Положительные аспекты делегирования полномочий
Тема 4. Менеджеры в системе управления
Лекция 3. Делегирование полномочий и организация труда менеджера
Делегирование полномочий
Единоначалие и норма управляемости
Организация труда менеджера
Делегирование полномочий
Сущность и цели делегирования полномочий.
Современный руководитель не может самостоятельно и единолично эффективно управлять крупной организацией, поэтому управленцам приходится использовать технологии делегирования полномочий.
В теории управления делегирование означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование – это средство, с помощью которого руководитель осуществляет выполнение работы с помощью других лиц.
Важным моментом в делегировании является вопрос о том, какую долю работы руководитель должен оставить себе, а какую распределить между работниками низшего управленческого уровня, наделяя их своими полномочиями по использованию ресурсов организации и концентрации усилий ее работников на достижение намеченных целей.
Целями делегирования являются: (Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. – М., 1999. – С. 199)
-разгрузка менеджеров, освобождение их от рутинных задач, создание им условий для принятия стратегических решений;
-активизация «человеческого фактора», увеличение вовлеченности и заинтересованности работников;
-повышение дееспособности нижестоящих звеньев управления.
Пределы передачи полномочий определяются регламентом организации и должностными инструкциями.
Общий подход к определению круга вопросов, не подлежащих делегированию, предложен С. Паркинсоном и М. Рустомджи в виде “принципа исключения”: (Паркинсон С., Рустомджи М. Искусство управления. – М., 1999).
“Руководитель должен быть избавлен от деталей повседневной деятельности с тем, чтобы уделять больше времени вопросам общей политики и предотвращению возможного кризиса. Он должен заниматься деталями только тогда, когда где-то произошел серьезный сбой и его не могут исправить руководители более низкого ранга.
Если не применять этот “принцип исключения”, руководители будут так вовлечены в мелкие повседневные вопросы, что по-настоящему важные дела окажутся заброшены.
Руководители должны решать только такие вопросы, с которыми другие люди не в состоянии справиться”.
Не подлежат делегированию:
*постановка задач и выдача заданий подчиненным;
*контроль результатов деятельности подразделений и подчиненных;
*подбор, расстановка, оценка деятельности подчиненных работников;
*задачи особой важности и высокой степени риска;
*срочные дела;
*задачи строго доверительного характера.
Делегировать в любом случае надо:
*рутинную работу;
*специализированную деятельность;
*неактуальные, частные вопросы;
*подготовительную и вспомогательную работу (справочные материалы, отчеты и т.п.).
Необходимость в делегировании полномочий существовала всегда, однако она становится особенно необходимой с переходом к рыночной экономике, становление которой невозможно без самостоятельных и предприимчивых работников. Делегирование полномочий благоприятно сказывается на формировании в коллективе атмосферы творческого труда.
Положительные аспекты делегирования полномочий
1) Мобилизующим фактором для работника, которому делегированы полномочия, является то, что он получает самостоятельный участок работы. Это повышает его собственную значимость и значимость среди окружающих. Самостоятельные действия способствуют проявлению инициативы, а оказанное доверие возвышает его социальный статус, повышает творческий потенциал.
2) Делегирование полномочий является своеобразной школой выявления способных руководителей. Когда работнику поручается самостоятельный участок деятельности, он получает право принимать решения под свою ответственность, стремится в полной мере проявить профессионализм и организаторские способности, приобретать навыки управления.
Делегирование полномочий следует осуществлять на всех уровнях управления: доверять подчиненным решение организационных вопросов, выступать с докладами и сообщениями в вышестоящих инстанциях, на совещаниях и конференциях, представлять свою организацию на встречах и т.д.
3) Руководитель, делегируя свои полномочия, освобождает себя от множества текущих обязанностей, что в свою очередь высвобождает время для профессионального роста, сосредоточения на вопросах, которые должны решаться им самим. Нельзя стать хорошим руководителем, пытаясь все сделать самостоятельно. В таких случаях внимание распыляется на множество вопросов.
Руководитель, делегирующий свои полномочия, создает в коллективе доверие, непринужденность, заставляет подчиненных относиться к своим обязанностям с большой ответственностью.
Делегируя полномочия, следует придерживаться принцип: никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.
4) Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, повышающей его потенциал. Зная своих подчиненных, руководитель передает полномочия компетентным работникам. В этих случаях управление приобретает большую гибкость, динамизм, оперативно реагирует на изменение рыночных отношений, конкуренцию, новые предложения.
Ярким примером делегирования полномочий является демократически устроенное государство, где равноправные граждане делегируют свои полномочия решать проблемы управления страной на уровне местной, областной и государственной власти, избирая депутатов и президента страны.
5) Путем делегирования линейных полномочий создается иерархия уровней управления организацией. Создание иерархии называется скалярным процессом, а сложившаяся иерархия – скалярной цепью, или цепью команд.
Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются от вышестоящего начальника к нижестоящему и ниже по всей иерархической лестнице. Через эти полномочия руководитель вышестоящего ранга осуществляет свое целевое управление. В данном случае каждый руководитель действует в пределах прав, предоставленных ему организацией или законом, без согласования своих действий с другими начальниками. Так, например, заместитель директора предприятия по кадрам (вице-президент фирмы) полномочен самостоятельно решать, каких специалистов брать на работу.
6) Через линейные полномочия передается менеджеру узаконенная власть от собственника. Организационные полномочия в стране определяются на макроуровне Конституцией и законами. В соответствии с Конституцией и законами страны институт частной собственности способствует появлению акционеров, которые организуют предприятия уже на микроуровне. Акционеры делегируют полномочия совету директоров или напрямую президенту фирмы, руководителям высшего звена управления, а дальше менеджерам среднего и низшего уровней и к рабочим.
7) Делегирование полномочий развивает инициативу подчиненных, в результате они порой выполняют порученную работу лучше руководителя.
Умение делегировать полномочия является одним из важнейших положительных качеств руководителя любого ранга и оценивается как способность эффективно использовать потенциальные возможности подчиненных. Работа руководителя должна оцениваться по работе его подчиненных.
Потребность в делегировании полномочий имеется на всех уровнях управления и, в первую очередь, тогда, когда есть необходимость высвободить время руководителя для решения более важных задач; когда руководитель чрезмерно занят.
В современных структурах управления нижестоящий руководитель и его исполнители в своей сфере деятельности разбираются лучше вышестоящего руководителя. Получив полномочия самостоятельно принимать решения, они уже выходят за рамки простого исполнительства. Доверие положительно сказывается на результатах работы и способствует повышению квалификации работников.