Тема 9. Конкуренция и монополия

Время - 2 часа

План семинара:

1. Конкуренция: ее сущность, виды, социально-экономические последствия.

2. Экономическая природа и причины возникновения монополии.

3. Типы, формы и виды монополий в экономике. Антимонопольное законодательство.

Доклады:

1. Конкуренция и преступность.

2. Формирование транснациональных и многонациональных монополий и их характерные черты.

3. Экономические последствия монополизации производства.

4. Специфические формы участия ОВД в управлении социальными и экономическими процессами.

Рефераты:

1. Конкуренция и монополия.

2. Антимонопольная политика государства.

3. Негативные последствия монополизма и нечестной конкуренции.

4. Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа.

Методические рекомендации:

При рассмотрении первоговопроса основное внимание следует обратить на выяснение сущности конкуренции как экономического соперничества между субъектами хозяйствования. Необходимо осветить экономические и неэкономические методы конкурентной борьбы, выявить отличия ценовой и неценовой конкуренции. Проанализировав отличительные особенности совершенной и несовершенной конкурентной борьбы, особо выделить негативные и положительные последствия конкуренции, обратить внимание на связь конкуренции и преступности.

Приступая к анализу второговопроса, курсантам рекомендуется выяснить сущность и причины возникновения монополии в экономике. Выявить особенности ценового равновесия на монопольном рынке, определить природу и возможности установления монопольной цены и получения монопольной прибыли и сверхприбыли.

Характеризуя третий вопрос, важно рассмотреть типы, формы и виды монополий, начиная от простейших и заканчивая наиболее характерными для настоящего времени. Надо выделить общие и особенные черты транснациональных и международных монополистических объединений. Особо следует остановиться на анализе экономических последствий монополизации производства, попытаться дать развернутую характеристику антимонопольного (антитрестовского) законодательства и мировой практики его применения, постараться раскрыть эволюцию и эффективность правовых средств государственного ограничения монополистической деятельности на товарных рынках в России.

Практическое занятие № 3 (тт. 7 - 9)

(предполагает решение практических заданий, предложенных преподавателем, по изученным темам)

Время – 2 часа

Примерные варианты практических заданий:

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

По мере экономического прогресса кривая Лоренца будет выпрямляться. Так ли?

а) Нет, так как будут увеличиваться различия в содержании трудовой деятельности;

б) Да (нет), так как рост культуры нивелирует содержание труда;

в) Да (нет), так как при росте доходов на определенной стадии этого процесса потребности индивидов сравняются;

г) Сравняется оплата труда членов общества.

По мнению ряда исследователей, срок обучения (в школе и в университете) отразится, в конечном счете, на уровне получаемого после окончания учебы дохода. Срок обучения — главный фактор формирования делового человека. Согласны ли вы со следующими утверждениями?

а) Объем и качество получаемых в процессе учебы общеобразовательных знаний однозначно определяется продолжительностью учебы;

б) Качество подготовки предпринимателя однозначно определяется продолжительностью обучения в средней и высшей школе;

в) Вариант, при котором срок обучения меньше, но качество преподавания выше, неприемлем;

г) При решении вопроса о профессиональной подготовке, прежде всего, следует оценивать уровень квалификации профессорско-преподавательского состава; во вторую очередь — стоимость обучения. Оптимальное соотношение этих двух факторов обеспечат максимум вложения в человеческий капитал.

3. Главное различие между монополией и монополистической конкуренцией заключается в следующем:

а) монополия способна присваивать чистую прибыль в долгосрочном периоде, а монополистически конкурентная фирма не способна;

б) монополия обладает монополистической властью, а монополистически конкурентная фирма не обладает;

в) условие Р > МК верно для монополии, а условие Р - МК — для монополистически конкурентной фирмы.

4. Монополии и монополистически конкурентной фирме присущи общие черты:

а) максимизация прибыли при выполнении условия МК. = Л/С;

б) использование рекламы для дифференциации продукта;

в) производство продукции в минимальной точке долгосрочной кривой средних издержек;

г) нулевая прибыль в долгосрочном периоде.

5. Различие между олигополией и монополистически конкурентной фирмой заключается в следующем:

а) олигополия никогда не несет убытков, а монополистически конкурентная фирма иногда убыточна;

б) олигополия производит продукты, соблюдая условие МК = Р, монополистически конкурентная фирма — условие МК = МС;

в) олигополия учитывает в своих действиях реакцию конкурентов, а монополистически конкурентная фирма нет;

г) олигополия не испытывает угрозы закрытия, а монополистически конкурентная фирма может прекратить деятельность при определенных условиях.

6. Для рыночной структуры олигополии не свойственно:

а) наличие небольшого количества фирм;

б) свободный вход фирм в отрасль;

в) контроль над ценами;

г) взаимозависимость фирм.

7. Преимущество монополистической конкуренции над совершенной заключается в следующем:

а) более низкий уровень цен;

б) более широкий выбор товаров для потребителя;

в) более низкие прибыли в долгосрочном периоде;

г) незначительные издержки производства.

8. Какого рода слияния во всех случаях уменьшают степень конкуренции на рынке:

а) горизонтальные слияния;

б) конгломератные слияния;

в) слияния фирм в обрабатывающей промышленности;

г) вертикальные слияния?

9. Теорию олигополии разработал:

а) П. Самуэльсон;

б) Дж. Кейнс;

в) О. Курно;

г) Э. Чемберлин;

д) Дж. Робинсон.

10. Олигополия как рыночная структура характеризуется следующими чертами:

а) производство дифференцированных продуктов;

б) производство однородных продуктов;

в) наличие множества производителей;

г) функционирование нескольких крупных фирм;

д) концентрация производства в руках одного производителя;

е) все ответы неверны.

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

1. Форма кривой Лоренца не зависит от системы налогообложения.

2. В условиях рыночной экономики России в целях более справедливого распределения следует ввести систему распределения, предусмотренную К. Марксом.

3 Экономическая прибыль — это разность между суммарной выручкой и явными издержками.

4. Форма кривой Лоренца не зависит от трансфертных выплат населению.

5 Прогрессивное налогообложение усиливает неравенство между различными группами населения.

6. Понятие производного спроса на факторы производства практического значения не имеет.

7. В России в современных условиях каждый работник согласен на увеличение продолжительности рабочего дня при адекватном увеличении оплаты труда.

8. Наличные деньги — это самый надежный способ сохранения капитала.

9. Хочешь потерять друга — дай ему в долг деньги (пословица).

10. Большинство выдающихся экономистов-теоретиков были богатыми людьми (Рикардо, Кейнс); это можно считать доказательством верности их теорий.

11. Различия в оплате труда выпускников высших учебных заведений и средней школы будет возрастать в ходе осуществления экономической реформы в России.

12. Основная стратегическая задача деятельности профсоюзов — борьба за своевременную выплату заработной платы.

13. Монополистически конкурентные фирмы производят товары с уникальными характеристиками.

14. В рыночной структуре монополистической конкуренции фирма способна при всех условиях присваивать экономическую прибыль.

15. В рыночной структуре совершенной конкуренции наблюдается большее разнообразие предлагаемых товаров, чем в условиях монополистической конкуренции.

16. Если производитель, действующий в рамках олигополистической структуры рынка, изменяет цену и объем производства, то это не оказывает влияния на поведения конкурентов.

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Понятие и виды первичных (факторных) доходов в рыночной экономике.

2. Номинальные, располагаемые и реальные доходы населения.

3. Источники и механизм формирования заработной платы как факторного дохода.

4. Источники и механизм формирования процента как факторного дохода.

5. Источники и механизм формирования ренты как факторного дохода.

6. Источники и механизм формирования прибыли как факторного дохода.

7. Основные источники формирования номинальных доходов населения России.

8. Причины и условия возникновения проблемы дифференциации доходов в рыночной экономике.

9. Характеристика кривой Лоренца и коэффициента Джини.

10. Виды доходов от незаконной экономической и преступной деятельности.

11. Влияние несовершенной конкуренции на уровень заработной платы на рынке рабочей силы.

12. Место, роль и направления деятельности ОВД в системе распределительных отношений в обществе.

13. Сущность управления хозяйственной деятельностью.

14. Понятие и структура системы управления производством.

15. Принципы управления хозяйственной деятельностью.

16. Функции управления производством.

17. Методы, способы и инструменты управленческих воздействий в экономике.

18. Характеристика субъектов управления производством.

19. Характеристика объектов управления производством.

20. Сущность и принципы маркетинга.

21. Функции маркетинга.

22. Организация деятельности маркетинговой службы фирмы, предприятия.

23. Менеджмент коммерческого предприятия. Соотношение понятий “менеджмент” и “управление хозяйством”.

24. Задачи менеджмента по реализации функций маркетинга на предприятии.

25. Использование принципов маркетинга и менеджмента в деятельности различных служб ОВД.

26. Сущность конкуренции и ее виды.

27. Экономические и неэкономические методы конкурентной борьбы.

28. Ценовая и неценовая конкуренция.

29. Совершенная (свободная) и несовершенная конкуренция и их отличительные особенности.

30. Отрицательные и положительные социально-экономические последствия конкуренции.

31. Конкуренция и преступность.

32. Экономическая природа и причины возникновения монополий.

33. Типы и формы монополий в экономике.

34. Виды монополистических объединений.

35. Транснациональные и многонациональные монополии, общие и отличительные их черты.

36. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль.

37. Экономические последствия монополизации экономики.

38. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство и мировая практика его применения.

39. Эволюция и эффективность правовых средств государственного ограничения монополистической деятельности на товарных рынках в России.

40. Специфические формы участия ОВД в управлении социальными и экономическими процессами.

Наши рекомендации