Организация самостоятельной работы магистрантов
Самостоятельная работа как вид учебной деятельности магистра направлена на достижение следующих целей:
· расширение и углубление знаний полученных в процессе теоретического обучения;
· формирование навыков работы с различными информационными источниками, в том числе научной, учебной и методической литературой;
· формирование навыков поиска, сбора и анализа информации, связанной с профессиональной деятельностью;
· формирование знаний, навыков и умений в рамках профессиональной подготовки;
· развитие инициативности, самостоятельности, организованности, ответственности, творческого подхода к решению текущих учебных и будущих профессиональных задач;
· формирование мотивационного настроя к познавательной деятельности и овладению выбранной профессией;
· формирование способностей к саморазвитию и самообразованию.
Объем самостоятельной работы магистра определяется образовательной программой по направлению подготовки и рабочим учебным планом.
Форма проведения и содержание самостоятельной работы определяются спецификой изучаемой дисциплины, текущей тематикой, целями, объемом и уровнем сложности конкретного задания, уровнем подготовки и индивидуальными особенностями магистров.
Виды самостоятельной работы включают:
· изучение литературных источников с целью укрепления и углубления теоретических знаний;
· подготовка работ теоретического характера, рефератов, докладов;
· подготовка публичных презентаций заданий;
· подготовка и выполнение индивидуальных заданий;
· решение кейсов;
· подготовка к тестированию;
· подготовка к промежуточному и итоговому контролю (зачету);
· научно-исследовательская работа в рамках изучаемой дисциплины.
По месту проведения самостоятельной работы она может проходить в аудитории и за ее пределами. Преимуществами самостоятельной работы в аудитории является постоянное взаимодействие магистра с преподавателем, что позволяет преподавателю контролировать и отслеживать выполнение задания, выявлять и развивать определенные способности и склонности магистра, прививать навыки, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности, но в силу внутренних или внешних обстоятельств пока отсутствуют или недостаточно развиты. В свою очередь, магистр имеет возможность получать необходимую ему для выполнения задания помощь от преподавателя.
В качестве основных проблем внеаудиторной работы следует отметить несвоевременность и несамостоятельность выполнения задания. Однако внеаудиторная самостоятельная работа развивает и формирует у магистров наиболее эффективные и востребованные в будущей профессиональной деятельности качества: инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий подход, умение правильно распределять и организовывать свое время, способность к самообучению.
Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется без непосредственного участия преподавателя, однако, процесс ее реализации должен регламентироваться и контролироваться преподавателем.
По количеству исполнителей самостоятельная работа может быть индивидуальной и коллективной, что определяется преподавателем перед выдачей задания для самостоятельной работы. В случае выполнения задания индивидуально магистр осваивает все этапы и аспекты работы самостоятельно, что способствует целостному восприятию задания. Коллективная работа формирует профессиональные компетенции, которые необходимы современному специалисту, такие как умение работать в команде, распределять функции и полномочия, ответственность за совместную работу. Кроме того, коллективная интеллектуальная работа стимулирует творческий потенциал магистров, а взаимный контроль и элемент соревновательности способствуют повышению мотивационного настроя при выполнении задания.
Продолжительность выполнения задания может существенно варьироваться. Выполнение задание может занимать от нескольких часов до всего семестра. Чем больше времени необходимо магистру на самостоятельную работу, тем сложнее и разнообразнее применяемые методы контроля со стороны преподавателя и тем важнее мотивационный настрой самого исполнителя.
Обеспечение качества самостоятельной работы невозможно без серьезного мотивационного настроя магистра, который формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним детерминантам можно отнести личные целевые установки и ориентиры магистра, его личностные особенности, ожидания от будущей профессии. Внешние детерминанты могут иметь отношение к различным сторонам жизни магистра, в том числе формироваться в процессе обучения. К мотивирующим факторам можно отнести:
· усилия преподавателей на протяжении всего периода обучения магистра, направленные на формирование целостного представления о значимости и перспективах выбранной профессии;
· работу, связанную с определением и разъяснением места каждой изучаемой дисциплины в структуре образовательной программы, знаний, навыков и компетенций, на формирование которых ориентирована работа магистра, в том числе самостоятельная;
· активное привлечение магистров к формированию и оценке содержания заданий для самостоятельной работы;
· формирование комплекса заданий, обеспечивающего преемственность и взаимосвязь знаний полученных при изучении различных дисциплин и способствующего индивидуализации обучения, постоянное актуализация этого комплекса;
· гибкий подход к выбору формы и содержания задания, выдаваемого магистру;
· применение современных активных методов обучения, способствующих не только развитию профессиональных компетенций, но и делающих процесс обучения интересным, менее рутинным;
· привлечение магистров к участию в научно-исследовательской работе, в работе конференций, к участию в проектах с привлечением участников других групп и, по возможности, магистров других специальностей, к участию в олимпиадах различного уровня;
· балльно-рейтинговую систему контроля знаний магистров, которая способствует не только поддержанию уровня активности и работоспособности магистра на протяжении всего периода изучения дисциплины, но и гарантирует определенные бонусы при условии соблюдения требований БРС и преподавателя, а также вносит в процесс обучения элемент соревновательности.
Текущий и итоговый контроль выполнения заданий магистрами в рамках самостоятельной работы может осуществляться в устной и письменной форме в пределах времени, выделенного на проведение аудиторных занятий или в режиме консультаций. Некоторые виды контроля включены в балльно-рейтинговую системы, которая активно применяется при изучении дисциплины. Балльно-рейтинговая система содержит:
· контроль текущей успеваемости, т.е. уровня усвоения материала, качества и своевременности выполнения локальных заданий;
· контроль выполнения индивидуальных работ, качества выполнения магистрами индивидуально или в группе задания или определенной его части к оговоренному сроку;
· итоговый контроль изученной дисциплины.
В процессе изучения дисциплины используются следующие меры, способствующие повышению качества самостоятельной работы:
· использование БРС;
· всесторонний контроль преподавателем качества и сроков выполнения самостоятельной работы;
· использование индивидуального подхода, предполагающего работу с каждым магистром в зависимости от его личностных особенностей и уровня его подготовки;
· установление четкого графика выполнения заданий в рамках самостоятельной работы.
Студентам рекомендуется следующий порядок организации самостоятельной работы над темами дисциплины и подготовки к практическим занятиям:
· ознакомиться с содержанием темы;
· прочитать материал лекций;
· прочитать рекомендуемую литературу, относящуюся к данной теме;
· перейти к тщательному изучению материала, детально разобраться в теоретических положениях и методах, попытаться систематизировать и критически осмыслить материал, существующие разработки и методы;
· закончив изучение темы, решить предложенные преподавателем задачи или творческие задания;
· подготовиться к докладу или выступлению с сообщением по рекомендуемой, привлекая дополнительную литературу и источники информации, стараться выработать и изложить собственный взгляд на рассматриваемую проблему;
· не переходить к изучению нового материала, не усвоив предыдущего.
Для разработки самостоятельного задания рекомендуется воспользоваться соответствующей литературой из списка «Дополнительная литература». Для выполнения анализа рекомендуется ознакомиться с научной и учебной литературой, научными статьями и монографиями по заданным направлениям исследования.
Аналитическая работа предполагает практическое применение методов стратегического анализа и экономическое обоснование выбранной стратегии. Результатом работы должна явиться доказательное определение принятой маркетинговой стратегии.
Эссе подразумевает отражение собственного мнения магистранта, его личной оценки по выбранным темам. В данном случае мнение должно подкрепляться известными магистрату фактами, цифровым материалом.