Государственное регулирование инновационного и научно-технического развития
Государственное регулирование инновационного
и научно-технического развития
Методические указания по выполнению контрольной работы №2
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03. 01 – Экономика, профили: «Финансы и кредит»; « Налоги и налогообложение»;
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(заочная форма обучения)
Владимир 2017
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ ФИНУНИВЕРСИТЕТА
Кафедра «Менеджмент и маркетинг»
Ш.З. Мехдиев
Государственное регулирование инновационного и научно-технического развития
Методические указания по выполнению контрольной работы № 2
для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03. 01 – Экономика, профили: «Финансы и кредит»; « Налоги и налогообложение»;
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
(заочная форма обучения)
Рекомендовано учёным советом филиала
Протокол № от 201 г.
Одобрено кафедрой «Менеджмент и маркетинг»
Протокол № от 201 г.
Владимир 2016
Методические указания разработал
к. п. н., доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Мехдиев Ш.З.
Государственное регулирование инновационного и научно-технического развития
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов 3 и 4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 38.03. 01 – Экономика, профили: «Финансы и кредит»; « Налоги и налогообложение»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
В соответствии с учебным планом студенты 3 и 4 курсов, обучающиеся по направлению подготовки 38.03. 01 – Экономика, профили: «Финансы и кредит»; « Налоги и налогообложение»; «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выполняют контрольную работу.
Выполнение контрольной работы по дисциплине «Государственное регулирование инновационного и научно-технического развития» является необходимой формой промежуточного контроля знаний студентов, особенно важной при подготовке бакалавров высшего образования.
Значение контрольной работы определяется рядом факторов: самостоятельным углубленным изучением и усвоением программного материала; приобретением необходимых навыков в работе с учебниками, учебными пособиями и разнообразными источниками; освоением методики и норм изложения оформления изученного материала.
Наиболее содержательные контрольные работы могут быть рекомендованы в качестве докладов на конференциях, в студенческих кружках, а также после определенной доработки под руководством преподавателя - для участия в конкурсе лучших студенческих научных работ. Активность студента и склонность к самостоятельным научным исследованиям учитывается при проведении зачета по дисциплине «Государственное регулирование инновационного и научно-технического развития», может стимулировать желание продолжить в дальнейшем обучение в магистратуре университета по направлению «Экономика».
Оглавление
Стр.
1.Подготовка контрольной работы и ее оформление | |
2. Темы контрольных работ | |
3. Рекомендуемая литература | |
4. Приложение |
1.Подготовка контрольной работы и ее оформление
В начале работы следует выбрать одну из нескольких предложенных тем.
1. Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с начальной буквой фамилии студента (см. таблицу соответствия).
Начальная буква фамилии студента | Вариант контрольной работы |
А, Б, В, Г Д Е , Ё, Ж, З, И | 1-3 |
К, Л,М, Н,О О, П, Р, С,Т | 4-6 |
У Ф, Х, Ц,Ч Ш, Щ, Э, Ю, Я | 7-11 |
Выбор темы определяется научными интересами студента и имеющейся литературой. При этом кроме обозначенной в настоящих Методических указаниях литературы студенту следует привлекать и другие издания (энциклопедии, экономические словари). В процессе написания работы необходимо использовать материалы периодических изданий.
После изучения соответствующей литературы необходимо составить план, по которому и осуществляется изложение выбранной темы. План должен состоять из 3-4 пунктов, введения и заключения. Изложение материала осуществляется в соответствии с этим планом, а каждый новый раздел начинайте с его наименования.
ПРИ ОКОНЧАТЕЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:
• На обложке контрольной работы, кроме обязательных атрибутов (название университета, кафедры, по которой выполняется работа, тема контрольной работы, фамилия и инициалы студента, факультет, направление бакалавриата, курс, номер студенческого билета) нужно указать фамилию Вашего преподавателя, читающего лекции по данной дисциплине.
• На первой странице укажите тему работы и пункты плана.
• В конце работы необходимо привести список использованной литературы и источников, поставить дату выполнения и свою подпись.
• Объем работы не должен превышать 10-12 страниц формата А4 (компьютерный набор); страницы следует пронумеровать, а в случае прямого цитирования давать ссылки на источники. Рукописные работы должны быть аккуратно и разборчиво оформлены. Сокращение слов, кроме общепринятых (РФ, ВВП, ВРП и др.), не допускается.
• Необходимо строго придерживаться сроков представления контрольных работ на кафедру, то есть не позже чем за месяц до начала экзаменационных сессий. Сдача работы в период сессии (без уважительной причины) не допускается
Темы контрольных работ
Вариант 1.
1. Актуальность перехода российской экономики на инновационный путь развития.
2. Смена парадигмы экономического развития и переход к «экономике, основанной на знаниях».
Тесты.
1. Тест 1. Инновация - это:
а) новшество или нововведение
б) результат исследования
в) новое или усовершенствованное социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей
г) «б» и «в»
д) «а», «б» и «в»
Тест 2. Основные предпосылки возникновения инноваций:
а) потребность рынка
б) экономический кризис
в) изобретательство
г) «а» и «б»
д) «а» и «в»
Вариант 2.
1. Знания, творчество и инновации как основные факторы конкурентоспособности экономических систем.
2. Необходимость подготовки профессиональных кадров для инновационной экономики России.
Тест 1. Виды инноваций:
1. а) продуктные
2. б) технико-технологические
3. в) оригинальные
4. г) импровизированные
5. д) организационно-управленческие
Тест 2. Субъекты инновационной деятельности квалифицируются на:
а) непосредственных и вспомогательных
б) прямых и косвенных
в) главных и второстепенных
г) значимых и незначительных
Вариант 3.
1. Й.Шумпетер как основоположник теории инноваций.
2. Исследование технологических инноваций как главного фактора экономического роста и социального прогресса общества в работах Й. Шумпетера, Дж.Бернала, С.Кузнеца, Г.Менша, А.Кляйнкнехта, Т.Куна, Дж.Ван Дайна, Б.Твисса, Р.Фостера, К.Фримена, Ф.Янсена и др.
Тесты.
Тест 1. Государственная инновационная политика является предметом:
а) исключительной компетенцией Российской Федерации
б) исключительной компетенцией субъектов Российской Федерации
в) совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
Тест 2. Эффективность государственной инновационной политики определяется взаимодействием:
а) цели политики и достигнутого результата
б) цели политики и механизма ее реализации
в) цели политики и принципов ее осуществления
г) цели политики, принципов ее осуществления и механизма ее реализации
Вариант 4.
1. Фундаментальная основа понимания инноваций: инновации-продукты, инновации-процессы.
2. Понятия «новшество» и «инновация», их сущностные различия в контексте анализа свойств инноваций.
Тест 1. Государственное регулирование инновационной политики дифференцируется на:
а) прямое и косвенное
б) бюджетное и внебюджетное
в) основное и второстепенное
г) значимое и незначительное
Тест 2. Государственная научно-техническая программа - это:
а) комплекс мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники
б) официальный документ, утверждаемый Правительством РФ
в) комплекс приоритетных направлений развития науки и техники
г) «а» и «б»
Вариант 5.
1. Развитие Й.Шумпетером теории предпринимательства, дифференциация субъектов (предпринимателей) на два вида: инноваторов и консерваторов.
2. Классификация технологических инноваций по критериям: глубина вносимых изменений, технологические параметры, новизна для рынка, время выхода на рынок.
Тест 1. В структуре Правительства РФ государственное регулирование инновационной политики осуществляет:
а) Министерство труда и социального развития
б) Министерство образования и науки
в) Министерство финансов
г) Министерство экономического развития
Тест 2. Научно-производственный комплекс наукограда - это:
а) совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность
б) совокупность технического вооружения наукограда: станки, оборудование и др.
в) совокупность занятого на территории наукограда населения
Вариант 6.
1. Роль организационных инноваций в построении современных бизнес-моделей для генерирования и коммерциализации новых знаний.
2. Инновационная деятельность как процесс. Субъекты инновационного процесса (новаторы и имитаторы).
Тесты.
Тест 1. Статус Наукограда РФ присваивается:
а) Правительством РФ
б) Президентом РФ по представлению Правительства РФ
в) Главой муниципального образования по результатам проведения референдума
г) Г убернатором субъекта Российской Федерации
Тест 2. Основаниями досрочного прекращения статуса наукограда РФ являются:
а) несоответствие результатов деятельности поставленным перед ним задачам
б) мотивированное ходатайство представительного органа местного самоуправления муниципального образования
в) истечение срока, на который был установлен статус наукограда РФ
г) «а» и «б»
д) «а», «б» и «в»
Вариант 7.
1. Взаимосвязь инновационных технологий с производством продукции инновационного типа.
2. Управление интеллектуальной собственностью и нематериальными активами инновационной компании,
Тест 1. Целью создания особых Экономических Зон РФ является:
а) внедрение новых прогрессивных технологий на данной территории
б) создание условий для осуществления предпринимательской деятельности
в) создание технопарков и научно-исследовательских центров
Тест 2. Целью создания Закрытых административно-территориальных образования является:
а) разработка и испытание секретного оружия
б) утилизация ядерных отходов
в) обеспечение национальной безопасности
г) организация научно-технических и научно-исследовательских центров
Вариант 8.
1. Инновационная среда как единство внутренней и внешней среды участников инновационного процесса.
2. Инновационный потенциал как совокупность ресурсов и внутренних возможностей (инновационной атмосферы) их эффективного использования.
Тесты.
Тест 1. Границы Закрытых административно-территориальных образований:
а) совпадают с границами субъектов и регионов, входящих в их состав
б) не совпадают с границами субъектов и регионов, входящих в их состав
в) создаются только на уровне города или поселка городского типа
Тест 2. Чем отличается договор на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИР и ОКР) от договора подряда:
а) по предмету и специфике
б) различные существенные условия
в) по ответственности за неисполнение обязательств
Вариант 9.
1. Ресурсная составляющая инновационного потенциала: интеллектуальные, материальные, кадровые, финансовые, инфраструктурные ресурсы.
2. Формирование инновационной атмосферы компании как важнейшей составной части инновационного потенциала.
Тест 1. Предметом лицензионного договора является:
а) право собственности на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации
б) право бессрочного пользования результатом интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации
в) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации
Тест 2. В каких случаях лицензионный договор подлежит государственной регистрации:
а) во всех случаях
б) в случаях, если сам объект интеллектуальной собственности подлежит регистрации
в) не подлежит государственной регистрации вообще
Вариант 10.
1. Институциональная организация рынка технологий и инноваций.
2.Теория инноваций как методологическая основа формирования национальных инновационных систем, эволюция развития и ее принципиальные положения.
Тест 1. Венчурные предприятия - это:
а) крупные и успешные компании, акции которых котируются на фондовой бирже
б) небольшие перспективные предприятия, акции которых не котируются на фондовой бирже
в) успешность компании и котировка акций не влияет на признание компании венчурного типа
Тест 2. Венчурные инвестиции:
а) вкладываются в уставный капитал венчурной компании
б) передаются венчурной компании по договору займа
в) передаются венчурной компании на кредитной основе
Вариант 11.
1.Особенности инвестирования в зависимости от цикла жизни венчурного капитала.
2.Масштабы и структура мировых корпоративных венчурных инвестиций.
Тест 1. Инвестиционный фонд - это:
а) юридическое лицо
б) имущественный комплекс
в) «а» и «б»
Тест 2. Имущество, передаваемое в паевой инвестиционный фонд:
а) является вкладом собственника имущества в уставный капитал
б) объединяется с другим имуществом учредителей доверительного управления
в) «а» и «б»
3.Рекомендуемая литература:
Основная литература
1. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В.Бобков; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Т.Г.Попадюк - 3 изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 461 с.- (ЭБС znanium.com)
2. Управление инновационными проектами: Учебное пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с. (ЭБС znanium.com)
3. Инновационная экономика: стратегия и инструменты формирования: Учебное пособие / О.И. Донцова, С.А. Логвинов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 208 с. (ЭБС znanium.com)
4. Гончаренко, Л.И. Налоговые и таможенные инструменты регулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс] : Монография / Гончаренко Л. И. и др.; под научной ред. д.э.н., проф. Гончаренко Л. И. и д.э.н., доц. Пинской М. Р. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 224 с. (ЭБС znanium.com)
5. Малый инновационный бизнес: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеяь, Т.Г. Попадюк. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 264 с. (ЭБС znanium.com)
Дополнительная литература
6. Инновационный менеджмент: Учебник / В.Я.Горфинкель, А.И.Базилевич, Л.В.Бобков; Под ред. В.Я.Горфинкеля, Т.Г.Попадюк. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 381 с. (ЭБС znanium.com)
7. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.М. Мухамедьяров. - 3-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 191 с. (ЭБС znanium.com)
8. Государственное регулирование экономики: Учебник/И.С.Цыпин, В.Р.Веснин - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 296 с. (ЭБС znanium.com)
9. Инновационная экономика: Научно-методическое пособие / М.В. Кудина; Под ред. М.В. Кудиной, М.А. Сажиной. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. (ЭБС znanium.com)
10. Государственное регулирование национальной экономики. Новые направления теории: гуманистический подход: Учебное пособие/Петросян Д. С. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с. (ЭБС znanium.com)
11. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. (ЭБС znanium.com)
12. Принципы и инструменты финансирования инноваций в Российской Федерации: Монография / В.Е. Леонтьев, А.Ю. Баранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 194 с. (ЭБС znanium.com)
13. Грачева, М. В. Управление рисками в инновационной деятельности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. В. Грачева, С. Ю. Ляпина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 351 с. (ЭБС znanium.com)
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
1.Вестник Финансового университета (http://www. vestnik.fa.ru)
2.Вопросы экономики (http://vopreco.ru)
3.Банковское дело (http://www.bankdelo.ru)
4.Деньги и кредит (http://www.cbr.ru)
5.Мир новой экономики (http://www.worldneweconomy.ru)
6.Российский экономический журнал (РЭЖ)(http://www.rej.guu.ru)
7.Финансы и экономика (http://finans.rusba.ru)
8.Федеральная служба государственной статистики (Россия) http://www.gks.ru
9.Федеральная служба государственной статистики, Россия http://www.gks.ru/wps/portal
Приложение
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Владимирский филиал)
Кафедра «________________________________________________»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2
По дисциплине «________________________________________»
____________________________________________________
наименование темы или вариант задания
Выполнил (а) студент (ка) группы ______________
__________________________________
Ф.И.О. студента
__________________________________
Проверил преподаватель
__________________________________
уч. степень, должность
_____________________________
Ф.И.О.
_____________________________
Владимир 20___