Лицензионная модель международного бизнеса
Лицензионная модель широко используется для проникновения фирм на зарубежные рынки, так как этот способ не требует больших прямых издержек. Лицензирование позволяет компании воспользоваться преимуществом размещения производства в зарубежных странах, не принимая на себя право собственности на зарубежные предприятия и не неся инвестиционных обязательств за рубежом. Есть и особенности учета лицензионных операций. Так как компания уже понесла издержки на формирование интеллектуальной собственности, передаваемой по лицензии, доходы, полученные на основании лицензионного соглашения, компаниям не рекомендуется использовать лицензирование для выхода на рынки тех стран, где не обеспечивается защита прав интеллектуальной собственности. У них могут возникнуть проблемы с рассмотрением конфликтов по лицензионным соглашениям в судебных органах этих стран.
Несмотря на большое число способов проникновения на зарубежные рынки в рамках данной модели, она включает две коммерческие операции: международный обмен технологиями и международный инжиниринг, которые, в свою очередь, включают отдельные их разновидности.
Первая коммерческая операция — международный обмен технологиейподразумевает торговлю научно-техническими знаниями, предполагающую предоставление на коммерческой основе иностранному контрагенту результатов научно-технической деятельности, имеющих не только научную, но и практическую ценность. Под технологией понимаются объекты международного обмена научно-техническими знаниями, являющиеся результатами интеллектуального труда, включающие: патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также техническая документация, чертежи, технические знания и опыт, объединяемые понятием ноу-хау, и инженерно-технические услуги. Механизм внешнеторговых сделок с объектами авторского права заключается в уступке и приобретении прав на перевод и издание научной и художественной литературы, постановке театральных спектаклей, издании нот и исполнении музыкальных произведений и т.д. Отсюда следует и структура лицензионной модели выхода фирмы на внешний рынок.
В основе международных операций по торговле патентами и лицензиями лежит охрана изобретений при помощи патентного законодательства, которое предоставляет патентовладельцу монопольное право на использование изобретения. Такие же исключительные права предоставляются владельцам и других видов промышленной собственности.
Патент предоставляет владельцу объекта промышленной собственности (изобретения, полезной модели, промышленного образца) исключительное право на изготовление, воспроизводство и продажу защищенного патентом товара. Таким образом, патент направлен на повышение эффективности деятельности каждого хозяйственного субъекта, качества и перспективности выпускаемых им товаров, а также на защиту товара от его воспроизводств другими, конкурирующими предприятиями.
Патент защищает его владельца не только от местных, но и от иностранных конкурентов. Если импортные товары не обладают патентной чистотой, то их ввоз обычно запрещается. Это превращает патенты в важнейшее средство протекционизма.
Патентовладелец может, сохраняя право собственности на изобретение, разрешать на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента. В этом случае речь идет о купле-продаже лицензии на использование изобретения, осуществляемой на основе лицензионного соглашения. Патентной лицензиейназывается разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной защитой, в течение определенного срока за определенное вознаграждение2. Продажа лицензий экономически равносильна аренде изобретения как товара, так как владелец научно-технических знаний передает права на пользование ими на определенный срок, сохраняя за собой права собственности на них. Предоставление зарубежному контрагенту лицензий на использование изобретений, технических знаний и опыта, а также товарных знаков называется международным лицензированием.
Международная торговая практика накопила многочисленные варианты типовых лицензионных соглашений. Они разрабатываются международными организациями, в частности комиссиями ООН, отраслевыми ассоциациями промышленных фирм и отдельными фирмами, осуществляющими лицензионную деятельность в международном масштабе. Однако практически каждое соглашение о международном лицензировании является уникальным, что обусловлено различиями между корпоративными стратегиями, уровнями конкуренции, характеристиками товаров и интересами лицензиара и лицензиата.
В международных лицензионных соглашениях особое внимание уделяется виду предоставляемой лицензии и лицензионным платежам. В практике лицензионной торговли различают три вида лицензий: неисключительная (простая), исключительная и полная. Основой для такого деления служит объем передаваемых прав по использованию научно-технических знаний лицензиара.
При продаже неисключительной {простой) лицензии лицензиар разрешает лицензиату на определенных условиях использовать изобретение, оставляя при этом за собой право как его самостоятельного использования, так и выдачи аналогичных но условиям лицензий любым другим заинтересованным лицам (фирмам).
Исключительная лицензия предполагает предоставление лицензиату исключительного, монопольного права на использование изобретения в пределах оговоренных условий на определенной территории. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования данного изобретения и от продажи аналогичных лицензий третьим лицам на тех же условиях и на той же территории. Вне оговоренной территории и на отличных условиях изобретение может использоваться лицензиаром.
При предоставлении исключительной лицензии лицензиар часто вносит в соглашение оговорки, ограничивающие права лицензиата. Такая лицензия называется ограниченной исключительной лицензией.
При продаже полной лицензии лицензиату предоставляются исключительные права на ее использование в течение всего срока действия соглашения. На этот период лицензиар лишается права на использование изобретения как самостоятельно, так и путем выдачи лицензии другим лицам. Отличие этой сделки от продажи патента состоит в том, что лицензиар оставляет за собой титул собственника патента и может расторгнуть лицензионное соглашение при наступлении определенных условий или по истечении его срока и по своему усмотрению использовать предмет лицензии.
Вторая коммерческая операция, входящая в лицензионную модель выхода фирмы на внешний рынок, — это международный инжиниринг.В мировой практике понятие «инжиниринг» в широком смысле используется в качестве названия производственной сферы предпринимательской деятельности, связанной с созданием промышленных предприятий, строительных, инфраструктурных и других объектов, т.е. инженерно-консультационной деятельности, необходимой заказчику как в ходе создания новых проектов, так и при выполнении отдельных самостоятельных технических, технологических, экономических, финансовых, организационных и других мероприятий. Деятельность по оказанию инжиниринговых услуг носит интеллектуальный характер. Ее основная цель — оптимизация инвестиций в течение всего периода их осуществления.
Инжиниринг неотделим от лицензионной торговли. Научно-технический уровень большинства современных проектов таков, что услуги по инжинирингу сопровождаются, как правило, передачей заказчику лицензионных прав на использование технологий. В свою очередь, по причине того, что инженерные услуги — неотъемлемая часть ноу-хау, лицензирование влечет за собой инжиниринг. Инжиниринг обладает большим потенциалом воздействия на установление хозяйственных связей и на экономическую деятельность в целом. Продажа инжиниринговых услуг формирует у покупателей спрос на те виды машин и оборудования, характеристики которых заложены в рекомендациях, проектах, разрабатываемых инжиниринговыми фирмами, и в значительной степени определяет товарную и географическую структуру мировой торговли машинами и оборудованием.
Первоначально инжиниринг ограничивался в основном только Предоставлением технических консультаций, а все строительные Работы выполняли строительные фирмы-подрядчики. Затем наметилось опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непосредственно связанное со строительством промышленных объектов, в том числе под ключ.