Ценообразование и выпуск продукции

В условиях олигополии.

Поведение фирм на олигополистических рынках уподобляется поведению армий на войне. Фирмы – это соперники, а их основной трофей – максимальная прибыль. Оружием выступает контроль над ценами, реклама и объем выпуска.

Ценовая война –это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистических рынках фирмами. Она является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества.

Войны цен хороши для потребителей, но плохи для прибылей продавцов. Война продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних валовых издержек. В равновесии оба продавца назначат одну и туже цену Р = МС = АТС.В этом случае, общий рыночный выпуск будет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции. Равновесие существует тогда, когда ни одна фирма уже не может извлекать выгоды от понижения цен, т.е. когда цена равна средним валовым издержкам, а экономическая прибыль равна нулю. Дальнейшее снижение цены (ниже указанного ранее уровня) приведет к формированию убытков. При этом каждая фирма на рынке будет исходить из того, что если другие фирмы не будут менять свои цены, то и у нее отсутствуют мотивы ее повышать.

К огорчению покупателей, ценовые войны, как правило, не продолжительны. Олигополистические фирмы по истечении некоторого времени вступают между собой в сотрудничество, чтобы в перспективе избежать войн и, следовательно, нежелательных воздействий на прибыль (т.е. убытков).

В отличии от других рыночных структур, единой модели олигополии не существует. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение предприятия в конкретной ситуации, основываясь на том, какие предположения строят предприятия относительно реакции своих соперников.

Модель ломаной кривой спроса.Данная модель имеет очень важное значение, потому что объясняет редкость изменения цены в олигополистических отраслях и не основаны на тайном сговоре.

Ломаный график спроса (рис. 7.8.) дает каждому олигополисту веское основание полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему.

Ценообразование и выпуск продукции - student2.ru

Рисунок 7.8. Ломаная кривая спроса

Вот почему жесткость (неизменность) цен нередко характерна для олигополистических отраслей. Даже если издержки и спрос меняются, предприятия обычно не склонны к изменению цены. Если снижаются издержки или падает спрос, предприятия не спешат снижать цену, потому, что они могут быть неправильно поняты конкурентами, и из-за этого может начаться «ценовая война». А если издержки или спрос растут, предприятия колеблются, повышать ли им цены, так как боятся, что их конкуренты могут не поднять свои цены.

В соответствии с этой моделью каждое предприятие сталкивается с кривой спроса, изогнутой в точке преобладающей цены Р. При ценах выше Р кривая спроса очень эластична. Причина заключается в том, что если фирма поднимет цену выше Р, остальные предприятия не последуют за ним, и она потеряет значительную часть своей доли на рынке. С другой стороны, предприятие считает, что если оно понизит цену ниже Р, остальные предприятия последуют за ним, так как не захотят терять своей доли на рынке, и поэтому сбыт расширяется только до тех пор, пока более низкая рыночная цена увеличивает совокупный рыночный спрос.

Так как кривая спроса предприятия изогнута, его кривая предельного дохода прерывается (нижняя часть кривой предельного дохода соответствует менее эластичной части кривой спроса). В итоге издержки предприятия могут меняться, не вызывая изменения цен. Как показано на рисунке 7.8., предельные издержки могут возрасти, но будут все равно равны предельному доходу при том же уровне объема производства, и поэтому цена останется той же.

Недостатком модели ломаной кривой спроса является то, что она не объясняет, почему олигополисты подошли к цене Р и почему они не установили какую-либо другую цену. Однако эта модель дает ответ на вопрос, почему предприятия-олигополисты стремятся поддерживать стабильность цены, перенося конкурентную борьбу в ценовую область.

Модель картеля или олигополия, основанная на тайном сговоре.

Картель – это группа предприятий, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

В большинстве стран картели запрещены законом. Фирмы, обвиненные в сговоре для совместного определения цены и контроля над объемами выпуска, подвергаются штрафам.

Существует много известных международных картелей. Самый известный – это картель Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Он стремится регулировать выпуск сырой нефти его членами с целью контролировать цену, чтобы максимизировать групповые прибыли.

Образование любого картеля происходит в четыре этапа:

1. Необходимо убедиться, что существует барьер для входа в отрасль, чтобы предотвратить продажу товара другими предприятиями, после того как цена повысится. Если бы был возможен свободный вход, то увеличение цены привело бы новых производителей. Предложение выросло бы, и цена упала бы ниже монопольного уровня, который стремится поддержать картель.

2. необходимо организовать встречу всех производителей, чтобы установить совместный ориентир по общему уровню выпуска продукции. Сделать это можно, оценив рыночный спрос и высчитав предельный доход при всех уровнях выпуска: Следует выбирать выпуск, для которого МR=МС (см. рис. 7.9.). Монопольная цена равна Рм..

3. Необходимо установить квоты каждому члену картеля. Поделить общий монопольный выпуск между всеми предприятиями на основе какого-либо принципа. До тех пор, пока сумма выпусков всех продавцов равняется Qм, можно поддерживать монопольную цену.

4. Необходимо установить процедуру проведения утвержденных квот в жизнь. Этот шаг является решающим для того, чтобы сделать картель работающим. Его трудно реализовать. Причина в том, что у каждого из предприятий есть стимулы расширить производство при картельной цене. Если все увеличат выпуск, то картель обречен, цена вернется к своему конкурентному уровню (Рс).

Ценообразование и выпуск продукции - student2.ru

Рисунок 7.9. Картель

Картели устанавливают штрафы для тех, кто не выпол­няет соглашение, превышая свои квоты. Картели сталкива­ются с проблемой при принятии решений о монопольной цене и уровне выпуска. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен. Существуют разногласия относительно дележа территории.

В современных условиях картели существуют в более гибких и достаточно разнообразных формах: патентные пулы, лицензионные соглашения, консорциумы по осуществлению научных разработок.

Картели систематизируются по четырем основным категориям:

а) картели с целью контроля условий продаж;

б) картели с целью установления цен;

в) картели с целью разделения деятельности, террито­рий, продаж и потребителей;

г) картели с целью установления доли в определенной области бизнеса.

Выделяют два основных типа картелей:

1. Картели, пре­следующие цель максимизации совокупной, или отрасле­вой, прибыли;

2. Картели, ставящие своей целью распреде­ление и фиксацию рыночных долей.

Картели, преследующие цель максимизации об­щей прибыли.

Предположим, что в отрасли действует несколько идентичных во всех отношениях фирм, кривые SАТС и МC, которых изображены на рисунке 7.10.

С
Рс
Ценообразование и выпуск продукции - student2.ru

Рисунок 7.10. Квазиконкурентная фирма

Условие МС = Р выполняется при выпуске Qс, который является оптимальным. Рыночная цена Рс, на которую ориентируются фирмы, опреде­лена пересечением кривой рыночного спроса D и кривой рыночного предложения MC (S), представляющей горизонтальную сумму восходящих участков индивидуальных кривых МС (рис. 7.11).

Рм
Ценообразование и выпуск продукции - student2.ru

Рисунок 7.11. Модель картеля или олигополия, основанная на тайном сговоре

Выпуск отрасли, как видно на рис. 7.11, составит Qс = nQс, а прибыль каждой фирмы составит сумму, равную площади прямоугольника СcРc АВ (рис. 7.10).

Теперь предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет Qм, а опти­мальной ценой — Рм (рис. 7.11). Поскольку Qм < Qс, каждой вошедшей в картель фирме будет определена квота вы­пуска продукции. При выпуске, равном установленной квоте, прибыль фирмы будет равна площади прямоугольника СкРмМF. Следовательно, ее прибыль, с одной стороны, сократится на КNАВ, а с другой — увеличится на сумму площадей РcРмMN и СкСсКF. Поскольку сумма пло­им до и РcРмMN и СкСсКF больше площади КNАВ, фирма окажется заинтересованной во вхождении в картель.

Наши рекомендации