Тенденции развития ресторанного бизнеса

Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в начале 90-х гг. XX века ресторанный бизнес в России стал активно развиваться, о чем в докризисный период свидетельствовали устойчивые тенденции роста числа предприятий ресторанного бизнеса, увеличение объема денежных поступлений от предприятий этой отрасли. Однако в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести ресторанный бизнес. Еще одна трудность заключается в том, что для многих предпринимателей ресторанный бизнес рассматривается только как источник получения прибыли, не требующий большого внимания. Воронеж обладает существенным потенциалом для развития ресторанного бизнеса. Стратегические преимущества для развития сети предприятий ресторанного бизнеса обусловлены как увеличивающимся потоком туристов, так и растущими доходами жителей города, изменением культуры питания, использованием зарубежного опыта организации внедомашнего питания. Однако эти благоприятные возможности реализуются не в полной мере. Развитие и выживание предпринимательских структур в конкурентной борьбе на рынке ресторанных услуг во многом зависят от грамотного стратегического управления ресторанным бизнесом. Проведённое исследование показало, что большая часть предприятий ресторанного бизнеса не имеет чёткой стратегии.

России в целом указывает на то, что многие предприятия сферы общественного питания не в полной мере оценили перспективность данных направлений стратегического развития, не в состоянии обеспечить высокое качество продукции и услуг, индивидуальный подход к посетителям. Во многом подобная ситуация 4 обусловлена нехваткой квалифицированных кадров. Изучение уровня развития ресторанного рынка Воронежа позволяет утверждать, что он ещё далёк от насыщения. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки системы комплексного стратегического управления предприятиями ресторанного бизнеса, позволяющей минимизировать отрицательное влияние факторов окружающей среды, переводить реальные и потенциальные возможности в стратегический потенциал предприятия с целью обеспечения его устойчивого развития, сохранения и укрепления конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Особую важность приобретает предложение для предприятий ресторанного бизнеса методического инструментария комплексного стратегического управления и оценки его экономической эффективности.

1.3 Маркетинговые исследования инфраструктуры кафе «Гармошка»

Ресторанный бизнес представляется выгодной сферой инвестиций и обманчиво понятным видом предпринимательства. Открытие кафе действительно требует относительно небольших первоначальных финансовых вложений, однако успех в данной сфере напрямую зависит от знания специфики и тонкостей работы предприятия общественного питания.

Так, например, при открытии нового заведения или при его неэффективном функционировании возникает необходимость проведения маркетинговых исследований.

Во многом, исследования, проводимые для предприятия питания, совпадают с классическим набором, но, тем не менее, здесь есть своя специфика. Объектами маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе могут выступать практически все составляющие ресторанной деятельности.

Основными предметами исследования являются:

1. Анализ места размещения ресторана - можно ли открывать в этом месте ресторан, и, какого типа. Этим пунктом исследуется район, в котором будет располагаться заведение - его престижность, доступность, а также наличие потенциальных конкурентов. Также производится изучение здания и самого помещения. Здание исследуется на предмет пригодности его под размещение ресторана и его оптимального функционирования.

2. Структура отрасли - анализ существующих ресторанных форматов и доля каждого в общем объеме. Важно знать насыщенность рынка предполагаемым форматом, его привлекательность, тенденции развития.

3. Характеристика целевого рынка - позволяет получить данные о конъюнктуре - спросе, уровне цен, о перспективах развития рынка. Главная задача - выявить имеющийся неудовлетворенный спрос.

4. Изучение потребителей позволяет получить подробные сведения о существующих целевых группах, мотивах посещения ресторана. Эти сведения позволят определить для ресторана сегмент наиболее интересных из потенциальных потребителей, степень их удовлетворенности и платежеспособности, и других параметров. Важно использовать эту информацию при разработке общей стратегии.

5. Конкурентная ситуация - необходимо для получения данных о практике деятельности конкурентов на рынке, их сильных и слабых сторонах, особенностях их работы.

6. Исследования ценовой политики - тесно связано с платежеспособностью целевой аудитории. Нам необходимо будет определить величину допустимого "среднего чека".

Наши рекомендации