Общие индексы качественных показателей
Каждый качественный показатель связан с тем или иным объемным показателем, в расчете на единицу которого он исчисляется. Так, с объемом произведенной (проданной) продукции связаны такие качественные показатели как цена р, себестоимость z и трудоемкость t.
В условиях рыночных отношений в экономике особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу цен. С помощью индекса потребительских цен осуществляется оценка динамики цен на товары производственного и непроизводственного потребления, пересчет важнейших стоимостных показателей СНС из фактических цен в сопоставимые. Индекс потребительских цен является общим измерителем инфляции, используется при корректировке законодательно устанавливаемого минимального размера оплаты труда, установлении ставок налогов и т.д.
Рассмотрим принципы построения агрегатных индексов качественных показателей на примере индекса цен.
Поскольку этот индекс характеризует изменение цен, индексируемой величиной в нем будет цена товара. Влияние количества проданных товаров должно быть устранено, а это возможно только в том случае, если количество продаваемых товаров неизменно в оба периода, т.е. количество товаров одного из периодов принято в качестве весов индекса.
Вопрос о том, количество проданных товаров какого периода (текущего или базисного) следует взять в качестве весов при построении агрегатного индекса, решают исходя из сферы его применения.
При построении индекса цен в сфере реализации в качестве весов индекса обычно берут количество товаров, проданных в текущем (отчетном) периоде. Это объясняется тем, что такое исчисление индекса цен позволяет определить не только относительное изменение цен (путем деления числителя индекса ∑q1p1на его знаменатель ∑q1p0, но и абсолютную экономию (-) или абсолютный перерасход (+) денежных средств покупателей в результате изменения цен на эти товары (как разность между числителем и знаменателем индекса): ∑∆р pq = ∑q1p1 - ∑q1p0
Таким образом, агрегатный индекс цен с отчетными весами, предложенный в 1874 г. немецким экономистом Г.Пааше, исчисляют Iq = ∑ q1p1
∑ q1p0
где ∑ q1p1 -фактическая стоимость товаров (товарооборот) отчетного периода;
∑ q1p0 - условная стоимость товаров, реализованных в отчетном периоде по базисным ценам.
Рассчитанный по формуле (8.6) общий индекс цен показывает, во сколько раз возрос или уменьшился в среднем уровень цен на массу товара, реализованную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его рост или снижение в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Если из значения индекса цен Iр вычесть 100%, то разность (Iр -100) покажет на сколько процентов в среднем возрос или уменьшился за это время уровень цен на массу товаров, реализованную в отчетном периоде.
При таком методе, рассчитав индекс цен по формуле (8.6), можно подсчитать экономический эффект от изменения цен.
Однако надо отметить, что указанный выбор весов при построении агрегатного индекса цен нельзя считать обязательным во всех случаях. В статистике многие задачи могут и должны решаться по-разному в зависимости от конкретной цели и особенностей исследования. Проиллюстрируем это следующими рассуждениями. Как известно, во время экономического кризиса резко растут цены. В результате ряд продуктов выпадает из потребления населения, особенно малообеспеченных. Допустим, что в условном базисном периоде в состав потребления входило 30 наименований продуктов (q 0=30), а в .текущем периоде — только 25 наименований (q1=25). Очевидно, что при такой ситуации индекс цен, рассчитанный по q1, неправильно отразит изменение цен на те продукты, которые выпали из потребления из-за чрезмерного повышения цен.
Поэтому в подобных случаях более правильно отразит изменение цен индекс, построенный по продукции базисного периода (предложен в 1864 г. немецким экономистом Э.Ласпейресом):
Iq = ∑ q0p1
∑ q0p0
Итак, агрегатные индексы цен с текущими весами определяются по формуле (8.6), с базисными весами по формуле (8.7). Эти индексы не идентичны. Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют различное экономическое содержание.
Индекс Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде, и фактическую экономию (перерасход) от
изменения цен, т.е. индекс Пааше показывает на сколько товары в отчетном периоде стали дороже (дешевле), чем в базисном.
Экономическое содержание индекса Ласпейреса другое: он показывает на сколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и экономию (перерасход), которую можно было бы получить от изменения цен, т.е. условную экономию (перерасход). Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает во сколько раз товары базисного периода подорожали (подешевели) из-за изменения цен на них в отчетном периоде. Поэтому применение формулы Ласпейреса ограничено особыми условиями исследования (например, при прогнозировании объема товарооборота, в связи с намечаемыми изменениями цен на товары в предстоящем периоде).
При выборе периода, на основе которого производится взвешивание, нужно иметь в виду два противоречащих друг другу требования: а) задачи изучения структуры и динамики цен требуют, чтобы расчеты показателей цен проводились в течение достаточно длительного периода на одной и той же базе сравнения; б) непрерывно происходящие изменения в структуре производства и потребления, в соотношении цен на отдельные продукты, появление новых продуктов и исчезновение старых, изменение качества продуктов требуют возможно более частого изменения базисного периода.
До перехода к рыночным отношениям отечественная статистика отдавала предпочтение индексу цен Пааше. В условиях же высокой инфляции взвешивание по весам отчетного периода (индекс Пааше) требует ежегодного (ежеквартального, ежемесячного) пересчета информации для формирования системы весов, что связано с большими затратами времени, материальных и трудовых ресурсов, поэтому, начиная с 1991 г., органы государственной статистики России определяют изменение общего уровня цен на потребительские товары и услуги по формуле Ласпейреса, которой отдают предпочтение и в зарубежной статистике.
Производство любой продукции связано с материальными затратами (сырье, топливо, энергия, износ оборудования и инструментов), а также с оплатой труда работников предприятий.
Сумма затрат в денежном выражении, связанных с производством и реализацией продукции или выполнением определенных работ, составляет издержки производства. Издержки производства производственных предприятий выступают как себестоимость продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — важнейший показатель эффективности деятельности предприятия, представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Очевидно, чем экономнее расходуются материалы, энергия, чем меньше другие виды материальных затрат, чем правильнее организован труд и его оплата, тем меньше себестоимость продукции.
Себестоимость является частью отпускной цены продукции, и следовательно, стоимости продукции. Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) без ущерба для ее качества или снижение ее удельного веса в полной стоимости продукции - важное условие обеспечения конкурентоспособности товара на рынке, источник получения дополнительной прибыли.
Индекс себестоимости характеризует среднее изменение себестоимости единицы продукции отчетного периода по сопоставимому с базисным периодом кругу продукции. Формула агрегатного индекса себестоимости имеет вид: Iz = ∑ z1q1
∑ z0q1
где ∑ z1q1- затраты на производство продукции отчетного периода;
∑ z0q1 - затраты на производство той же продукции, если бы себестоимость единицы продукции оставалась на уровне базисного периода.
Рассчитанный по формуле (8.9) индекс себестоимости показывает во сколько раз уменьшился или возрос в среднем уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде, или сколько процентов составляет его снижение или рост в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Если из значения индекса себестоимости вычесть 100%, то разность (Iz-100) покажет на сколько процентов в среднем уменьшился или возрос уровень себестоимости на продукцию, произведенную в отчетном периоде.
Разность между числителем и знаменателем характеризует экономию (-) перерасход (+) от снижения себестоимости единицы продукции : ∑∆zzq= ∑z1q1 - ∑ z0q1
Производительность труда — результативность конкретного живого труда, эффективность целесообразной деятельности людей по созданию продукта в течение определенного промежутка времени; измеряется количеством потребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или количеством времени, затраченным на единицу продукции.
Производительность труда важна для успешного решения многих социальных и экономических задач. Только вследствие неуклонного роста производительности труда можно обеспечить динамичное пропорциональное развитие производства, повысить уровень жизни населения.
Для характеристики уровня производительности труда в статистической практике используются два показателя: выработка (в натуральном и стоимостном выражении) и трудоемкость.
Выработка W характеризует количество продукции, производимой в единицу рабочего времени (или на одного работника). Она является прямым показателем производительности труда — чем больше выработка, тем выше производительность труда:
W = q/T, где W -средняя выработка; q — количество произведенной продукции; Т — затраты рабочего времени на производство продукции или численность работников.
Трудоемкость t отражает затраты труда на производство единицы продукции: t = Т / q .
Трудоемкость является показателем, обратным производительности труда. Снижение трудоемкости свидетельствует о повышении производительности труда.
Динамика производительности труда в статистике изучается с помощью индексов производительности труда.
Агрегатный индекс производительности труда по затратам труда на единицу продукции
Iw = ∑ t0q1
∑ t1q1
где ∑ t0q1 - условная величина, характеризующая затраты труда на продукцию отчетного периода при уровне производительности труда базисного периода;
∑ t1q1 ~ фактические затраты труда на продукцию отчетного периода.
Рассчитанный по формуле (8.10) индекс производительности труда показывает во сколько раз возрос или уменьшился и среднем общий уровень трудоемкости в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Если из значения индекса производительности труда вы честь 100 %, то разность (Iw -100) покажет на сколько процентов в среднем возрос или уменьшился за это время уровень трудоемкости.
Разность между числителем и знаменателем индекса показывает абсолютный размер экономии времени (+) в связи с ростом производительности труда. ∑∆tw = ∑ t0q1 - ∑ t1q1
Особенность этого индекса в том, что t0находится в числителе, a t1— в знаменателе. Объясняется это тем, что индексируются затраты труда на единицу продукции, т.е. величины, обратные производительности труда (индивидуальный индекс производительности труда:
iw= 1/t1:1/t0 = t0/ t1
Рассмотрение методологии исчисления индексов и их применение в экономическом анализе позволяют сделать следующее обобщение.
Индивидуальные индексы являются обычными относительными величинами сравнения, темпами роста и могут быть названы индексами только в широком понимании этого термина (в целях единства методики и терминологии).
Важной особенностью общих индексов, построение и расчет которых составляют суть индексного метода, является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами. Синтетические свойства общих индексов состоят в том, что они выражают относительные изменения сложных (разнотоварных) явлений, отдельные части и элементы которых непосредственно несоизмеримы.
Аналитические свойства общих индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя. Таким образом, общие индексы являются синтетическими и аналитическими показателями, играющими важную роль в социально-экономических исследованиях.
Индексы среднего уровня
С помощью индексов среднего уровня изучается динамика среднего уровня качественного показателя. Качественный показатель при этом характеризует одно и то же явление (цену, себестоимость продукции, производительность труда и т.п.), которое наблюдается на разных участках. Средний уровень качественного признака зависит не только от самих осредняемых величин, но и от состава (структуры) совокупности, которая определяется по объемному признаку. Поэтому изменение средней во времени зависит от изменения собственно значений признака и от изменения структуры совокупности. Методику расчета индексов среднего уровня разберем на примере индексов себестоимости переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
Индекс себестоимости переменного состава (средней себестоимости) вычисляется по формуле
∑ z1q1 : ∑ z0q0
Iz = z1: z0 = ∑ q1 ∑ q0
При этом абсолютное изменение средней себестоимости является разницей между z1, и z0данного индекса:
∑ z1q1 -∑ z0q0
∆z = ∑ q1 ∑ q0
Iz и ∆z показывают относительное и абсолютное изменение средней себестоимости за счет двух факторов - среднего изменения собственно себестоимостей и изменения структуры выпуска продукции.
Индекс себестоимости постоянного состава Izхарактеризующий изменение средней себестоимости за счет только себестоимости, рассчитывают по формуле
∑ z1q1 :∑ z0q1
Iz = ∑ q1 ∑ q1
Абсолютное изменение средней себестоимости за счет изменения только себестоимости отдельных видов продукции рассчитываются по формуле
∑ z1q1 -∑ z0q1
∆z(z) = ∑ q1 ∑ q1
Индекс структурных сдвигов Iстр показывает относительное изменение средней себестоимости за счет изменения структуры выпуска продукций на отдельных участках и определяется по формуле
∑ z0q1 :∑ z0q0
Iстр. = ∑ q1 ∑ q0
При этом абсолютное изменение средней себестоимости за счет указанного фактора вычисляется по формуле
∑ z0q1 -∑ z0q0
∆z стр. = ∑ q1 ∑ q0
Вычисленные по указанным методикам показатели взаимосвязаны, а именно: Iz = Iz x Iстр.
абсолютные приросты ∆z = ∆z(z) + ∆z стр
ГЛАВА 8
Индексы
• Основные вопросы:
I 8.1. Понятие индексов, их виды 8.3. Средние индексы из индивидуальных 8.2. Агрегатные индексы 8.4. Индексы среднего уровня