По методике ООН, предложенной в рамках Программы развития ООН и рассчитываемой с 1990 года используется формула

Сделайте выводы.

трлн. куб. м

Страны, регионы 2013 г. 2014 г.
запасы добыча потреб-ление запасы добы-ча пот-реб-ление
США 9,35 0,69 0,738 9,8 0,728 0,757
Россия 31,3 0,671 0,464 32,6 0,578 0,462
Иран 33,8 0,159 0,156 34,0 0,172 0,174
Саудовская Аравия 8,23 0,084 0,84 8,2 0,108 0,87
Алжир 4,5 0,082   4,5 0,083 0,065
Канада 2,02 0,155 0,109 2,0 0,162 0,112

№ 12

По данным таблицы рассчитайте удельный вес мирового производства и потребления электроэнергии по годам в разрезе стран мира. Сделайте выводы.

трлн. кВт/ч

Страны Производство Потребление
2013 г. 2014 г. 2013 г. 2014 г.
Китай 5,369 5,583 4,654 4,833
США 4,3 4,33 3,83 3,83
Россия 1,062 1,064 0,87 0,873
Индия 1,194 1,296 0,92 0,998
Япония 1,016 0,996 0,922 0,903
Бразилия 0,57 0,584 0,51 0,524
Все страны мира 23,2 23,9 20,5 21,1

№ 13

Используя статистические данные определите показатели ресурсообеспечености стран мира:

1. Энергоемкость ВВП (Э): определяется соотношением энергопотребления страны и валового внутреннего продукта (ВВП)

2. Эластичность энергопотребления по ВВП (национальному доходу)

er=(dE/E)/(dY/Y),

где er – эластичность энергопотребления по доходу;

E –энергопотребление в отчетном году;

Y – ВВП;

dE, dY – изменение показателя энергопотребления и ВВП за исследуемый период.

Полученные данные оформите в таблицу

Страны 2013 г. 2014 г. Эластичность
Энергопотребление ВВП Э Энергопотребление ВВП Э  
Япония              
Россия              
Германия              
США              
Индия              

№ 14

Численность населения мира составляет 7,1 млрд. человек. Общая площадь мирового земельного фонда – 134 млн. км2 (под земельным фондом понимают совокупность всех земель в пределах той или иной территории (от небольшой по площади местности до всей земной суши), подразделяемую по типу хозяйственного использования). На долю пашни приходится около 11% всей площади суши, на долю лесов – 30%. Общая площадь антропогенных пустынь составляет более 9 млн. км2.

Общие запасы воды на Земле составляют 1386 млн.км3, в том числе доля пресной воды составляет 2,5%.

Разведанные мировые запасы железной руды составляют 160 млрд. тонн, каменного угля 891,53 трлн. тонн, нефти – 239,8 млрд. тонн. В 2014 году мировая добыча полезных ископаемых соответственно составила 2,4; 7,89 и 4,22 млрд. тонн в год.

Рассчитайте показатели ресурсообеспеченности по различным видам природных ресурсов.

№ 15

Заполните таблицу статистическими данными. Сравните динамику запасов, добычи и потребления энергоресурсов в разрезе стран. Сделайте соответствующие выводы.

Страны Нефть Темп роста Природный газ Темп роста
Саудовская Аравия -запасы -добыча -потребление            
Венесуэла -запасы -добыча -потребление            
Мексика -запасы -добыча -потребление            
ОАЭ -запасы -добыча -потребление            
Россия -запасы -добыча -потребление            

ВВП США в 2014 г. составил 17419 млрд. долл., затраты на НИОКР - 10,5%, где объем финансирования космических исследований составил 45,6 млрд. долл., на здравоохранение - 29,5 млрд. долл., на оборону – 68,2 млрд. долл. Определите долю каждого направления в общем объеме финансирования НИОКР.

№ 16

На основании данных таблицыопределите средний ежегодный прирост производства зерна по странам, %. Сделайте выводы.

(млн. метрич. т.)

Страна
Китай 496,891 518,832 541,440 552,876
Индия 267,838 287,86 293,29 293,94
США 301,669 386,815 356,932 436,553
Франция 65,628 63,953 70,981 67,518
Канада 45,661 47,271 51,781 66,372

№ 17

Определите индекс развития человеческого потенциала одной из европейских стран по имеющимся данным:

ВВП на душу населения по ППС составляет 29,62 тыс. долл. США; средняя продолжительность жизни – 78,7 лет; грамотность взрослого населения составляет 99,0%, доля охвата образованием населения в школьном и студенческом возрасте 97%. Среднемировое значение ВВП – 8328 долл. США. (Методика решения приведена ниже).

Рассчитайте индекс человеческого развития для Германии, Норвегии, Японии, США, России (использовать официальные статистические данные).

Решение:

по методике ООН, предложенной в рамках Программы развития ООН и рассчитываемой с 1990 года используется формула

1. Индекс продолжительности жизни измеряется на основе показателя ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни определяет предполагаемую длительность жизни младенца, который родился в данный период, так как, в совокупности, средняя продолжительность жизни представляет собой устойчивое измерение условий жизни в конкретной стране. При определении индекса ожидаемой продолжительности жизни (LEI), минимальные и максимальные значения, принятые в международной методике, соответственно определены как 25 и 85. При расчете индекса продолжительности жизни применяется следующая формула:

(1)

где LEIt - индекс продолжительности жизниза определенный год;

LEt - фактическое значение продолжительности жизни в конкретной стране;

min {LE}- минимальное значение;

max {LE}- максимальное значение.

LEIt=(78.7-25)/60 = 0.826

2. Индекс образования.Индекс образования состоит из двух показателей:

  • уровня грамотности взрослого населения;
  • полноты охвата обучения.

Уровень грамотности взрослого населения измеряется «количеством людей, достигших 15-ти летнего возраста и старше, которые могут, понимая, читать и писать короткие предложения о каждодневной жизни»[1].

Полнота охвата обучением рассчитывается как отношение общего числа учащихся, зачисленных на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной), высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте 5-24 лет. Таким образом, для расчета индекса образования сначала рассчитываются индекс грамотности взрослого населения (ALI) и индекс полноты охвата обучением (GEI):

(2) (3)
где ALIt - индекс грамотности взрослого населения за определенный год; Alt - фактическое значение грамотности взрослого населения. где GEIt – индекс полноты охвата обучением; GEt - фактическое значение удельного веса поступивших в учебные заведения.

Затем эти два индекса сводятся в единый индекс образования (EIt), причем вес в две трети придается грамотности среди взрослого населения и вес в одну треть – удельному весу поступивших в учебные заведения. Показатель грамотности взрослого населения составляет 2/3 индекса образования по причине того, что по признанию ООН: «грамотность является первым шагом на пути получения образования и приобретения знаний» и по этой причине заслуживает большего внимания[2]. Таким образом, для получения индекса образования суммируются два показателя:

(4)

Альтернативная методика предлагает находить индекс образования, как среднее арифметическое значение.

EIt = (99.0/100+97.0/100) / 2 =0.98

Индекс уровня жизни. Индекс уровня жизни рассчитывается на основе показателя ВВП на душу населения (в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) национальных валют).Подсчет показателя ВВП на душу населения является более сложным по сравнению с другими индикаторами, так как он вычисляется при помощи логарифмической формулы. Показатель дохода корректируется, поскольку для достижения достойного уровня развития человеческого потенциала не требуется неограниченного дохода. Однако это, в свою очередь, уменьшает важность данного показателя в ИЧР, что особенно заметно прослеживается в отношении стран с высоким уровнем дохода. Методика вычисления заданной величины индикатора ВВП на душу населения, выглядит следующим образом:

GDPIt = (ln(Yt)-ln(Ymin)) / (ln(Ymax)-ln(Ymin))

(5)

где GDPIt – индекс уровня жизни;

Yt – ВВП на душу населения изучаемой страны;

Ymin – допустимое минимальное значение;

Ymax – допустимое максимальное значение.

GDPIt = (ln(29620)-ln(597)) / (ln(132870)-ln(597) = 0.722

ИЧР.После установления значений индексов по элементам, расчет ИЧР производится как простое среднее арифметическое значение вышеназванных трех показателей. Методику подсчета индекса человеческого развития (HDI) выражает следующая формула:

(6)

где LEIt – индекс уровня продолжительности жизни;

EIt – индекс уровня образования;

GDPIt – индекс уровня жизни.

HDIt = 1/3 * (0.826+0.98+0.722) = 0,842

Или

HDIt = (степень1/3; (0.826*0.98*0.722)) = 0,836

№ 18

Укажите величину показателей на примере китайской экономики, которые характеризуют масштабы национальной экономики, степень участия страны в МЭО и уровень социально-экономического развития (предварительно проставив вместо «…» статистические данные):

Территория Китая – 9572900 кв.км.

Численность населения на 1.01.16 г. – тыс. чел.

Коэффициент естественного прироста населения составляет около … промилле.

Объем ВВП в 2015 г. составил … тыс. долл. США.

ВВП на душу населения в 2015 г. составило … тыс. долл. США.

Объем экспорта составил … млн. долл., импорт возрос до 631800 млн. долл. США.

Объем внешнего долга страны в 200\15 г. составил … млн. долл. США.

№ 19

На основании данных таблицы определите объемы ВВП на одного занятого и темпы роста производительности труда за анализируемый период.

Страны ВВП, млрд. долл. Численность населения, млн. чел. Численность занятых в мировой экономике, млн. чел.
США      
Канада      
Германия     38,5  
Франция     27,5  
Бразилия     65,5  
Китай      
Индия      
Россия      

Сделайте выводы.

№ 20

Согласно данным МВФ, ВВП Гонконга (специальный административный район КНР) в 2010 г. составил 224,2 млрд. долл. Также известно, что объем экспорта товаров и услуг Гонконга в том же году составил 506 млрд. долл., а величина импорта – 491 млрд. долл.

1) Рассчитайте значения коэффициентов экспортной открытости и импортной зависимости Гонконга в 2010 г. и в 2015 г. (данные для 2015 г. определить самостоятельно), динамику показателей за 5 лет;

2) Предположите, по каким причинам величина данных показателей для Гонконга превышает 100%. Аргументируйте Ваш ответ.

№ 21. Укажите, какие преимущества (абсолютные и относительные) имеет страна А и какие - страна Б, если известно следующее:

Затраты времени на 1 т.продукции

Продукция Страна А Страна Б
Уголь, 1т.
Нефть, 1т.
№ 22Российская компания производит два товара — À и Б, для чего максимально может использовать 500 ч труда и 400 га земли. Производство 1 шт. товара À требует 8 ч труда и использования 5 га земли. Производство единицы товара Б требует 4 ч труда и 10 га земли. À. Какие факторы производства относительно более интенсивно используются для производства товара À? Какие для товара Б? Б. В состоянии ли компания произвести 40 шт. товара À и 70 единиц товара Б?

№23.

В Россию въехало в 2000 г. 1231,2 тыс. человек, а выехало 459,7 тыс. человек. Определите миграционное сальдо и размер валовой миграции.

№24.

Во Франции эмиграция составила в 2000 г. 505,7 тыс. человек, а иммиграция — 700,24 тыс. человек. Определите миграционное сальдо и валовую миграцию.

№25.

Рассчитайте вклад иммигрантов в создание ВВП, если известны следующие данные:

1)доля мигрантов в производстве ВВП страны составляет 10%;

2)величина ВВП в истекшем году составила 800 млрд у. е.

№26

Иностранная фирма X имела 40% акций предприятия А, которые составляли контрольный пакет. Стоимость контрольного пакета равня­лась 400 тыс. долл. США. Затем фирма 35% акций предприятия из име­ющихся 40% уступила другой компании. 30% вырученных средств она затратила на покупку долговых обязательств государства. Оставшиеся денежные средства фирма вкладывает в новое производство, которое она решила инвестировать с нуля и которое даст ей возможность по-прежнему осуществлять контроль над производством. Определите, как сформировалась новая структура инвестиционного портфеля иностран­ной фирмы. Какой величиной выражаются ее прямые и портфельные инвестиции?

№27

В вашем распоряжении 100 млн долл. США, которые вы хотите вложить в зарубежный банк. Различные банки предлагают различные процент доходов, и в каждой стране своя система налогов на доходы. Турецкие банки предлагают 20% дохода при 20% налогообложения, французские 8 и 25%, швейцарские 6 и 25%, нидерландские 2 и 30%. Определить самое выгодное вложение.

Наши рекомендации