационным доходам относятся: штрафы, пени, не-
устойки за нарушение условий договоров, присуждённые или при-знанные должником; возмещение причиненных организации убытков; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым ис-тёк срок исковой давности, а также активы, полученные безвозмезд-но, в т.ч. по договору дарения, курсовая разница, прибыль прошлых лет, выявленная в отчётном году, суммы дооценки активов (за исклю-чением внеоборотных), прочие внереализационные доходы.
Глава 5. Финансовые ресурсы
Чрезвычайные доходы–поступления,возникающие как по-следствия чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, пожа-ры, аварии), т.е. страховые возмещения, стоимость ТМЦ, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему исполь-зованию МПЗ.
Расходы организацииусловно можно разделить на три группызатрат, связанных с:
1) расширением производства и приростом оборотных активов;
2) текущей деятельностью и относимых на себестоимость про-
дукции;
3) мероприятиями социально-культурного характера.
Первая группа затрат включает расходы на формированиеи воспроизводство основного капитала. Эти расходы связаны с созда-нием, реконструкцией, модернизацией, расширением производства и вызывают прирост оборотных активов. Увеличение объёма производ-ства требует дополнительных вложений на формирование материаль-но-производственных запасов, заделов незавершённого производства,
готовой продукции. Источниками финансирования капитальныхзатрат являются средства фонда накопления,амортизационные от-числения, кредиты, займы, бюджетные средства и др.
Вторая группа затрат связана с текущей деятельностью орга-низации. Затраты на производство и реализацию дорожной продук-ции, выполнение строительно-монтажных работ и оказание услуг относятся на себестоимость готовой продукции и занимают значи-тельный вес в общей сумме затрат ДСО. Они полностью возмещают-ся после завершения кругооборота средств за счёт выручки от про-дажи продукции.
Третья группа включает затраты на социально-культурные ме-роприятия. Эти затраты связаны с тем, что многие ДСО имеют значи-тельное количество социальных объектов (столовые, базы отдыха, детские сады, спортивные сооружения). Кроме того, к этому виду за-трат относятся расходы по повышению квалификации работников, улучшению бытовых условий, инвестированию непроизводственных нужд. Источником финансирования этих затрат является чистая при-быль.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Расхо-ды организации» ПБУ 10/99 расходами организации признаются сни-жение экономической выгоды в результате выбытия активов (денеж-ных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств,
Экономика дорожного строительства
приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников (собственни-ков имущества).
Расходы классифицируются по видам, аналогично доходам, но без выделения операционных и чрезвычайных расходов.
Расходы по обычным видам деятельностисвязаны с изготов-
лением и продажей продукции (выполнением работ, оказанием услуг), приобретением и перепродажей товаров. К ним относятся затраты:
на производство и продажу продукции (работ, услуг); коммерческие; управленческие.
Внереализационные расходы:штрафы,пени,неустойки за на-
рушение условий договоров, присуждённые или признанные должни-ком; возмещение причиненных организации убытков; суммы кредитор-ской и депонентской задолженности, по которым истёк срок исковой давности; другие долги, нереальные для взыскания; курсовая разница; убытки прошлых лет, признанные в отчётном году; суммы уценки акти-вов и прочие расходы (за исключением внеоборотных).
Финансовое планирование в организации
В условиях рынка организациям необходима эффективная сис-тема управления финансами, способствующая увеличению объёма денежных средств, а значит, и платёжеспособности фирмы. Основные стратегические цели организации: максимизация прибыли, оптимиза-ция структуры капитала, финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность, усиление конкурентных позиций на рынке.
В процессе планирования финансов решаются следующие задачи:
анализ финансово-экономического состояния, существующей и прогнозируемой цены капитала, ассортимента выпускаемой про-дукции;
разработка ценовой, учётной, налоговой, кредитной, а также вы-бор дивидендной и амортизационной политики;
управление оборотными средствами, кредиторской и дебитор-ской задолженностью, издержками производства и реализации про-дукции.
Смета –документ,отражающий предстоящие доходы и расхо-ды. Доходы должны быть увязаны с расходами. Для эффективного
Глава 5. Финансовые ресурсы
управления затратами в финансовом планировании (кроме смет) ши-роко применяется бюджетирование.
Бюджетирование–процесс разработки конкретных бюджетовв соответствии с целями оперативного планирования (платёжный ба-ланс на будущий месяц).
Бюджетирование капитала–процесс разработки конкретныхбюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса)
и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса акти-вов и пассивов на предстоящий квартал.
Бюджетный контроль–текущий контроль за выполнением от-дельных показателей доходов и расходов, определённых плановым бюджетом.
Бюджет–сбалансированная смета доходов и расходов,состав-ленная в денежном выражении на определённый период. Приходная
и расходная части бюджета отражают источники формирования до-хода и направления его расхода. Это оперативный финансовый план ПХД, составленный, как правило, в рамках одного года. Чаще всего используются два основных вида бюджетов – текущий (оперативный)
и капитальный. Бюджет включает: прогноз объёмов продаж по пе-риодам (денежное выражение результатов); сметы затрат по отдель-ным аспектам ПХД; прогнозные отчёты (сметы) прибыли и убытков (динамическая характеристика финансов); прогнозные балансы (ха-рактеристика финансового состояния фирмы на определенную дату); план движения денежной наличности.
Финансовое планированиевключает бюджетное планированиепроизводственной и хозяйственной деятельности структурных под-разделений и систему сводного бюджетного планирования производ-ственной и хозяйственной деятельности организации.
Для структурных подразделений организации разрабатыва-ются следующие бюджеты:
заработной платы, включающий платежи во внебюджетные фонды; материальных запасов, составляемый на основе норм расхода ресурсов и объёмов производственных программ структурных под-
разделений; амортизационных отчислений, предназначенный для реновации
основных производственных фондов; прочих расходов (командировочных, транспортных);
кредитный, предназначенный для погашения кредитов и займов; налоговый, включающий все налоги и обязательные платежи.
Экономика дорожного строительства
Такой же бюджет планируется в целом по ДСО. Разработка бюд-жетов структурных подразделений и служб основана на принципе де-композиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюд-жеты по каждому из них разрабатываются, как правило, ежемесячно.
Для равномерного обеспечения организации и её служб оборот-ными средствами в бюджетах указываются плановые и фактические затраты по дням и месяцам.
Составной частью финансового планирования является определе-ние центров ответственности – центров расходов и доходов. Подраз-деления, в которых измерение продукции затруднено или которые ра-ботают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продук-цию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры дохо-дов(прибыли).Для расчёта и анализа денежных поступлений исполь-зуются два метода. При первом идёт непосредственное определение поступлений (выручка, полученные авансы, ссуды) и оттока средств (оплата счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата зарплаты). При вто-ром исходной точкой является чистая прибыль, корректируемая на до-ходы и затраты, которые не означают притока и оттока средств. В сис-теме текущего планирования организация разрабатывает баланс денеж-ных поступлений и расходов, имеющий доходную и расходную части.
Доходная частьвключает источники поступления средств,выруч-ку от реализации продукции, доходы от долевого участия в деятельности других фирм, по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды.
Расходная частьобъединяет направления использования средств(покупка сырья, основных и вспомогательных материалов, зарплата, платные услуги, ремонт и содержание машин, механизмов и оборудова-ния, реклама, погашение ссуд).