Статистика по Кейнсианскому кресту

Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Факультет права

Кафедра экономической теории

Статистика по Кейнсианскому кресту

по курсу:

«Макроэкономика»

Выполнила: студентка 1 курса

группы № 155

Коваленко Ирина Михайловна

Проверила:

Касаткина Анастасия Алексеевна

Москва

В макроэкономике существуют несколько известных моделей, которые характеризуют равновесие в долгосрочном и краткосрочном периодах: модель AD–AS, кейнсианская модель, модель IS–LM. Нам необходимо обратить внимание на модель кейнсианского креста. «Крест Кейнса» иллюстрирует достижение краткосрочного равновесия на товарном рынке.

Как известно, существует два основных подхода в макроэкономике: классический и кейнсианский. Раздел об особенностях макроэкономического равновесия на товарном рынке можно рассматривать с точек зрения этих подходов. Согласно кейнсианскому подходу, «полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов…», потому что планы инвестиций и сбережений не соответствуют друг другу [1]. А также величина располагаемого дохода – основной фактор, который определяет динамику потребления и сбережений.

Рассмотрим, каким образом устанавливается равновесие на товарном рынке в краткосрочном периоде. Равновесный объем выпуска достигается в случае, если «объем произведенной продукции равен совокупному спросу»: Y = AD; AD = C + I + G + Xn[2]. «Кейнсианский крест» включает несколько важных понятий: планируемые расходы (E), реальные расходы (Y). (Кстати, ВВП по расходам и совокупный спрос, несмотря на то, что имеют одну формулу, различаются тем, что совокупный спрос подразумевает планируемые расходы, а ВВП – фактические).

Статистика по Кейнсианскому кресту - student2.ru Итак, мы имеем несколько формул: Y = E; E = C + I + G + Xn. C – потребительские расходы (С = Са + MPC (Y – T)– функция потребления); I – инвестиционные; G – государственные закупки; Xn – чистый экспорт. Я бы хотела обратить внимание на потребительские расходы, показать статистику по этому показателю в России и США.

Статистика по России.

12.5. СТРУКТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
(в процентах к итогу)

  2008 2009
Валовой внутренний продукт в рыночных ценах 100 100
в том числе:                
расходы на конечное потребление 71,2 61,3 66,3 66,1 66,8 65,9 74,0 69,6
из них:                
домашних хозяйств 50,3 45,2 49,0 48,2 48,8 47,8 52,8 50,0

Источник: Россия в цифрах. 2011.

В данной таблице отражен показатель расходов на конечное потребление домашних хозяйств на 1995 год, 2000 год, 2005 – 2010 года. Мы видим, что в 2000 г. расходы домашних хозяйств уменьшились почти на 5%, причиной этого можно назвать кризис 1998 года. Далее мы наблюдаем за небольшим повышением расходов (2005 г.), следом значения колеблются в среднем на 0,8% до 2008 года, то повышались, то понижались. В 2008 году произошел скачок на 5% вверх, в 2009 г. – снижение на 2,8% расходов. Причем необходимо отметить, что расходы домашних хозяйств в России составляет приблизительно 50% от всего ВВП. «Структура потребления во второй половине 2010 стала возвращаться к стандартам 1990х: выросла доля расходов на питание и сократилась доля расходов на потребительские товары, начали падать темпы роста обеспеченности предметами длительного пользования» [3].

7.3. СТРУКТУРА ФАКТИЧЕСКОГО КОНЕЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ(в процентах к итогу)

Статистика по Кейнсианскому кресту - student2.ru Статистика по Кейнсианскому кресту - student2.ru
Статистика по Кейнсианскому кресту - student2.ru

Источник: Россия в цифрах. 2011.

На данных диаграммах рассмотрена структура фактического конечного потребления домашних в хозяйствах. Мы видим, что основу потребления составляет покупка товаров и оплата услуг, которая в 2005 г и в 2010г. почти не отличается.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ (в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в год)

Год Потреби-тельские расходы:   1) Расходы на непродовольственные товары, из них: - одежда и обувь -предметы домашнего обихода, бытовая техника Расходы на продовольственные товары: -продукты питания Расходы на услуги, из них: -здравоохране- ние
        49%  
        47,6%  
19918,8р. 2713,2р. 1220,4 9127,2р.   412,8р.
50870,4р. 5434,8р. 3667,2 16874,4р. 33,2% 1257,6р.
61000,8р. 6646,8р. 4426,8 19248р. 31,6% 1820,4р.
78488,4р. 8128,8р. 5707,2 22287,6р. 28,4% 2425,2р.
2008 98644,8р. 10264,8р. 7432,8 28736,4р. 29,1% 2821,2р.
2009 104211р. 10803,6р. 7330,8 31812р. 30,5% 3187,2р.
121546,8р. 13135,2р. 7504,8 35952р. 29,5% 4287,6р.

Таблица составлена на основе: Таблицы 7.12. Состав потребительских расходов домашних хозяйств (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в среднем на члена домашнего хозяйства; рублей в месяц) и Таблицы 7.13. Структура потребительских расходов домашних хозяйств. Россия в цифрах. 2011.

ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ (в процентах к предыдущему году) 1996-2001гг.

Потребительские товары 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г.
Товары длительного пользования          
Холодильники бытовые 76% 103% 90% 111% 104% 119%
Телевизоры цветного изображения 79% 99% 85% 78% 113% 115%
Автомобили легковые 76% 160% 75% 89% 99,5% 106%
Товары текущего потребления          
Обувь кожаная 117% 104% 99% 92% 109% 108%
Верхний трикотаж 107% 104% 100% 96% 111% 107%
Мясо и птица 105% 105% 85% 85% 105% 99%

Источник: Россия в цифрах, 2002: крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2002. С. 259.

Важно отметить1998 год – год кризиса в России. Произошло резкое сокращение физического объема продаж товаров длительного пользования и текущего потребления. Например, продажи автомобилей сократились на 85%! С 1999 по 2003гг. наблюдались высокие темпы роста в экономике.

21.8. ИНДЕКСЫ ФИЗИЧЕСКОГО ОБЪЕМА ПРОДАЖИ ОСНОВНЫХ ТОВАРОВ
(в процентах к предыдущему году) 2003-2009гг.

Потребительские товары 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Товары длительного пользования          
Холодильники бытовые 110% 112% 107% 109% 101% 104% 91%
Телевизоры цветного изображения 110% 142% 132% 103% 140% 131% 96%
Автомобили легковые 112% 94% 145% 107% 131% 123% 72%
Товары текущего потребления          
Обувь кожаная 104% 102% 103% 112% 104% 107% 93%
Верхний трикотаж 106% 106% 111% 108% 102% 110% 95%
Мясо и птица 108% 115% 109% 101% 106% 107% 92%

Источник: Россия в цифрах, 2010: крат. стат. сб. М.: Госкомстат России, 2010.

С 1998г. начинается экономический подъем, с 2003г. по 2007г. разные категории товаров вели себя по-разному: то показатели увеличивались, то уменьшались на незначительное количество процентов. Важно отметить, что товары текущего потребления оставались примерно на одном уровне. В конце 2008 – середине 2009гг. индексы физического объема продажи резко уменьшились, вследствие кризиса.

СТРУКТУРА РАСПОЛАГАЕМОГО ДОХОДА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ(в процентах к итогу)

Год Располагаемый доход домашних хозяйств Оплата труда наемных работников Смешанный доход Сальдо доходов от собственности Сальдо текущих трансфертов
100% 91,5% 17,5% 1,0% - 10%
100% 83,2% 16,3% 4,9% - 4,4%
100% 88,7% 16,1% 5,0% - 9,8%
100% 76,6% 20,9% 6,5% -4%
100% 80,0% 19,1% 5,4% -4,5%
100% 82,8% 19,8% 4,7% -7,3%
1998 100% 80,9% 21,1% 4,3% -6,3%    
100% 78,8% 22,2% 6,3% -7,3%
100% 83,4% 19,7% 6,0% -9,1
100% 82,5% 18,5% 4,7% -5,7%
100% 80,7% 20,6% 4,6% -5,9%
100% 81,8% 17,2% 7,7% -6,7%
100% 81,7% 17,2% 8,0% -7,0%
100% 78,4% 17,2% 10,0% -5,6%    
100% 80,0% 17,0% 9,0% -6,0%
100% 83,8% 16,1% 6,7% -6,5%
2008 100% 86,2% 14,8% 6,0% -7,0%
2009 100% 82,8% 15,0% 6,7% -4,5%
                 

Источник: Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2010гг. (приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2011»).

Располагаемый личный доход (DPI) – это основной фактор, который влияет на потребительские расходы (С) именно в России. «Зависимость между объемом потребительских расходов домашних хозяйств и величиной их располагаемого дохода называется функцией потребления и отражает спрос домашних хозяйств на товарном рынке в краткосрочном (2–4 года) периоде» [4]. В период 1999 –1995 гг. данная зависимость в ценах 1992г., трлн. руб. выглядела так: C = 0,66 + 0,673 * DPI (На каждый рубль прироста личного располагаемого дохода потребление увеличивалось на 67 копеек). В период с 1997г. по 2002г. данная зависимость (в ценах 2000г., млрд. руб.) выражена так: С = 160,54 + 0,7339 * DPI(На каждый рубль прироста личного располагаемого дохода потребление увеличивалось на 73 копейки). «Реальные доходы населения отыграли кризисное падение в 2009 году» [5].

Статистика по США.

Совокупный спрос и его составляющие в млрд. долл.и в %.

  1990 г. 1991 г. 1992 г.
ВВП 5546,1 5722,9 6038,5
Личные потребительские расходы 3761,2 100% 3906,4 100% 4139,9 100%
Товары длительного пользования 468,2 12,4% 457,8 11,7% 497,3 12%
Автомобили и автозапчасти 202,9 5,4% 185,5 4,7% 204,3 4,9%
Мебель и оборудование для дома 174,2 4,6% 180,6 4,6% 194,5 4,7%
Другое 2,4% 91,6 2,3% 98,5 2,4%
Товары текущего потребления 1229,1 32,7% 1257,9 32,2% 1300,9 31,4%
Продукты питания 604,8 16,1% 621,4 15,9% 633,7 15,3%
Одежда и обувь 207,3 5,5% 5,5% 228,2 5,5%
Бензин и масло 108,4 2,9% 102,9 2,6% 103,4 2,5%
Горючие материалы и уголь 13,2 0,4% 0,3% 13,8 0,3%
Другое 295,6 7,9% 307,6 7,9% 321,8 7,8%
Услуги 2063,8 54,9% 2190,7 56,1% 2341,6 56,6%
Жилье 547,5 14,6% 574,4 14,7% 14,5%
Коммунальные услуги 215,6 5,7% 227,1 5,8% 234,4 5,7%
Транспорт 142,5 3,8% 146,2 3,7% 155,4 3,8%
Медицинское обеспечение 526,2 14% 577,1 14,8% 628,4 15,2%
Другое 16,8% 663,9 17% 723,5 17,5%

Источник: Бюро экономического анализа Министерства торговли США.

«Личные потребительские расходы (…) представляют сумму расходов домашних хозяйств на товары и услуги» [6]. Потребительские расходы – основа ВВП, совокупного спроса. Зависимость между доходами и потребительскими расходами – одна из основных в макроэкономике. Дж. М. Кейнс отметил, что: во-первых, «потребительские расходы обнаруживают тенденцию возрастать с увеличением дохода», а во-вторых, «рост расходов оказывается меньше общего увеличения доходов» [7]. Филип К. Й. Янг и Джон Дж. МакОли в своей книге рассматривают сравнение личных потребительских расходов (PCE) и ВВП; и личные потребительские расходы и располагаемые личные доходы (DPI): PCE = –272 + 0,73 * ВВП (На каждый доллар растущего РВВП приходится увеличение на 73 цента реальных потребительских расходов) и PCE = – 42 + 0,92 * DPI (На каждый доллар дополнительного дохода после уплаты всех налогов приходится 92 цента, потраченных потребителем (остальные 8 центов остаются в сбережениях) ) [8].

Сравнительная статистика в США и в России

Статистика по Кейнсианскому кресту - student2.ru

USA_Household Final Consumption Expenditure as a % of GDP (Absolute)

66,65% 67,75% 70,25% 70,68%
66,97% 67,29% 70,37% 71,21%
67,34% 67,71% 70,14% 70,97%
67,79% 68,19% 70,11% 71,15%
67,57% 69% 69,91% 71,33%
67,77% 69,85% 70,07%    

Source: Marketline analysis based on information from National Statistical Organisation and Eurostat

Russia_Household Final Consumption Expenditure as a % of GDP (Absolute)

48,34 52,17 51,22 2008 48,83      
44,78 54,91 50,67 2009 48,85    
34,56 1998 57,63 50,44 48,96    
45,02 53,69 49,94 49,07    
46,86 46,32 48,78 49,18    
52,24 49,53 48,78        

Source: Marketline analysis based on information from National Statistical Organisation and Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)

Вывод: доля расходов домашних хозяйств в России составляют 50%, в то время как в США около 60%.

[1] Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: учеб. – М.: Маркет ДС, 2009. С. 91.

[2] Серегина С. Ф. Макроэкономика: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2011. C. 157.

[3] Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ, http://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/2011/03/nisp_110228.pdf.

[4] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 87.

[5] Обзор Центра макроэкономических исследований Сбербанка РФ

[6] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 61.

[7] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 63.

[8] Янг, Филип К. Й. Экономика для топ-менеджеров: бизнес-курс MBA. С. 66.

Наши рекомендации