Контрольные задания
Вопросы для повторения:
1. Что такое экономика?
2. Когда появился термин «политическая экономия»?
3. Как понимал предмет политической экономии К.Маркс?
4. Чем отличается позитивный подход от нормативного?
5. Как формулируется в настоящее время предмет экономической теории?
6. Что изучает микроэкономика?
7. Какие проблемы изучает макроэкономика?
8. Что такое экономическая модель?
9. Назовите приемы экономического анализа.
10. Когда начали преподавать политическую экономию как учебную дисциплину?
11. Дайте характеристику современным направлениям экономической мысли.
12. Какие экономические школы заложили фундамент политической экономии?
13. Какие экономические модели вы знаете?
14. Что такое метод?
15. Какие экономические концепции выдвинули в ХХ в. российские ученые?
Задания.
1. Расставьте в порядке соответствия следующие элементы метода:
индукция | -метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные части с целью их изучения; |
анализ | -умозаключение от частного к целому; |
синтез | -метод познания, основанный на соединении отдельных частей в единое целое. |
2. Расставьте в порядке соответствия экономические модели следующих экономистов:
Ф. Кенэ | -модель равновесной цены; |
Н.Д. Кондратьев | -модель больших циклов экономической конъюнктуры; |
А. Маршалл | -модель воспроизводства и движения чистого продукта. |
3. Укажите наиболее полное определение предмета экономической теории из предложенных:
а. Экономика изучает деятельность, связанную с производством и обменом товаров;
б. Экономика изучает законы денежного обращения, кредита и финансов;
в. Экономика изучает отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления при условии ограниченности ресурсов.
Тесты к 1 главе.
1. Часть экономической теории, которая изучает и объясняет реальные экономические факты, называется
A) позитивной экономикой
B) нормативной экономикой
C) макроэкономикой
2. Логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные закономерности экономической жизни, называются
A) экономическими категориями
B) абстракциями
C) экономическими законами
3. Распределение как экономическая категория – это, прежде всего распределение
A) товаров и услуг
B) факторов производства
C) льгот
D) прибыли
4. Метод познания, который предполагает соединение отдельных частей в единое целое, называется
A) анализом
B) абстракцией
C) синтезом
5. Выделение главного в объекте исследования и отвлечение от всего несущественного, случайного и временного называется
A) анализом
B) синтезом
C) научной абстракцией
6. Индукция – это
A) умозаключение от частного к общему
B) умозаключение от общего к частному
C) выделение главного в объекте исследования
D) метод познания, основанный на соединении отдельных частей в единое целое
7. Раздел экономической теории, изучающий экономические действия отдельных людей, называется
A) макроэкономикой
B) мегаэкономикой
C) микроэкономикой
8. Раздел экономической теории, в котором изучают финансы, кредит, деньги, инфляцию, называется
A) макроэкономикой
B) статистикой
C) микроэкономикой
9. Термин «политическая экономия» ввел в научный оборот
A) А. Смит
B) Аристотель
C) А. Монкретьен
10. Преподавать политэкономию как учебную дисциплину начали впервые в
A) России
B) Англии
C) Франции
D) США
E) Австрии
11. Фундаментальные положения политической экономии как научной дисциплины разработали
A) физиократы
B) английские классики
C) неоклассики
D) маржиналисты
12. Физиократы считали, что богатство создается
A) трудом в сельском хозяйстве
B) в торговле
C) в промышленном производстве
13. А. Смит считал производительным трудом труд
A) в промышленности и сельском хозяйстве
B) в торговле
C) в сельском хозяйстве
14. Маржиналисты считали, что источником народного богатства является развитие
A) торговли
B) сельского хозяйства
C) промышленности
15. Мезоэкономика – это
A) микроэкономика с учетом инфляции, совокупного спроса и предложения
B) раздел, изучающий проблемы народного хозяйства
C) раздел изучающий мировое хозяйство
16. В прошлые века экономическую теорию называли
A) экономикой
B) политической экономией
C) политической арифметикой
D) теорией народного хозяйства
17. А.С. Пушкин слушал лекции по политической экономии в Царскосельском лицее у
A) профессора Куницына
B) профессора Арсеньева
C) профессора Вернадского
D) профессора Шторха
18. Кейнсианство как направление современной экономической мысли поставило в центр внимания
A) проблемы макроэкономики
B) теорию фирмы
C) проблемы микроэкономики
D) концепцию институтов
19. Концепцию монетаризма сформулировал
A) М. Фридмен
B) П. Самуэльсон
C) Дж. М. Кейнс
D) Э. Хансен
20. Включили в экономический анализ такие понятия, профсоюзы, традиции, правовые нормы, корпорации
A) представители институционализма
B) неоклассики
C) маржинальное направление
D) кейнсианцы
21. В основе больших циклов экономической конъюнктуры Н.Д. Кондратьева лежит
A) массовое обновление основного капитала
B) сокращение предложения
C) обновление оборотного капитала
22. Н.Д. Кондратьев сформулировал
A) теорию экономической статики и динамики
B) теорию больших циклов экономической конъюнктуры
C) теорию линейного программирования
23. Теорию оптимального планирования создал
A) Л.В. Канторович
B) А.В. Чаянов
C) Н.Д. Кондратьев
D) А.Н. Челинцев
24. Теория оптимального планирования давала ключ к решению следующих экономических задач
A) «станковой»
B) рационального использования топлива
C) минимизации отходов
D) выравнивания доходов населения
25. М.И. Туган-Барановский разработал
A) импульсно-волновую теорию
B) теорию «длинных волн»
C) теорию кооперации
D) теорию оптимального планирования
26. Перспективы взаимодействия семейных хозяйств с различными рыночными структурами открывала
A) теория кооперации А.В. Чаянова
B) импульсно-волновая теория М.И. Туган-Барановского
C) теория оптимального планирования Л.В. Канторовича
D) теория народнохозяйственного планирования
27. Теорию народнохозяйственного планирования разработали
A) Н.Д. Кондратьев
B) В.А. Базаров
C) М. Фридмен
D) Дж. М. Кейнс
28. Каждая повышательная волна, согласно анализу М.И. Туган-Барановского, характеризуется
A) снижением ставки банковского процента
B) ростом цен на железо
C) снижением цен на железо
D) ростом цен на предметы потребления
29. Основными капитальными благами Н.Д. Кондратьев называл
A) мосты, железные дороги
B) машины и оборудование
C) предметы потребления
30. Теория «длинных волн» Н.Д. Кондратьева объясняла
A) развитие экономики в ходе научно-технического прогресса
B) развитие промышленных средних циклов
C) возникновение денежных кризисов
31. Для поддержания высоких темпов экономического роста П.А. Фельдман считал необходимым
A) большую часть средств инвестировать в производство средств производства
B) увеличивать инвестиции в легкую промышленность
C) увеличивать инвестиции в сферу услуг
32. Для соизмерения народнохозяйственной эффективности В.В. Новожилов предложил использовать показатели
A) нормы эффективности
B) срока окупаемости
C) нормы прибыли
33. Крупный вклад отечественную историю экономического роста внесли
A) Г.А. Фельдман
B) В.В. Новожилов
C) Е.Е. Слуцкий
D) М.И. Туган-Барановский
34. Представитель российской экономико-математической школы В.К. Дмитриев разработал теорию
A) полных затрат на производство единицы продукции
B) больших циклов конъюнктуры
C) импульсно-волновую теорию циклов
D) крестьянской кооперации
35. В модели полных затрат В.К. Дмитриева все виды производственных затрат он сводил к
A) стоимости капитальных благ
B) стоимости сырья
C) потребления рабочего
D) рыночной цене равновесия
36. Стоимость потребления рабочего В.К. Дмитриев измерил стоимостью
A) хлеба
B) картофеля
C) крупы
D) творога
37. Первые серьезные работы по теории финансов и кредита написали
A) Н.И. Тургенев
B) М.Ф. Орлов
C) И. Посошков
D) Н.Г. Чернышевский
38. Мерилом успешного производства Н.Г. Чернышевский считал энергию производства, которая пропорциональна
A) степени личного интереса
B) затратам основного капитала
C) фондоотдаче
39. Под «средней цифрой» Н.Г. Чернышевский понимал
A) соотношение между затратами на основной и оборотный капитал
B) общественно-необходимые затраты труда
C) соотношение между суммой общественных ценностей и числом граждан
40. Основоположником революционно-демократического направления экономической мысли в России был (и)
A) А.Н. Радищев
B) Н.И. Тургенев
C) И. Посошков
D) М.Ф. Орлов
41. Первыми русскими меркантилистами были
A) А.Л. Ордин-Нащокин
B) И.Т. Посошков
C) Н.И. Тургенев
D) М.Ф. Орлов
42. О возможности кризисов перепроизводства в России впервые написал
A) И.Т. Посошков
B) М.Ф. Орлов
C) А.Н. Радищев
D) М.И. Туган-Барановский
43. Задачи «политической экономии трудящихся» сформулировал
A) М.И. Туган-Барановский
B) Н.Д. Кондратьев
C) Н.Г. Чернышевский
44. Н.Г. Чернышевский считал, что наибольшей эффективности производство достигнет лишь в случае, если
A) работник станет собственником готового продукта
B) работник станет собственником сырья
C) повысится фондоотдача
45. Концепцию особого некапиталистического пути развития России развивали
A) народники
B) декабристы
C) легальные марксисты
Правильные ответы:1A; 2A; 3B; 4C; 5C; 6A; 7C; 8A; 9C; 10A-B-C; 11A-B; 12A; 13A; 14A; 15A; 16B; 17A; 18A; 19A;20A; 21A; 22A-B; 23A; 24A-B-C; 25A; 26A; 27A-B; 28A-B; 29A; 30A; 31A; 32A-B; 33A-B; 34A; 35C; 36A; 37A-B; 38A; 39C; 40A; 41A-B; 42C, 43C; 44A; 45A.