Оборотные средства туристского предприятия

Наряду с основными средствами огромное значение для работы турист­ского предприятия имеют оборотные средства.

Оборотные средства— совокупность денежных средств в оборотных про­изводственных фондах и фондах обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды — средства производства, вещес­твенные элементы которых расходуются в каждом производственном цикле. При этом по мере производственного потребления они теряют свою потреби­тельную стоимость. Новая потребительная стоимость возникает в виде выра­ботанной из них продукции.

Фонды обращения — это средства туристского предприятия, внесенные им авансом партнеру за его услугу, являющуюся составляющей туристского пакета; средства, вложенные в туристский продукт (услугу), реализованный потребителю, но не оплаченный; средства в расчетах и денежные средства в банке и кассе туристского предприятия.

Оборотные производственные фонды и фонды обращения находятся в постоянном движении, которое составляет единый процесс. Это и позволяет объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в еди­ное понятие — оборотные средства (рис. 4.1).

ОЬЕ

Рис. 4.1. Структура оборотных средств

Экономика туризма

Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от пра­вильного определения потребности в них в соответствии с нормами. Норма выражается в относительных величинах (как правило, в днях), рассчитыва­ется по каждому элементу оборотных средств и характеризует запас товар­но-материальных ценностей на определенный момент времени.

Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. Общий норматив оборотных средств определяется как сумма частных нормати­вов, рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств. По большин­ству элементов он определяется следующим образом:

Н = Р • Д,

где Р — однодневный расход (он равен частному от деления соответствующих затрат в квартале на 90 дней); Д — норма запаса для данного элемента оборотных средств в днях.

Для формирования оборотных средств предприятие использует собствен­ные, заемные и привлеченные средства.

Собственные оборотные средства — это средства, постоянно находя­щиеся в распоряжении туристского предприятия и формируемые за счет соб­ственных ресурсов. К ним относятся денежные средства уставного фонда и выручка от реализации туристского продукта. Пополнение собственных обо­ротных средств происходит в основном за счет прибыли предприятия.

Кроме того, источником пополнения являются средства, приравненные к собственным, или устойчивые пассивы. Таковыми являются:

♦ задолженность по заработной плате и отчисления на социальное стра­
хование, в пенсионный фонд, фонд занятости, медицинское страхование;

♦ задолженность по резервам на покрытие предстоящих расходов и пла­
тежей;

♦ задолженность бюджету по некоторым видам налогов;

♦ задолженность поставщикам;

♦ задолженность заказчикам.

Помимо собственных и приравненных к ним средств источником формиро­вания оборотных средств может быть кредиторская задолженность предпри­ятия. Это средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте. Кредиторская задолженность — непланируемый источник фор­мирования оборотных средств: она возникает в связи с особенностями расчетов в системе туризма и в результате нарушения платежной дисциплины.

К числу прочих источников формирования оборотных средств относятся временно не используемые остатки фондов специального назначения, об­разованные за счет прибыли.

Заемные оборотные средства — это кредиты банка и других кредито­ров, коммерческий кредит.

Банк выдает предприятию краткосрочные ссуды на основе кредитного до­говора. Однако вероятность их получения для туристских предприятий неве-

Экономика туризма




Экономика туризма



лика из-за экономической ситуации в стране, неплатежеспособности пред­приятий, большого риска непогашения кредитов, инфляционных процессов.

Другие кредиторы предоставляют средства взаймы под высокий процент на срок менее одного года с оформлением долгового обязательства или векселя.

Коммерческий кредит — это кредит поставщика покупателю, когда опла­та производится позже в оговоренные сроки и оформляется векселем.

Управление оборотными средствами заключается в обеспечении не­прерывности процесса производства и реализации туристских услуг с наи­меньшим размером оборотных средств. Предприятия постоянно в той или иной мере испытывают потребность в оборотных средствах.

Принимая во внимание механизм образования оборотных средств, для финансового состояния предприятия

♦ благоприятно: получение отсрочек платежа от поставщиков (коммер­
ческий кредит); работников предприятия, государства и т.д. Эти отсрочки
дают источник финансирования, порождаемый самим эксплуатационным
циклом;

♦ неблагоприятно: замораживание определенной части средств в запа­
сах; предоставление отсрочек платежа клиентам.

Потребность в финансировании представляет собой:

Дебиторская
Кредиторская
Финансовые потребности

Запасы сырья и гото­вой продукции

Это в свою очередь ведет к необходимости расчета средней длительнос­ти оборота оборотных средств, т.е. времени, требуемого для превращения средств, вложенных в запасы и дебиторскую задолженность, в деньги на счете:

Период Пе риод П. фиод оборачиваемости Средний срок оплаты
оборачивав- = обор ачивае- +   дебиторской - кредиторской задолжен
мости ОС мое /ги (1)   задолженности (2) ности (3).

Для сокращения периода оборачиваемости оборотных средств предприя­тие заинтересованно в сокращении показателей (1) и (2) и в увеличении по­казателя (3).

Ускорение оборачиваемости оборотных средств — важнейший показа­тель эффективности их использования и способ снижения финансовых пот­ребностей предприятия.

Длительность оборота в днях рассчитывается следующим образом:

тт Дп

где Дп — длительность периода, за который определяется степень использования оборотных средств (30, 90, 360 дней); Ко — коэффициент оборачиваемости.

Чем короче продолжительность оборота или больше число совершаемых кругооборотов при неизменном объеме реализованной продукции, тем мень-

ше потребность в оборотных средствах, и наоборот, чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем эффективнее они используются. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле

ЕОС

где Ко — число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами за определен­ный период (показывает объем выручки, приходящийся на 1 р. оборотных средств); ЕУр — выручка от реализации туристского продукта, услуг; ЕОС — сумма средних остатков оборотных средств (определяется как среднее арифметическое, при этом из средних остатков оборотных средств вычитается сумма, находящаяся на расчетном счете в банке).

Коэффициент загрузки — сумма оборотных средств, затраченных на 1 р. полученной выручки. Ка обратно пропорционален Ко:

„ЕОС „ 1

Êç = —, или ç = 1.

Коэффициент эффективности использования оборотных средств ха­рактеризует величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств

ЕОС

К.-

Постоянный расчет и анализ вышеприведенных коэффициентов способ­ствует эффективному использованию оборотных средств, что в конечном счете повышает финансовую устойчивость туристского предприятия.

Тренировочные задания

1. Рассчитайте сумму амортизационных отчислений по турфирме на ос­нове нижеприведенных данных.

Вид ОС Балансовая стои­мость ОС, р. Прирост ОС, р. Срок ввода Годовая норма амортизации, %
Здания и сооружения Апрель 1,2
Оборудование Июнь 12,5

2. Рассчитайте экономическую эффективность и срок окупаемости затрат на реконструкцию здания туристско-гостиничного комплекса. Исходные данные:

♦ объем реализации до реконструкции — 55 600 р.;

♦ объем реализации после реконструкции — 69 200 р.;

♦ рентабельность до реконструкции — 5,0 %;

♦ рентабельность после реконструкции — 5,9 %;


Экономика туризма 55

♦ остаточная стоимость ликвидируемых ОС — 87,2 р.;

♦ стоимость высвобожденных ОС — 120 р.;

♦ капитальные вложения в реконструкцию — 3040 р.

3. Определите целесообразность привлечения кредита под оборотные средства на 3-й квартал текущего года. Исходные данные:

♦ объем реализации по состоянию на 3-й квартал — 20 081 р.;

♦ норма прибыли, включаемая в расчеты — 27 %;

♦ собственные оборотные средства — 2853 р.;

♦ рентабельность оборотных средств в 1-м квартале — 32 %;

♦ плановая оборачиваемость товаров — 21 день;

♦ процентная ставка банка — 130 %.

Тест

1. Определите состав основного капитала;

а) финансы;

б) МБП;

в) производственные активы длительного пользования.

2. Каким образом классифицируются основные средства в соответствии с
их назначением в производственном процессе:

а) здания, сооружения;

б) материальные, нематериальные;

в) "ноу-хау", патенты?

3. Перечислите классификационные признаки основных средств:

а) собственные, арендованные;

б) действующие, бездействующие;

в) активные, пассивные.

4. Каковы методы амортизации основных средств:

а) линейный, ускоренный, регрессивный;

б) нормативный и сверхнормативный;

в) линейный, нелинейный, производительный.

5. Каким образом происходит восстановление основных средств:

а) ремонт;

б) перенесение стоимости износа (амортизация) на производимый товар?

6. Какой оценочный показатель эффективности использования основных
средств наиболее актуален:

а) фондоемкости;

б) фондоотдачи;

в) фондовооруженности?

Экономика туризма

7. В чем принципиальное отличие лизинга от кредита:

а) в отнесении выплат на себестоимость продукции;

б) простой процедуре получения инвестиций?

8. Что входит в состав фондов обращения:

а) нормируемые оборотные средства;

б) производственные запасы;

в) денежные средства в расчетах?

9. За счет каких источников формируются оборотные средства:

а) прибыль, устойчивые пассивы;

б) заемные средства;

в) оборотные производственные средства, находящиеся в процессе про­
изводства?

10. В чем состоит основной смысл управления оборотными средствами:

а) обеспечении непрерывности процесса производства туристского про­
дукта;

б) повышении эффективности предприятия?



Экономика туризма


Наши рекомендации