Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках

1. «Любая деятельность может рассматриваться как технологиче­ский процесс и потому может быть улучшена...».

2. «Производство должно рассматриваться как система, находяща­яся в стабильном или нестабильном состоянии. Поэтому решать конкретные проблемы — это еще недостаточно, все равно вы по­лучите только то, что даст система, необходимы фундаменталь­ные изменения...».

3. «Высшее руководство предприятия должно во всех случаях по­ступать, принимая на себя ответственность за его деятельность...».

Еще одной заслугой Деминга стала разработка системы, известной в настоящий момент как система PDCA (Plan, Do, Check, Act- плани­руй, делай, проверяй, действуй) или «цикл Деминга» (рис. 4.3). Эту систему также называют циклом непрерывного совер­шенствования.

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.3. Цикл непрерывного совершенствования Деминга

Цикл представляет собой последовательность прохождения важ­нейших этапов.

1)Plan (P)«планирование» — определение целей и задач, сбор и си­стематизация информации, разработка плана их реализации.

2) Do (D)«реализация»— изучение состояния дел, разработка про­граммы мероприятий и ее реализация.

3) Check (С)«проверка» — контроль результатов реализации разра­ботанных мероприятий.

A) Act (А)«исправление» — осуществление корректирующих дей­ствий по устранению отклонений от плана.

Вопрос 8-9.Классификация показателей качества

Показатели качества— количественно или каче­ственно установленные конкретные требования к харак­теристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в таблице 3.1.

Показатели назначенияхарактеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежностихарактеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблю­дении определенных условий эксплуатации и техничес­кого обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Безотказность — свойство непрерывного сохране­ния работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (например, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов).

Долговечность — свойство сохранения работоспособ­ности до наступления предельного состояния при уста­новленной схеме технического обслуживания и ремон­та (например, средний срок службы).

Ремонтопригодность — приспособленность к преду­преждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или вос­становлению работоспособного состояния продук­ции путем технического обслуживания и/или ремонта (например, средняя трудоемкость ремонта).

Сохраняемость — свойство сохранения значений по­казателей безотказности, долговечности и ремонтопри­годности в течение и после хранения или транспорти­рования продукции.

Таблица 3.1.

Основные типы показателей качества

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Показатели технологичностисвязаны с совершен­ством конструктивно-технологических решений продук­ции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслу­живании (например, удельная энергоемкость, удельная материалоемкость).

Эргономические показателихарактеризуют приспо­собленность продукции к антропометрическим, физио­логическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «че­ловек — изделие — окружающая среда».

Эстетические показателисвязаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувствен­ной форме (отражают свойства гармоничности, ориги­нальности, информационной выразительности, рацио­нальности формы и т. п.).

Показатели стандартизациихарактеризуют соответ­ствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами.

Экономические показателиотражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Показатели безопасностихарактеризуют обеспечениебезопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персоналапри обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией.

9Показатели качества услуги(+8 вопрос)

Рассмотренная выше структура показателей качества продуктов в полной мере применима при оценке качества продукции. Многие из этих показателей, а также методология их определения могут ис­пользоваться при оценке качества услуг. Однако услуги — весьма спе­цифический вид продуктов труда, отличающийся большой разновид­ностью и неоднородностью. Это не позволяет создать приемлемую полную классификацию показателей качества услуг так, чтобы ее можно было применить при оценке качества любого вида услуг.

В связи с этим рассмотрим особенности как показателей, ис­пользуемых при оценке качества услуги, так и самого процесса такой оценки.

К основным отличиям данных показателей относятся:

• качество услуг трудно оценить численно;

• клиент, потребитель услуги сам является участником техно­логии ее выполнения;

• мала достоверность предварительной аттестации качества услуги;

• услуги не складируются, оперативно реализуются, сразу по­лучаются клиентом;

• услуги не могут иметь чисто материальный вид;

• применительно к конкретному клиенту нельзя сначала попробо­вать качество услуги (испытать), а потом вновь ее правильнее оказать;

• качество услуги, как правило, комплексно, т.е. важно каче­ство каждой ее составляющей.

В связи с этим для услуг существует специфический набор показателей качества:

1. Качество материальных элементов, используемых при ока­зании услуги.

2. Надежность оказываемой услуги (например, при оказании банковской услуги — гарантированность получения вклада кли­ентом).

3. Своевременность — обеспечение предоставления услуги стро­го в нужное клиенту время.

4. Полнота — предоставление клиенту услуги в полном объеме.

5. Социально-психологический показатель, определяющий веж­ливость по отношению к клиенту, его комфортность, т.е. гибкость и предусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увяз­ки с оперативными запросами и пожеланиями клиентов.

6. Доступность — возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предлагаемой ему фирмой услугой.

7. Коммуникабельность — обеспечиваемая фирмой, предостав­ляющей услугу, возможность простых и оперативных информа­ционных и материальных обменов.

8. Безопасность, т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит вреда жизни и здоровью клиента, будет без­вредна для окружающей среды.

Особенности показателей качества услуги связаны со специ­фичностью оценки ее качества клиентом в процессе оказания ус­луги. На рис. 3.6 приведен процесс оценки качества услуги.

Как видно из данного рисунка, клиент, оценивая предостав­ляемую услугу, сравнивает ее фактическое качество с тем, кото­рое им ожидалось. Как правило, потенциальный потребитель ус­луги осознанно обращается именно к данному производителю услуг. В его сознании под действием собственного опыта или опы­та других лиц, рекламы и оценок в различных источниках инфор­мации создается определенный имидж ожидаемой услуги.

Именно от того, в какой степени фактическое качество услуги будет соответствовать данному имиджу, и будет зависеть, как «оценит ее качество клиент», останется он постоянным клиентом дан­ной фирмы или в дальнейшем обратится к ее конкурентам. Все это необходимо учитывать, оценивая качество услуги при ее раз­работке и совершенствовании.

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 3.6.Реальный процесс оценки качества услуги

Вопроса 10 нет

Вопрос 11

Кроме отдельного представления принципов обеспечения ка­чества и управления качеством эти прин­ципы могут быть наглядно представлены во взаимосвязи на современной (общей) модели качества (рис. 4.7).

Целесообразность разработки такой модели объясняется тем, что моделирование позволяет абстрагироваться от частностей ка­кого-либо конкретного явления, чтобы яснее показать его сущ­ность. А в данном случае мы как раз и хотим наглядно предста­вить роль, место и взаимосвязь основных факторов, от которых зависит качество продукции и к которым относится персонал, материальную базу и управление качеством.

Смысл представленной модели качества заключается в следу­ющем: материальная база предприятия и персонал определяют основные условия производства и служат базой качества. Если предприятие имеет хорошую материальную базу и квалифицированный персонал, заинтересованный в результатах своего труда, это означает, что имеется благоприятная основа для выпуска про­дукции высокого качества (необходимая база качества).

Влияние базы качества изображено в виде вектора качества. Но даже такое положительное влияние базы качества на произ­водство - это лишь потенциальная возможность достижения тре­буемого качества продукции.

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис.4.7. Современная модель качества

Для реализации этой возможности кроме базы необходима четкая организация управления качест­вом, которое направляет деятельность работников на создание продукции требуемого качества. Если на предприятии будет чет­ко организовано управление качеством, то при положительном воздействии базовых факторов петля качества превращается в вос­ходящую спираль и качество продукции повышается до требуе­мого уровня после каждого цикла управления.

Если на предприятии нет необходимой материальной базы или работники не заинтересованы в высоком качестве своего труда, это означает, что нет той основы, которая требуется для создания высококачественной продукции. При этом вектор качества будет равен нулю, и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. работа по управлению качеством будет проходить вхолостую, без повышения качества продукции.

Вопрос 12

Конкуренция — элемент рыночного механизма, реализующий­ся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В усло­виях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осу­ществляется различными методами. Она может быть внутриотрас­левой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Эта конкуренция происходит потому, что предприятия отрасли существенно различаются между собой по качеству используемых средств производства (оборудова­ния, станков), технической оснащенности и квалифицированнос­ти рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции.

Межотраслевая конкуренция — вид конкуренции между про­изводителями, действующими в разных отраслях экономики. В ос­нове стимулов межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Под действием межотраслевой конкуренции капитал устремляется в отрасли, ха­рактеризующиеся в данный момент наивысшей нормой прибыли. В результате — увеличивается выпуск и соответственно возрастает предложение товаров в отрасли, имеющих высокую норму прибы­ли, а это, в свою очередь, приводит к снижению цены и уменьше­нию нормы прибыли. Таким образом, межотраслевая конкуренция воздействует на изменение направлений вложений капитала, на его распределение по сферам экономики, т. е. регулирует потоки капи­таловложений.

Свободная конкуренция предполагает свободный, ничем не ограниченный вход на рынок и выход с него для любого товаро­производителя. Свободная конкуренция способствует:

♦ наиболее рациональному и эффективному развитию эко­номики;

♦ постоянному совершенствованию техники и организации труда;

♦ внедрению научно-технических достижений в производ­ство;

♦ снижению издержек производства (уменьшению себестои­мости товаров и услуг путем увеличения производительно­сти труда и уменьшения производственных затрат);

♦ расширению ассортимента;

♦ улучшению торгового и последующего обслуживания по­купателей;

♦ повышению качества товаров.

Причин, определяющих необходимость повышения качества, довольно много. Среди них отметим:

♦ существенное непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;

♦ возрастание роли и темпов НТП в развитии науки, техни­ки, производства, экономики и всего мирового сообщества;

♦ совершенствование услуг, конструкций выпускаемых това­ров и повышение значимости выполняемых функций;

♦ увеличение объемов производства товаров и оказываемых услуг и, как следствие, возможный рост стоимости брака и рекламаций;

♦ неприятие потребителями товаров и услуг с относительно невысоким уровнем качества;

♦ ужесточение требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как необходимого фак­тора благополучного существования предприятий.

Наряду с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем рынке, но и в нашей стране. К этому следует добавить, что в настоящее время большая часть основных фондов промышленности России имеет низкий уровень качества, морально устарела и находится фактически на грани полного физического износа. Например, только около 6% основных фондов всех предприятий по своему «возрастному» уров­ню соответствуют среднестатистическим показателям мирового хозяйства.

В последние годы в России во многом снизились темпы обновления выпускаемой продукции и уменьшилось количество ставящихся на производство изделий, соответствующих лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции превосхо­дит (или соответствует) по уровню качества лучшие мировые ана­логи. Кроме того, много нареканий и рекламаций поступает со сто­роны отечественных потребителей на качество продукции и оказы­ваемых услуг (дефекты, брак, несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям нормативно-технической доку­ментации и др.).

С переходом к рыночным отношениям процесс вывода на ры­нок новых товаров стал стремительным и, нередко — непредсказу­емым. В товар превратились все предметы обихода, орудия труда, машины, здания и даже земля и рабочая сила, приобретаемые на рынке труда собственника средств производства. В связи с этим нередко выявляются противоречия между производством, распре­делением, обменом и потреблением. Конкуренция вынуждает про­изводителя постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, что способствует быстрому развитию производитель­ных сил, постоянным переворотам в технике, которые сопровож­даются ростом масштабов производства, а также углублением раз­деления труда. В связи с этим анализ конкурентоспособности изде­лия становится необходимым процессом в системе управления ка­чеством товара, анализа конкурентного статуса фирмы, ресурсных рынков (рис.4.8, 4.9, 4.10, 4.11).

С развитием конкуренции по качеству (неценовой конкурен­ции) все больше внимания уделяется методам и приемам законода­тельно запрещенной недобросовестной (нечестной) конкуренции, нарушающей и подрывающей принятые на рынке нормы и правила конкуренции. К ним, среди прочего, относится следующее:

♦ недобросовестное копирование (имитация) товаров и про­дукции конкурентов и сбыт по более низким ценам (в ми­ровой практике получившие название пиратства);

♦ нарушение качества, стандартов и условий поставок това­ров и услуг;

♦ ложная информация и реклама и др.

Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запре­щается положениями законодательства по борьбе с ограничитель­ной деловой практикой, по охране прав потребителей, контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами. Наи­более детально Правила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического со­общества. В соответствии с этими статьями запрещаются любые соглашения между предприятиями, имеющими целью воспрепят­ствовать, ограничить или нарушить конкуренцию внутри Европей­ского сообщества (ЕС).

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.8. Анализ товаров по видам и свойствам

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.9. Анализ конкурентоспособности изделия

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.10. Анализ конкурентного статуса фирмы

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.11. Анализ конкуренции на ресурсных рынках

Вопрос 13

Круг Деминга. Деминг впервые разработал программу, направленную на повышение качества труда, которая базируется на следующих трех предпосылках - student2.ru

Рис. 4.9. Анализ конкурентоспособности изделия

Вопрос 14 Сущность системы менеджмента качества: цели, требования и этапы внедрения системы качества

Система менеджмента качествапо определению ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – это «система менеджмента для руководства и управления организацией примени­тельно к качеству»; она представляет собой совокуп­ность организационной структуры, распределения пол­номочий и ответственности, методов, процедур и ресур­сов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции.

Целей МК:

• рост удовлетворенности потребителей;

• повышение качества и производительности;

• снижение затрат;

• повышение конкурентоспособности;

• улучшение производственного климата;

• охрану окружающей среды.

Система качества должна удовлетворять следующим группам требований:

1) требованиям к системе управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукта;

2) требованиям к системе организации производства.

Подход к разработке и внедрению системы качества включает несколько этапов:

а) установление потребностей и ожиданий потребите­лей и других заинтересованных сторон;

б) разработку политики и целей организации в облас­ти качества;

в) установление процессов и ответственности, необхо­димых для достижения целей в области качества;

г) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

д) разработку методов для измерения результативно­сти и эффективности каждого процесса;

е) применение данных этих измерений для определе­ния результативности и эффективности каждого процесса;

ж) определение средств, необходимых для предупреж­дения несоответствий и устранения их причин;

з) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы качества.

Основным документом при разработке и внедрении системы качества в организации является Руководство по качеству, содержащее описание системы общего руководства качеством и выполняющее функции по­стоянного справочного материала при внедрении и поддержании в рабочем состоянии информационных данных системы.

В крупных организациях документация на систему общего руководства качеством может быть представле­на документами трех уровней:

1) общефирменным «Руководством по качеству»;

2) отдельными «Руководствами по качеству» для раз­личных структурных подразделений;

3) специализированными по функциональному при­знаку «Руководствами по качеству» (для проектно-конструкторских работ, материально-технического обеспечения и т. д.).

При разработке новых видов продукции (услуг, про­цессов) руководство организации в соответствии с по­ложениями «Руководства по качеству» формирует про­грамму качества, которая оформляется в письменной форме и определяет:

• цели в области качества;

• распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;

• определение используемых процедур, методов и ра­бочих инструкций;

• программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различ- ных этапах ЖЦП;

• процедуры внесения изменений в программу каче­ства по мере выполнения работ;

• прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.

Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандар­тов ИСО 9000:

• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные поло­жения систем менеджмента качества и устанавлива­ет для них терминологию;

• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на по­вышение удовлетворенности потребителей;

• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эф­фективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

• ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководя­щие принципы аудита систем менеджмента каче­ства, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основан­ных на стандарте ИСО 14001.

Вопрос 15 Структура управления качеством проекта: планирование, обеспечение и контроль качества

При разработке новых видов продукции (услуг, про­цессов) руководство организации в соответствии с по­ложениями «Руководства по качеству» формирует про­грамму качества, которая оформляется в письменной форме и определяет:

• цели в области качества;

• распределение полномочий и ответственности в ходе проектирования;

• определение используемых процедур, методов и ра­бочих инструкций;

• программы соответствующих испытаний, проверок и контроля на различных этапах ЖЦП;

• процедуры внесения изменений в программу каче­ства по мере выполнения работ;

• прочие мероприятия, обеспечивающие разработку и производство новой продукции.

Все компоненты системы качества должны быть по­стоянно контролируемы. Систематическая внутрифир­менная проверка должна обеспечивать оценку эффектив­ности функционирования различных элементов системы качества. Проверки должны проводиться в соответствии с планом, разрабатываемым руководством фирмы и содержащим следующие позиции:

• перечень видов деятельности, подлежащих про­верке;

• требования к квалификации проверяющего персо­нала;

• причины проведения проверки (организационные изменения, текущий

надзор или что-либо другое);

• процедуры представления выводов, заключений и рекомендаций о резуль татах проверки.

Результаты анализа материалов проверки должны представляться в документальной форме руководству организации.

Для того чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества, существует семейство стандар­тов ИСО 9000:

• ГОСТ Р ИСО 9000-2001 описывает основные поло­жения систем менеджмента качества и устанавлива­ет для них терминологию;

• ГОСТ Р ИСО 9001-2001 определяет требования к системам менеджмента качества и направлен на по­вышение удовлетворенности потребителей;

• ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эф­фективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;

• ГОСТ Р ИСО 19011-2003 представляет руководя­щие принципы аудита систем менеджмента каче­ства, основанных на стандарте ИСО 9001, и систем менеджмента охраны окружающей среды, основан­ных на стандарте ИСО 14001.

Вопрос 16 Концепция Всеобщего менеджмента качества (TQM): составляющие концепции TQM

Наши рекомендации