Самостоятельной работы магистрантов

Учебный план предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий. В лекционных занятиях раскрываются основы теоретических знаний по дисциплине, освещаются наиболее сложные и актуальные вопросы курса. Семинарские же занятия, в свою очередь, имеют целью формирование у студентов умения научного анализа соответствующих положений науки в исследуемой области, а также переложения теоретических данных на практическую почву для дальнейшей успешной научно-исследовательской деятельности.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик

активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в том числе и по данному курсу, в частности:

– метод работы в малых группах;

– метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия;

– метод конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач;

–использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематической индивидуальной практики, что способствует процессу интеллектуального развития.

В целом при изучении курса, независимо от соотношения с традиционными формами обучения, используются следующие виды самостоятельной работы:

– предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

– изучение вопросов практического занятия в соответствии с его

темой;

– работа с дополнительной учебной, научной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

– ознакомление с текстами научных работ, правовых документов как при подготовке к практическому занятию, так и при уяснении студентами интересующих их вопросов;

–подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;

– подготовка докладов на научных кружках, круглых столах и конференциях.

Самостоятельная работа магистрантов предусматривает несколько разновидностей деятельности: освоение теоретического материала по дополнительной литературе и источникам, подготовку к семинарским и индивидуальным занятиям. Магистранты должны осуществлять изучение рекомендованной учебной и научной литературы, готовить конспекты лекций, обращаться за консультацией к преподавателям по мере необходимости, готовить развернутые письменные ответы на вопросы, предлагаемые в качестве заданий для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы приводятся с целью обеспечения лучшего усвоения материала, который студенты изучают в самостоятельном

порядке. Выполнение заданий рекомендуется производить в письменной форме. Подготовку указанных заданий следует проводить не во время сессии, а заранее, с тем, чтобы проработать материал по тематике. Задания для контрольных работ выполняются официально, со сдачей на кафедру, обязательным проставлением зачета соответствующим преподавателем. Что касается заданий для самостоятельной работы, то контроль их выполнения производится по усмотрению преподавателя, ведущего курс.

Списки рекомендованной к изучению литературы можно также найти в данном учебно-методическом комплексе и в других пособиях. Следует также иметь в виду, что по мере ознакомления с литературой по теме, особенно с научными монографиями тех или иных ученых, студент может и там обнаружить отсылку к тем или иным источникам. Ценными библиографическими изданиями являются «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», реферативные и ежеквартальные журналы «Общественные науки в России» и «Общественные науки за рубежом».

Магистранты должны пользоваться услугами библиотек. В крупных библиотеках имеются так называемые систематические каталоги, в которых литература подобрана по определенной тематике. Кроме того, необходимо использовать и алфавитный каталог, если наименования источников уже известны. Справки о библиографических указателях можно получить в научно-библиографических отделах библиотек.

При поиске материалов рекомендуется использовать ресурсы Интернет (см. список литературы).

Изучение дисциплины предполагает использование компьютера, принтера и копировальной техники для распечатки текстов и раздаточного материала.

При работе с поисковыми системами студент не должен использовать уже готовые рефераты и курсовые работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Контрольная работа должна быть напечатана или написана чисто и разборчиво, соблюдая последовательность и сохраняя названия вопросов.

Контрольную работу необходимо оформить соответствующим образом с представлением плана и библиографического списка. На обложке должны быть указаны фамилия, имя, отчество, курс, номер группы, домашний адрес и телефон автора. Работу следует подписать и проставить дату ее выполнения. Максимальный объем контрольной работы – 20 страниц школьной тетради (в рукописном варианте) или 10-12 страниц печатного текста.

В случае незачета контрольной работы надо написать новый ее вариант по тем же вопросам с учетом всех замечаний рецензента. При повторной сдаче на проверку к новой работе следует приложить первоначальную рецензию.

При возникновении каких-либо затруднений в процессе выполнения письменной работы необходимо обратиться за устной или письменной консультацией к соответствующему преподавателю.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1. Взаимодействие философии и права /история и современность/.

2. Предмет, структура, функции философии права.

3. Философия права в системе научного знания.

4. Философское и научное понимание права.

5. Философия о сущности права.

6. Мифологическое мировоззрение и право.

7. Философия и право в Древней Индии.

8. Философские и правовые взгляды Конфуция.

9. Философия Платона о государстве и праве.

10. Государство и право в учении Аристотеля.

11. Древнеримская философско-правовая мысль.

12. Проблемы права в средневековой философии.

13. Религиозное мировоззрение и право.

14. Фома Аквинский о праве.

15. Проблемы права в философии Нового времени.

16. Гуго Гроций о праве и справедливости.

17. Право в французском просвещении.

18. Мораль и право в философии И. Канта.

19. Гегель о философии права.

20. Право в философских учениях XX века.


21. Юридический позитивизм: история и современность. 5. Идею «общественного договора» впервые выдвинул:
22. Проблемы права в русской философии. а) Протагор;
23. Онтология права: сущность и содержание. б) Эпикур;
24. Понятие аксиологии права. в) Платон;
25. Право в системе общественных отношений. г) Г. Гроций;
26. Особенности познания правовых явлений. д) Т. Гоббс.
27. Специфика определения истины в праве. 6. Работу «Левиафан» написал:
28. Общая теория права в системе научного знания. а) Н. Макиавелли;
29. Методология права и ее значение для правовых исследований. б) Т. Гоббс;
30. Деятельностный подход к анализу правовых явлений. в) К. Гельвеций;
31. Личность юриста как проблема философии права. г) И. Кант;
32. Нравственно-мировоззренческие традиции российских юристов. д) Ф. Ницше.
    7. Работу «О духе законов» написал:
  ТЕСТЫ ПО КУРСУ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ а) Аристотель;
    б) Августин;
Вариант 1. в) М. Монтень;
1. Философско-правовые идеи в античности разрабатывал: г) Ш. Монтескье;
а) Фалес; д) Д. Дидро.
б) Пифагор; 8. Работу «Философия права» написал:
в) Протагор; а) Т. Гоббс;
г) Зенон Элейский; б) П. Гольбах;
д) Аристотель. в) Г.В.Ф. Гегель;
2. Идея справедливости содержится в работах: г) К. Маркс;
а) Горгия; д) Ф. Энгельс.
б) Аристотеля; 9. Проблему свободы воли разрабатывал:
в) Бэкона; а) Платон;
г) Гегеля; б) Августин;
д) Вернадского. в) Э. Роттердамский;
3. Классификацию развития права осуществил: г) Л. Валла;
а) Платон; д) А. Шопенгауэр.
б) Фома Аквинский; 10.О свободе как творчестве и ответственности учил:
в) Г.В.Ф. Гегель; а) Ксенофан;
г) К. Маркс; б) М. Монтень;
д) П. Сорокин. в) Г.В.Ф. Гегель;
4. Определение «свободы как познанной необходимости» впервые г) К. Маркс;
дал:   д) Н. Бердяев.
а) Августин; 11.Проблемой блага занимался:
б) Н. Макиавелли; а) Сократ;
в) Б. Спиноза; б) Зенон Элейский;
г) Г.В.Ф. Гегель; в) Аристотель;
д) К. Маркс. г) Ж.-Ж. Руссо;
   

д) К. Маркс.

12.Проблему правовой реальности в связи с жизненным миром человека разрабатывал:

а) Платон; б) Августин;

в) Г.В.Ф. Гегель; г) К. Маркс; д) Ю. Хабермас.

13.Юридический позитивизм связан с именем: а) О. Конта; б) Дж. Остина; в) Г. Гуго;

г) А. Шопенгауэра; д) Ф. Ницше.

14.К теоретикам неокантианской философии права относится: а) Г. Кельзен; б) Р. Штаммлер;

в) В. С. Соловьёв; г) Г. Радбрух; д) П. Бергер.

15.Феноменологическую концепцию философии права разрабатывал: а) М. Шелер; б) К. Маркс; в) Ю. Хабермас; г) Т. Лукман; д) Б. Кроне.

16.Идеи экзистенциального права содержатся в работах: а) П. Рикёра:

б) Ж.-П. Сартра; в) К. Ясперсг; г) К. Леви-Строса; д) Е. Фехнера.

17.В культурологически-реалистическом аспекте правовую реальность рассматривал:

а) Ж.-Ж. Руссо; б) А. Шопенгауэр; в) К. Маркс; г) П. Сорокин; д) М. Фуко.

18.Понятие «идеационального права» впервые ввел: а) Августин;


б) Фома Аквинский;      
в) Э. Роттердамский;      
г) П. Сорокин;      
д) К. Поппер.      
19.К философско-правовым фрейдистским идеям относится идея:
а) роль бессознательного в мотиве преступления;  
б) психологического механизма асоциального поведения,
преступлений;      
в) роли экономического фактора в росте преступности;  
г) места и роли культуры в жизнедеятельности человека;  
д) коллективного бессознательного в преступлении.  
20.Работу «К критике гегелевской философии права» написал:
а) И. Кант;      
б) Л. Фейербах;      
в) К. Маркс;      
г) Ф. Энгельс;      
д) Г. В. Плеханов.      
Вариант 2.      
1. Объектом философии права является:    
а) социальная реальность;    
б) жизненный мир человека;    
в) политическая и правовая реальность;    
г) взаимодействие повседневной реальности и системного мира

человека, определяемого нормами права и юридическими законами.

2. Объект философии права совпадает: а) с объектом социальной философии; б) с объектом юриспруденции; в) с объектом общей теории права; г) с объектом этики.

3. Предметом философии права является изучение: а) законов социальной среды;

б) наиболее общих принципов правовой реальности и ее

познания;

в) идей права;

г) взаимодействия права и законов государства.

4. Предмет философии права в основном совпадает:

а) с предметом социальной философии;

б) с предметом общей теории права;

в) с предметом социологии;

г) с предметом юриспруденции.

5. Философия права — это дисциплина: а) юридическая; б) философская;

в) политологическая; г) социологическая;

6. Философия права — это часть:

а) общей теории права; б) философии; в) социальной философии;

г) правового мировоззрения.

7. Философия права включает проблемы: а) онтологические; б) экономические; в) политические; г) аксиологические; д) экологические.

8. Философско-правовые категории:

а) бытие;

б) свобода;

в) право;

г) закон;

д) правовая реальность.

9. Категории, которые философия права «берет» из социальной

философии:

а) ответственность;

б) законность;

в) право;

г) закон;

д) вина.

10.К основным функциям философии права относятся:

а) онтологическая;

б) аксиологическая;

в) футурологическая;

г) идеологическая;

д) эпистемологическая.

11.К философско-правовым проблемам относятся:

а) природа и сущность правовое реальности;

б) государственное устройство;

в) власть и право;

г) свобода и право;

д) индивид-человек-личность.

12.Классификацию генезиса философско-правовой мысли дал: а) Аристотель; б) Г.В.Ф. Гегель; в) К. Маркс; г) К. Поппер; д) П. Сорокин

13.Проблемы порядка и закона разрабатывали: а) Ксенофан; б) Гераклит; в) Протагор; г) Платон; д) Эпикур.

14.Проблему справедливости разрабатывали: а) Пифагор; б) Аристотель; в) Платон; г) Гоббс; д) К. Маркс.

15. Философско-правовые идеи в Средние века носили характер: а) идеалистический; б) рациональный; в) пантеистический; г) дуалистический;

д)субъективный.

16.Философско-правовые концепции в эпоху Возрождения разрабатывались в связи с проблемами:

а) социально-философскими: б) натурфилософскими; в) этическими; г) политическими; д) религиозными.

17.Концепции «естественного состояния» и «общественного договора» разрабатывали:

а) Ф. Бэкон; б) Т. Гоббс; в) Дж. Беркли; г) Ж.-Ж. Руссо;

д) К. Гельвеций.

18.Теорию «базиса и надстройки» разработал: а) Т. Гоббс; б) Ш. Монтескье;

в) Г.В.Ф. Гегель; г) К. Маркс; д) К. Поппер.

19.Работу «Метафизика нравов» написал: а) Д. Бруно; б) Н. Макиавелли; в) И. Кант; г) Л. Фейербах; д) К. Маркс

Вариант 3.

1. Определение понятия «свободы как познанной необходимости» впервые дал:

а) Платон; б) Аристотель; в) Гоббс; г) Гегель; д) Спиноза.

2. Свобода — это категория:

а) этическая; б) психологическая; в) политическая; г) философская;

д) философско-правовая.

3. Проблема свободы разрабатывалась: а) Пифагором; б) Аристотелем; в) Гегелем; г) Марксом;

д) Ж.-П. Сартром.

4. Условием появления свободы является: а) случайность; б) познанная необходимость;

в) действие в соответствие с необходимостью; г) юридические законы; д) само существование человека.

5. Работу «Равенство и свобода человека» написал: а) Августин Блаженный; б) Л. Валла; в) Б. Спиноза; г) Ф. Энгельс;

д) Н. Бердяев.

6. Как продукт исторического развития свободу впервые рассмотрел:

а) Аристотель; б) Августин; в) Гегель; г) Энгельс; д) Бердяев.

7. Свобода — это:

а) свобода творчества; б) свобода слова; в) свобода совести; г) свобода действия;

д) присутствие человека в мире.

8. Сфера свободы человека — это: а) свободное действие;

б) законы и подзаконные акты государства; в) пространство: его социально-целесообразные действия;

г) условия, позволяющие выбрать, поставить и реализовать цель; д) человеческое общение.

9. Работу «Экзистенциализм — это гуманизм» написал:

а) А. Камю;

б) М. Фуко;

в) П. Рикёр;

г) Ж.-П. Сартр;

д) М. Хайдеггер.

10.Свобода как экзистенция личности означает:

а) способность принимать решения;

б) способность действовать в соответствии со своими интересами и

целями;

в) реализовать себя;

г) желание «свободы себе и другим»;

д) протест против социального гнета.

11.Альтернатива свободе человека: а) обман, иллюзии;

б) подчинение Богу, любви, коллективу и т.д.; в) многопартийность; г) творчество; д) угнетение.

12.Кто учил о свободе «рациональной», «иррациональной», «трансцендентной»?


а) Августин; 19.Вина — это:
б) Фома Аквинский; а) осознание социальным субъектом его безответственных решений и
в) И. Кант; действий;  
г) А. Шопенгауэр; б) чувство раскаяния;
д) Н. Бердяев. в) ответственность за свободу;
13.Каковы признаки утраты свободы: г) осознание недолжного;
а) отчужденность субъекта от объекта; д) психическое отношение к противоправному действию.
б) усреднение личности в обществе; 20.Для Г. В. Ф. Гегеля свобода — это:
в) стандартизация мнений и мысли; а) объективный дух;
г) уничтожение оригинальности человека; б) идея реализации «Я»;
д) преобладание обязанностей по сравнению с правами. в) наличное бытие права;
14.Можно ли свободе дать следующие ценностные характеристики: г) познанная необходимость;
а) позитивная; д) произвол и желание поступать по своему усмотрению.
б) негативная; Вариант 4.
в) аморальная; 1. Правы ли те философы, которые связывают справедливость с
г) политическая; высокими моральными качествами человека? (Да, нет)
д) личностная. 2. О справедливости писали:
15.Свобода как выбор — это: а) Платон;
а) одна из форм свободы; б) Сократ;
б) сущность свободы; в) Локк;
в) условие правовой свободы; г) Кант;
г) идеологический тезис; д) Маркс.
д) нравственная свобода. 3. И. Кант делал акцент на справедливости:
16.Свобода измеряется: а) этической;
а) отношением человека к своим обязанностям; б) экономической;
б) экономическим благосостоянием; в) правовой;
в) политической активностью; г) судебной;
г) свободой выбора; д) социальной.
д) развитостью существующих в стране прав. 4. Маркс трактовал понятие «справедливость» исходя из:
17.Мера свободы — это: а) идеалистического понимания истории;
а) единство качества и количества обязанностей; б) экономического понимания истории;
б) единство качества и количества свободы; в) экзистенциального времени;
в) единство качества и количества прав; г) материалистического понимания истории;
г) соответствие юридических законов естественным правам; д) уравнительных отношений.
д) позитивное право. 5. Маркс и Энгельс усматривали в справедливости:
18.Ответственность — это: а) реальность;
а) органическое свойство свободы; б) идеал;
б) признаки вины; в) нравственные отношения;
в) дисциплина; г) социально-экономические отношения;
г) возложение вины за преступления; д) буржуазную фантазию.
д) зрелость свободы социального субъекта в выборе ценностей. 6. Либеральные концепции справедливости подчеркивают такие ее
   

принципы как:

а) открытое для всех на условиях частного равенства возможностей социальное и экономическое неравенство;

б) реальное положение личности в обществе; в) «справедливо то, что равно»;

г) каждое лицо должно обладать равными с другими правами на более широкую свободу;

д) чувство собственного достоинства, взаимное уважение, гармония личных и общественных интересов.

7. Справедливость связана с такими общественными отношениями: а) экономическими; б) правовыми; в) технологическими;

г) экологическими; д) социальными.

8. Справедливость меняет свое нравственное содержание в разные исторические эпохи? (Да, нет)

9. Важнейшие черты чувства справедливости:

а) равенство;        
б) доброжелательность;      
в) скупость;        
г) отвага;        
д) объективность.        
10.Справедливость как реальность — это:    
а) действия социального субъекта;      
б) свойство любого общественного явления;    
в) «субъект — субъектное» отношение;    
г) отношение «субъект — общественный институт»;  
д) «объект — субъектное» отношение.    
11.Содержание справедливости как реальности выступает
в таких основных аспектах:      
а) мера воздаяния;      
б) правомерность оценки;      
в) мера требования;      
г) правосудность;        
д) мера вознаграждения.      
12.Правовое воздаяние это:      
а) правосудие;        
б) равный правовой подход ко всем;      
в) оценка деяния;        
г) мера отношения преступления и наказания;  
         

д) оценка поведения личности с точки зрения добра и зла. 13.Как мера требования правовая справедливость есть регулятор: а) взаимоотношений личности и общества; б) отношения к себе; в) личности и государства;

г) отношений мужа и жены; д) должного в человеческой жизнедеятельности и сущего, того, что

есть в действительности.

14.Можно ли характеризовать право как справедливость всех справедливостей? (Да, нет)

15. Прав ли Гегель, утверждая, что наказание преступника само по себе справедливо как «право, положенное в самом преступнике»? (Да, нет)

Вариант 5.

1. К правовым ценностям относятся такие свойства (признаки) права

как:

а) свобода; б) равенство;

в) справедливость; г) общее благо; д) дружелюбие.

2. В основе правовых ценностей лежат правовые ценностные отношения между социальными субъектами? (Да, нет)

3. Действие является законным и выступает как ценность и для субъекта и для общества в процессе:

а) любых отношений людей; б) индивидуально значимых явлений;

в) социально-значимых отношений; г) любого спора социальных субъектов; д) исполнение статей Конституции.

4. Не существует ценностных правовых оценок? (Да, нет)

5. Ценностно-правовая ориентация — личное предпочтение правовых идеалов и поступков? (Да, нет)

6. Ценностные правовые ориентации зависят от:

а) жизненных условий; б) образования; в) воспитания;

г) эмпирического опыта; д) цели и мотивов деятельности.

7. Ценностная правовая установка—направленное воздействие социальной группы, класса, партии, государства на формирование правовых

ориентации личности, масс? (Да, нет)

8. Можно ли считать, что принятый закон выступает как определенная правовая установка? (Да, нет)

9. Правовой интерес связан с:

а) изменением правовой реальности; б) личным интересом субъекта; в) интересом государства;

г) самоутверждением социального субъекта; д) реализацией правовых возможностей социального субъекта.

10. Правовые ценностные установки и их согласованность с правовыми ценностными ориентациями позволяют прогнозировать направленность социальной активности людей? (Да, нет)

Вариант 6.

Границы и возможности познания правовой реальности

1. Возможность познания правовой реальности обусловлена: а) социокультурными условиями; б) биологической природой человека;

в) уровнем цивилизованности «системно-правового» мира; г) развитостью самосознания человека как правового существа; д) настроением человека.

2. Познание правовой реальности происходит не только на теоретическом уровне? (Да, нет)

3. Теоретический уровень познания правовой реальности связан с: а) процессом институциализации повседневного мира человека; б) становлением системного мира человека;

в) уровнем развития общественно-исторической деятельности людей; г) с развитием естествознания; д) свободой человека.

4. Правовая эпистемология — это учение о:

а) правовых ценностях; б) процессе научного познания правовой реальности;

в) социальной значимости правовой реальности; г) правоприменительной практике; д) методологии исследования правовой реальности.

5. Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине? (Да, нет)

6. Правомерно ли говорить о правовой оценке? (Да, нет)

7. Для научной правовой оценки важно:

а) учет соотношения конкретно-эмпирически сущего с поставленными целями и идеалами, провозглашенными в законе;

б) степень согласованности нормы и поступка; в) точность формулировок правовых явлений; г) однозначность толкования правовых явлений;

д) умение понять формы, затрудняющие поиск истины.

8. Нужны ли для познания правовой реальности философские методы? (Да, нет)

9. Метафизический метод широко используется в познании правовой реальности? (Да, нет)

10. Приемлем ли в познании правовой реальности методологический плюрализм? (Да, нет)

Наши рекомендации