I. конспект лекций по курсу
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
В качестве учебного пособия
Санкт-Петербург
УДК 659:304 (075.8)
ББК 60.524.224я73
Т 33
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Л. Н. Полубояринова;
кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Л. Г.Фещенко
Т 33 Теория и практика массовой информации: учеб. пособие / В. Г. Гареева, И. Г. Дашевская, Л. А. Евдокимова, О. Н. Кулишкина. — СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2011. — 126 с.
ISBN 978-5-7937-0596-7
Учебное пособие по дисциплине «Теория и практика массовой информации» создано с учетом Государственного образовательного стандарта и соответствует его требованиям. Издание содержит конспект лекций по ряду ключевых разделов курса, предназначенный для помощи студентам при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Также в пособии представлены тематический план курса, система практических занятий и литература по дисциплине.
Предназначается для студентов всех форм обучения направлений подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», магистрантов и аспирантов.
УДК 659:304 (075.8)
ББК 60.524.224я73
ISBN 978-5-7937-0596-7
© ФГБОУВПО «СПГУТД», 2011
© Гареева В. Г., 2011
© Дашевская И. Г., 2011
© Евдокимова Л. А., 2011
© Кулишкина О. Н., 2011
ВВЕДЕНИЕ
Являясь одной из основных профессиональных дисциплин для студентов, обучающихся по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью», курс «Теория и практика массовой информации» рассчитан на обучение студентов журналистскому творчеству, основам профессиональной деятельности в разных видах средств массовой информации.
Дисциплина направлена на формирование компетенций, гаранти-рующих успех в дальнейшей профессиональной деятельности.
Курс знакомит с историей возникновения и развития журналистики в России и за рубежом, законодательством и этическими нормами в сфере СМИ. В рамках курса студенты получают понимание сути массовой информации и роли массовой информации и средств массовой коммуникации в современном мире. Рассматриваются вопросы экономики и маркетинга СМИ.
В процессе постижения курса студенты знакомятся с жанровыми формами современной периодической печати, получают навыки методики и технологии журналисткой деятельности по поиску информации, ее анализу и организации в тексте. Изучение курса предусматривает и приобретение практических умений и опыта авторедактирования материалов для СМИ.
Изучение профильного курса «Теория и практика массовой информации» дополняется изучением материала курсов «Основы теории коммуникации», «Основы интегрированных коммуникаций (рекламы и связей с общественностью)», «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью».
Курс состоит из пяти разделов, включает в себя лекционные и практические занятия. В лекциях излагаются теоретические и методические основы редакционной и коммуникационной деятельности СМИ, подразделений связи с общественностью. На семинарских занятиях студенты отрабатывают навыки профессионально-творческой деятель-ности при создании журналистских материалов; организации редакционного процесса обработки информационных материалов, а также процесса подготовки издательских оригиналов с применением современных компьютерных технологий.
Цель преподаваемой дисциплины:
– познакомить студентов с теорией и практикой массовой инфор-мации, с особенностями коммуникационного процесса, осуществляемого при помощи средств массовой информации, с основами теории журналистики, правовыми и этическими нормами журналистской деятельности.
Задачи преподаваемой дисциплины:
– познакомить студентов с основными положениями теории массовой информации;
– рассмотреть основные этапы развития журналистики;
– дать представление об особенностях информационной инфра-структуры, развитии информационных процессов, понятии «инфор-мационное общество»;
– дать представление о профессиональных стандартах в сборе, обработке, средствах передачи информации;
– ознакомить студентов с основополагающими нормами правового и морально-этического регулирования деятельности в сфере производства, обработки и распространения массовой информации;
– ознакомить с основными технологиями журналистской деятель-ности, дать навыки практической работы в сфере производства, обработки и распространения массовой информации;
– привить студентам практические навыки в сфере журналистского творчества;
– вооружить практическими навыками подготовки журналистских текстов, оценки качества таких текстов;
– привить им навыки по созданию информационных, инфор-мационно-аналитических, аналитических и художественно-публицис-тических произведений журналистики;
– привить навыки владения техническими средствами СМИ.
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса:
студент должен:
– иметь представлениеобосновных положениях современных теорий массовой информации, этапах развития журналистики, ее роли в современном мире, а также об основных моделях организации работы редакции как предприятия;
– обладать знаниями о закономерности функционирования и технологии создания материалов СМИ, жанровом спектре и жанровых характеристиках текстов, правилах оформления публикуемых материалов, о применении компьютерных технологий в производстве современной прессы, в работе редакций;
– получить навыки использования различных методов сбора, обработки и передачи информации, планирования работы редакции, подразделения связи с общественностью с применением современных технологических и технических средств; владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произ-ведение, пресс-релиз; квалифицированно пользоваться техническими, телерадиоэлектронными средствами массовой информации, уметь фотографировать, владеть видео- и компьютерной техникой.
Авторское участие в учебном пособии распределилось следующим образом: к. полит. н., доц. В. Г. Гареева – «Информационные жанры в журналистике и PR»; к. филол. н., доц. И. Г. Дашевская – «СМИ как пред-приятие»; д. филол. н., проф. О. Н. Кулишкина и к. пед. н., доц. Л. А. Евдокимова – «Тематическое планирование курса», «Список рекомендуемой литературы»; д. филол. н., проф. О. Н. Кулишкина – «Глоссарий».
В предложенном учебно-методическом пособии рассмотрены далеко не все аспекты курса «Теория и практика массовой информации». Издание ориентировано на студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» и направления 031600 «Реклама и связи с общественностью». В этой связи основные акценты в работе сосредоточены только на некоторых ключевых вопросах теории журналистики и public relations – на анализеинформационных жанров в журналистике и PR и изучении особенностей управления современными предприятиями средств массовой информации.
Понимая актуальность исследуемых вопросов, хотелось бы кратко сформулировать некоторые направления дальнейшего ее исследования. Это, прежде всего, проведение исследований по систематизации и ранжированию проблем современности в контексте развития информационного общества, роли СМИ в разжигании и предотвращении различных социальных конфликтов.
Не менее важным направлением дальнейших исследований станет более глубокая проработка вопросов, связанных с социальной ответственностью современных журналистов и PR-специалистов.
I. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
В. Г. Гареева