Опыт кадастровой регистрации в зарубежных странах.
I. Страны с наполеоновской административной системой
В этих странах развитие кадастра началось в 19 столетии: во Франции в 1807 году, в Италии в 1886 после объединения Италии в 1860 г.
Современный кадастр в Франции базируется на законе от 18.07.1974. В Италии на Декрете № 650 от 1972 г.
В странах с наполеоновской системой главная цель кадастра - налогообложение собственности (фискальный кадастр), что не имеет функций юридического кадастра (или системы, направленной на защиту прав собственности).
Кадастр и реестр в этих странах подчиняются Министерству национальной экономики и финансов.
В кадастровых системах поддерживается только та информация, которая необходима для целей управления налогообложением. Информация про грунты, естественные ресурсы и т.п., собирается в информационных системах Минсельхоза или Минэкономики.
В этих странах национальный реестр является централизованной системой, которая управляется исключительно государством на основе законодательных актов страны, но функции практического выполнения работ переданы на уровень муниципалитетов (областей), где находятся соответствующие подразделы службы.
Система состоит из двух частей - картографической и документальной.
Вся информация кадастрового реестра сгруппирована на основе земельного участка, а информация реестра недвижимости сгруппирована по собственникам. Поэтому для поддержки связи между этими реестрами возникает необходимость создания громоздкой системы идентификации данных.
Во Франции система регистрации фактически состоит из 353 реестров сгруппированных в 6 групп. Реестр предусматривает наличие Главного регистратора, который несет личную ответственность за правильность данных в реестре. Создан специальный страховой фонд на случай ошибок.
Система оценки недвижимости в этой группе стран базируется на основе рентной, а не рыночной стоимости. За выводами специалистов этих стран, такой подход отживает себя, так как требует громоздкой неэффективной системы оценки.
II. Страны с немецкой системой
Кадастровая, геодезическая и картографическая система была создана в Германии в начале 19-го век в связи с новой системой налогообложения недвижимости. Поэтому было необходимо определить границы и зарегистрировать частную и общественную собственность, что и стало задачей Кадастровой Службы, основанной в первых двух декадах 19-го века.
Очень важным для регистрации земель и кадастра было принятие в 1900 году Германией Гражданского Кодекса "Burgerliches Gesetzbuch", который составляет основу для транзакций и регистрации прав на недвижимое имущество.
Система состоит из трех основных независимых элементов:
1. Управления земельной книги (Landbuchamt), которое ведет реестр собственности, который состоит из кадастровых карт, документов и записей о собственности;
2. Управления топографических съемок (Landesfermessungsant), которое отвечает за создание кадастровых карт и подготовку документации, а также проводит все топографо-геодезические работы для других целей;
3. Нотариат, который заверяет соглашения и прочие правовые акты, которые касаются прав собственности, транзакций и ограничений и ведет реестр этих актов.
Сходства первых двух систем:
ü все кадастры основаны на принципе кадастра Франции (2 части: семантика и карты) и имеются уникальные кадастровые номера).
ü связь между кадастром и земельным реестром прав – обе системы обслуживаются одним учреждением;
ü характерно: кадастры стран обеспечиваются системой, кот охватывает всю территорию, данные постоянно пополняются;
ü ЗУ описывается по типу использования, S, налогооблагаемой стоимости, наличия зданий;
ü регистрируется право собственности;
ü связь с другими реестрами и архивами;
ü кадастровые карты (КК) используются и для др. целей;
ü в большинстве стран на кадастровых картах обозначаются здания и сооружения.
Особенности:
ü кадастр Франции не является комплексным, имеет меньшую юр. силу, является фискальным, нет связи с земельным реестром.
ü Реестр Германии построен на принципе легитимности записей.
III. Скандинавские страны
Особенностью скандинавских стран является централизация реестра собственности, а также значительное влияние западноевропейских (немецких) традиций регистрации. Эти страны имеют точные крупнокомасштабные карты недвижимостей, созданные в единой системе координат, которые покрывают всю страну и на которых базируется система регистрации прав собственности. Реестры собственности, в основному компьютеризированные, содержатся центральными государственными офисами, тогда как картографирование участков недвижимости ведется на уровне провинций.
Наибольших успехов в создании реестра собственности достигла Швеция, в которой созданный единый банк данных о недвижимости.
Вся земля в Швеции разделена на объекты недвижимости. Реестр недвижимого имущества и земельный реестр составляют ядро банка данных. Кроме того, он содержит копию реестра налоговых органов относительно недвижимости.
Главной задачей регистрации земли является обеспечение гарантий прав собственности и свободного доступа к информации о них. Система регистрации земли, которая упорядочена и хорошо функционирует, является предпосылкой для гарантированной безопасности и оказывает содействие осуществлению транзакций.