Менеджмент как процесс принятия решений
Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для менеджера и требует от него принятия решений. Это касается всех уровней управления.
Управленческие решения принимаются на основе информации, которую получают и обрабатывают в процессе подготовки решений.
Принятие решений - это прерогатива менеджеров всех уровней, имеющих соответствующие полномочия.
Цели и задачи менеджмента
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности фирмы путем рационального использования всех ресурсов, рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителя, обеспечение рентабельности производства и стабильного положения фирмы на рынке.
К задачам менеджмента относят:
· обеспечение автоматизации производства;
· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и повышения зарплаты.
· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы;
· постоянный поиск и освоение новых рынков.
Менеджмент как система управления
В этой системе фирма или ее подразделение вступают как управляемый объект. При изучение фирм, как объектов управления, первостепенное значение имеют взаимные связи между более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят.
Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называется системой.
Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий.
Происхождение, школы менеджмента и подходы в
Менеджменте.
Происхождение менеджмента
Управление появилось вместе с обществом. Там, где объединились хотя бы два человека для достижения общей цели, там одному приходилось управлять, а другому подчиняться.
Менеджмент известен еще в Древнем Египте, где сооружались пирамиды и гигантские оросительные системы.
В этот же период в Вавилоне на глиняных дощечках был записан свод законов царя Хаммурапи. Тысячу лет спустя Навуходоносор II увидел в оплате труда свободных людей мощный стимул, он внедрил в практику принципы контроля за производством. За 400 лет до н.э. в Древней Элладе философ Сократ сформулировал принцип системности применительно к управлению. Позже в Греции Платон сформулировал принцип специализации. Александр Македонский впервые использовал штаб для выработки военных решений.
Новую эпоху в развитии теории и практики управления открыла промышленная революция конца XVIII начала XIX вв. Она потребовала применения не только эмпирических методов, но и широкого внедрения научного эксперимента.
Англичанин Ричард Аркрайт ввел иерархический принцип организации текстильного производства. Он создал основы индустриального управления или организации производства. Им создан дисциплинарный кодекс фабричной системы в виде совокупности штрафных санкций, которые фиксировались в специальной книге и вычитались из зарплаты.
Великий экономист Адам Смит в 1776 году сформулировал принцип «экономического человека», который стремится к обогащению и удовлетворению собственных потребностей. Он же разработал концепции контроля и расчета оплаты труда.
Английский экономист Джеймс Милл развил проблемы мотивации к труду.
Роберт Оуэн проводил социально-экономический эксперимент. Он заключался в том, что рабочим предоставлялось благоустроенное жилье, улучшенные условия труда, товары по доступным ценам. Для рабочих создавались школы, сокращалась продолжительность рабочего дня. Он не был сторонником массовой благотворительности. Им руководил строгий экономический расчет и забота о повышении производительности труда за счет всех этих мер.
Англичанин Чарльз Бэббидж - изобретатель 1-ой вычислительной машины. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени при выполнении различных операций, а также методику сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий и применил премиальную систему оплаты труда. Он написал книгу "Об экономии материалов и оборудования" (1832 г.).
С 1881 года Джозеф Вартон разработал 1-ый управленческий курс менеджмента для преподавания в колледжах США.