Закономерности ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения на основных типах рынков конкуренции
1. Рынок свобод конкуренции харак-ся тремя условиями: наличием множества фирм; однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров; отсутствием ценовых ограничений. Зависимость спроса и цены окажется обратно пропорциональной, т.е. снижение цены будет способствовать увеличению спроса, а кривая спроса будет монотонно убывающей. Т.о, в условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения. Фирмам приходится ориент-ся на сложившийся уровень цен. Используют стратегию «случайного» снижения цен, которая закл-ся в установлении цен сначала на максимально высоком уровне, затем они медленно снижаются до уровня рыночных цен. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме все же удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
2. На рынке монополистической конкуренции присутствует много фирм, продающих свои товары по различным ценам, причем цены на их товары имеют большой диапазон изменения. Продукция этих фирм различается по своим физическим характеристикам и по потребительским предпочтениям, что объясняет большой диапазон цен. На рынке монополистической конкуренции фирма устанавливает цену на свою продукцию с учетом следующих факторов:1)структуры потребительского спроса;2)цены 3)на продукцию фирм-конкурентов; 4)издержек производства. В усл мон-ой конкуренции прим-ся различные стратегии ценообр-я. Самая популярная–это стратегия установления цен по географическому принципу, которая закл-ся в том, что продукция фирмы продается в различных странах по различным ценам.
3. На рынке олигополистической конкуренции господствуют несколько крупных фирм, продукция к-х может быть как однородной, так и разнородной. На данном типе рынка фирмами применяется множество стратегий ценообр-я. Одна из этих стратегий – стратегия координации действий при установлении цен, существующая в двух вариантах: принятия соглашения о ценах и параллельной ценовой политики. Параллельная ценовая политика предс-ет собой координацию цен, выражающуюся, например в расчете затрат пр-ва по установленным статьям, затем прибавлении установленной нормы прибыли и установлении конечной цены..
4. На рынке чистой конкуренции спрос для п\п обладает полной эластичностью по цене, так как на рынке присутствует много фирм, причем у них нет возможности по отдельности контролировать хоть сколько-нибудь значимую долю рынка. Если фирма увеличивает объем пр-ва продукции, цена обычно не изменяется. На рынке чист конкуренции между спросом и ценой существует обратно пропорциональная зависимость. На рынке чист конкуренции ни одна фирма не участвует в процессе ценооб-я, а цены опред-ся через взаимодействие спроса и предложения. На рынке чист монополии есть только один продавец. Им может являться фирма или госуд организация. Фирма-монополист сама определяет цены на свою продукцию, не учитывая ценовую политику остальных фирм. При помощи государ монополии можно уст-ть цену товара ниже его с\с, вызвав увеличение потребления товара слоями населения, не имеющими возможности приобрести его по полной цене. Можно также повысить цену, что вызовет сокращение потребления продукта. Фирма-монополист, не ограниченная в ценовой политике, все же устан-ет оптимальный уровень цены, базируясь на спросе на свою продукцию.