Иерархический тип структур управления. Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
- принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
- принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
- вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
- принцип квалификационного отбора, в соотвествии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенными типами такой структуры являются линейно - функциональная (линейная структура). И Линейно-штабная организационная структура
Органические, или адаптивные, структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х гг., когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию и среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы, а также быстрой реакции на изменения рынка, и, с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям.Так стоит выделить отсутсвие стандартизации, команды с перекрёстными функциями и с перекрёстной иерархией, свободный поток информации, большие нормы управляемости, децентрализацию и низкую формализацию как характерные черты данной структуры. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур.
51.Технологии, средства коммуникации и организационная схема, как факторы проектирования организации.
Ни один организационный план не является завершенным без подготовки организационной схемы. Организационная схема – это схема, на которой отражены все функции компании, четкая последовательность их выполнения, а также определены ответственные лица за осуществление каждой функции, она является процессом разработки или изменения структуры организации.
Технология - это технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией.
Коммуникация - передача определенного смысла и его понимание.
Значение коммуникации в организации:
1. Коммуникация — основное условие существования и развития организации.
2. Коммуникация осуществляет взаимодействие с внешней средой, определяя уровень и качество принятия управленческих решений.
3. Коммуникации характеризуют состояния внутренней среды организации путем обеспечения функционирования и взаимодействия людей, структуры, целей, технологии и задач организации.
4. Коммуникация создает неформальную структуру в процессе функционирования организации и способствует сближению с ней формальной структуры.
Коммуникационный процесс - это обмен информацией (в любой форме) между элементами организационной системы по каналам прямой и обратной связи.
Мир управленческих коммуникаций сегодня неузнаваемо изменился. Менеджерам приходится постоянно обеспечивать бесперебойную и гладкую работу своих организаций, одновременно совершенствуя рабочие методы и стараясь оставаться конкурентоспособными даже при том, что и организация, и внешняя среда стремительно меняются. Информационные технологии сегодня затрагивают практически любой аспект практически любой компании. Технологии вообще и информационные технологии в частности стремительно изменяют способы взаимодействия членов организаций. Благодаря им менеджеры значительно более эффективно способны отслеживать работу отдельных сотрудников и рабочих групп; работники могут получать более полную информацию и быстрее принимать решения, намного теснее сотрудничать друг с другом и обмениваться информацией. Такие современные технологии как электронная почта, обмен сообщениями в режиме реального времени, голосовая почта, факс, электронный обмен данными, телеконференции, видеоконференции, внешняя и внутренняя локальные сети оказывают большое влияние на функционирование организации. Ведь всем её сотрудникам нужна информация, чтобы выполнять работу. И с помощью этих коммуникативных возможностей, которыми располагают современные менеджеры, понятно, что технологии и коммуникации способны весьма серьёзно влиять на то, как сотрудники организации общаются друг с другом, как они обмениваются информацией и насколько эффективно работают.
Коммуникации и обмен информацией сегодня не ограничены ни географическими, ни временными факторами. Сотрудничество отдельных служащих и рабочих команд, разбросанных часто по всему миру; обмен информацией, интеграция решений и рабочей деятельности в пределах организации-всё это несёт в себе огромный потенциал для повышения эффективности и результативности деятельности любой организации.