Упрощение строительных процедур
Упрощение строительных процедур – важнейший шаг к улучшению инвестиционного климата, который позволяет сократить срок получения разрешения на строительство и затраты инвесторов на их прохождение.
Несмотря на ряд принятых мер, сфера строительства все еще характеризуется высоким уровнем административных барьеров. Общая продолжительность оформления необходимых разрешительных действий может занимать в различных субъектах Российской Федерации до 3 лет.
Правительством Российской Федерации утвержден План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности (распоряжение Правительства от 15 июня 2010 г. N 982-р). Часть мер уже реализована.
Так, например, с сентября 2010 года отменена обязательная техническая инвентаризация при новом строительстве капитальных объектов и осуществлении первичного государственного технического учета. В результате, в зависимости от сложности объекта имеется возможность ускорить ввод строительных объектов в эксплуатацию на 30-90 дней.
С учётом принятых поправок в законодательство, с 1 января 2012 года заключение организации негосударственной экспертизы является достаточным основанием для получения разрешения на строительство (за исключением уникальных, технически сложных и особо опасных объектов).
Сокращен с 90 до 60 дней срок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Сокращено количество объектов капитального строительства, относимых к категории уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе.
С 1 августа 2011 года введен запрет на проведение контрольно-надзорными органами внеплановых проверок на объектах капитального строительства, строго регламентированы основания проведения плановых проверок и сокращено их количество.
Введен институт оценки регулирующего воздействия при разработке и принятии федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную сферу деятельности, а также сокращено число лицензируемых видов деятельности - переведены на уведомительный порядок 30 видов предпринимательской деятельности;
Усовершенствованы требования к документам территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, сокращен перечень документов и материалов государственного картофо-геодезического фонда Российской Федерации, отнесенных к категории документов составляющих государственную тайну;
Оптимизированы правила технологического присоединения к электрическим сетям в части уточнения прав и обязанностей сторон, определения сроков для установления органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение;
Следующие шаги:
· Сократить сроки предоставления земельных участков в среднем до трех недель за счет отмены излишних согласований, введения электронного делопроизводства, установления четкого порядка рассмотрения заявлений;
· Повысить открытость земельного рынка путем размещения сведений о земельных участках, предоставление которых допускается, на публичной кадастровой карте, открытой для бесплатного ознакомления;
· Ввести запрет на предоставления земельных участков без аукционов (за исключением участков объектов государственного и муниципального значения), разрешить проводить аукционы по предоставлению государственных и муниципальных земельных участков по требованию заинтересованных лиц, что должно повысить предложение земельных участков на открытом рынке;
· Установить особый порядок размещения линейных объектов на условиях публичных сервитутов, что в отдельных случаях должно сократить и удешевить оформление прав на землю в 5-12 раз в зависимости от вида объекта;
· Сократить в среднем на 180 дней срок изменения вида разрешенного пользования земельного участка за счет упразднения института категории земель;
· Установить административную ответственность за необоснованный отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
· Исключить избыточные и дублирующие процедуры при проведении экспертизы промышленной безопасности.