Совершенная конкуренция, ее основные признаки
Рынок совершенной конкуренции - это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует большое количество фирм, мелких по размеру, производящих однородную продукцию и не способных влиять на уровень цен. Совершенно конкурентная фирма - это фирма, которая продает свою продукцию на рынке по господствующей на нем цене, являясь ценопринимающей фирмой (pricetaker).
Таким образом, характерными чертами рынка являются:
1) большая емкость рынка;
2) большое количество фирм;
3) малый размер фирмы;
4) каждая фирма действует изолировано, не согласовывает свое поведение с другими фирмами;
5) цена формируется стихийно, в результате взаимодействия спроса и предложения и ни одна фирма не может на нее воздействовать;
6) существует свобода входа на рынок и выхода из него;
7) продукция однородная, может продаваться в любом количестве, покупателю безразлично у какой фирмы ее покупать;
8) на рынке существует мгновенное распространение информации;
9) факторы производства обладают абсолютной мобильностью.
Рынок совершенной конкуренции рассматривается как идеальная модель функционирования экономики и редко встречается в реальной практике. К нему можно отнести с определенной условностью товарную и фондовую биржи.
При анализе поведения фирмы принято считать, что главной целью фирмы является экономическая прибыль, так как нормальная прибыль включается в экономические издержки фирмы, рассматривается как необходимые затраты с точки зрения общества для компенсации усилий предпринимателя.Для того чтобы разобраться с понятием экономическая прибыль, необходимо ввести понятие доход фирмы.
7. Фирма «прайс-тейкер» в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.
Различают общий доход (TR) – сумма денег, которую получит фирма от реализации всей произведенной продажи.
Средний доход (AR) – доход, получаемый фирмой от реализации единицы продукции. На рынке совершенной конкуренции фирма не может влиять на цену, поэтому AR будет равен цене, по которой реализуется продукция.
Предельный доход (MR) – доход, который получает фирма от реализации дополнительных единиц продукции. На рынке совершенной конкуренции MR фирмы равен цене за одну единицу товара.
MR =DTR/DQ= .
Таким образом, экономическая прибыль характеризует доход, который получит фирма сверх издержек производства с точки зрения общества.
Объем прибыли фирмы зависит от трех компонентов:
1) цена, по которой продается произведенная фирмой продукция;
2) объем производства продукции;
3) средние издержки производства и реализации продукции.
Анализ поведения фирмы строится на двух предположениях:
1) фирма производит только один продукт
2) единственной целью фирмы является максимизация прибыли. Фирма совершенной конкуренции использует два подхода для определения оптимального объема производства, гарантирующего максимальную прибыль.
Первый подходоснован на сопоставлении общего дохода и общих издержек. В этом случае руководство фирмы рассчитывает величину ожидаемого общего дохода и общих издержек при различных объемах производства и выбирает такой объем продукции, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна (Рис.3.1).
Рис.3.1 Максимизация прибыли при подходе TR-TC
Точка пересечения кривых общих издержек и общего дохода называется точкой безубыточности, то есть при данных объемах производства продукции фирма получает нормальную прибыль и полностью компенсирует бухгалтерские издержки.
При объеме производства меньше первой точки безубыточности (А) и больше второй точки безубыточности (В) фирма несет убытки, так как издержки производства продукции превышают доход, который получает фирма от реализации этой продукции.
Второй подход основан на сопоставлении предельных величин: фирма сопоставляет MR и MC при каждом дополнительном объеме производства продукции и выбирает такойпри котором МR=МC (Рис.3.2).
Рис. 3.2 Максимизация прибыли при подходе МR=МC
Если объем производства меньше оптимального, то фирма не получает полного объема экономической прибыли, так как на рынке реализуется недостаточно продукции, не удовлетворяются все платежеспособные потребности. Если объем производства больше оптимального, то дополнительно произведенная продукция имеет издержки выше, чем цена и, как следствие, это сокращает объем прибыли, получаемой фирмой.
9. Фирма «прайс-тейкер» в долгосрочном периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Предложение отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками в долгосрочном периоде.
При оптимальном объеме производства фирма совершенный конкурент может:
А) иметь прибыль; Фирма имеет экономическую прибыль в том случае, если при оптимальном объеме производства цена выше средних издержек.
Б) быть безубыточной; Если при оптимальном объеме производства цена равна средним издержкам, то фирма будет безубыточной, то есть она компенсирует бухгалтерские издержки и получит нормальную прибыль, которая компенсирует затраты предпринимателя по организации производства.
В) минимизировать убытки, продолжая производство; Если цена оказывается ниже средних издержек, но выше средних переменных издержек, то фирма несет убытки, но продолжает производство. Это связано с тем, что за счет выручки от продажи продукции, фирма компенсирует все переменные издержки и полагает, что ситуация в будущем изменится, и фирма сможет получать нормальную прибыль.
Г) принять решение о прекращении производства. Если цена оказывается ниже средних издержек и средних переменных издержек, то она прекращает производство, так как не способна за счет выручки от продажи продукции компенсировать затраты на нее производство и становится банкротом.
Таким образом, отрезок кривой предельных издержек располагаемый выше точки пересечения с кривой средних переменных издержек, представляющая собой кривую предложения продукции фирмы, так как отражает минимальную цену, на которую согласна фирма при продаже своей продукции, и объем производства фирмы.
В долгосрочном периоде меняется объем использования всех факторов производства. Фирма может принять меры по свертыванию производства или его расширению. Исходя из этого, мы можем утверждать, что в долгосрочном периоде отрасль находится в состоянии равновесия, т.е. цены будет соответствовать минимальному значению средних издержек. Все фирмы получают только нормальную прибыль, а экономическая прибыль равна нулю и поэтому они теряют стимулы для перехода в другие отрасли производства, т.к. действует принцип равной прибыли на равный капитал. Реализуется данный принцип через механизм перелива капитала между отраслями и предприятиями.
Предположим, что на рынке совершенной конкуренции существует равновесие и все фирмы являются безубыточными. В краткосрочном периоде, под воздействием неценовых факторов, растет спрос на продукцию. Это приводит к тому, что растет цена на рынке. В результате этого цена превышает средние издержки фирмы, в результате чего она в краткосрочном периоде начинает получать экономическую прибыль. Такое состояние будет недолговечным, так как существование экономической прибыли на одном рынке приводит к тому, что на этот рынок устремляются другие фирмы. Следовательно, растет предложение продукции, что при неизменном спросе будет означать возвращение цены к первоначальному состоянию. Одновременно это будет означать снижение спроса на продукцию данной фирмы. Как следствие, фирма теряет экономическую прибыль и снова станет безубыточной.
Если в краткосрочном периоде под воздействием неценовых факторов сократится спрос и это приведет к убыткам фирмы, то в долгосрочном периоде данный рынок покинет часть фирм, перейдя в другие, более прибыльные отрасли. Оставшиеся фирмы будут иметь возможность поднять цену до уровня, гарантированной безубыточности, так как сократится предложение.
Оказавшись в ситуации равновесия в долгосрочном периоде, фирма теряет стимулы для изменения своего состояния, так как во всех отраслях экономики действует принцип равная прибыль на равный капитал.