Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Будем помнить, что цель фирмы — максимизировать разрыв между ценами и издержками.

На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Чтобы получить максимальную прибыль можно только изменить объемы производства. Какое количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы получить максимальную прибыль?

Необходимо сравнить рыночную цену на продукт и предельные издержки фирмы. Если фирма будет увеличивать на одну, две, три и т. д. единицы свою продукцию, то каждая следующая единица (скажем, каждый новый телевизор) будет что-то добавлять как к общему доходу, так и к общим издержкам. Это «что-то» — предельный доход и предельные издержки.

Если предельный доход больше предельных издержек, то каждый произведенный новый телевизор добавляет к общему доходу величину больше той, что он прибавляет к общим издержкам. Значит, разность между предельным доходом (marginalrevenue — MR) и предельными издержками (marginalcost — МС), т. е. прибыль (profit — Р), — увеличивается:

P = MR — MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками: Р - МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять.

Если Р < МС, то производство надо сокращать.

Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и предельных издержек.

Когда фирма достигла такого соотношения, она не станет увеличивать производство, выпуск будет стабильным, отсюда и название «равновесие фирмы»:

МС = MR.

Рациональное поведение фирмы в условиях НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ иное.

На монополистическом рынке фирма влияет на цену своей продукции.

Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продаж следующих одна за другой единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на монополистическом рынке увеличение продаж снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход (marginalrevenue — MR). Это возникает потому, что при насыщенном рынке монополист может увеличить производство, только снижая цены.

Существует два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.

При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.

При втором способе определяют оптимальный объем производства, сравнивая предельный доход и предельные издержки.

Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > МС, производство следует расширять; если MR < МС, производство следует сокращать; если MR — МС, тофирма получает максимальную прибыль.


1. Предмет и методы экономической теории.

2. Предмет и функции экономической теории.

3. Основные направления развития экономической теории.

4. Потребности и средства их удовлетворения, их классификация.

5. Понятие производства. Факторы производства, их классификация и характеристика.

6. Проблема выбора в экономике. Понятие эффективности, ее виды.

7. Понятие кривой производственных возможностей, методика ее построения

8. Закон возрастающих вмененных издержек.

9. Понятие экономической системы, ее основные элементы.

10. Основные вопросы экономики и ответы на них различных экономических систем.

11. Понятие рынка, достоинства и недостатки рыночной системы.

12. Сущность, условия возникновения и основные черты рыночной экономики.

13. Функции рынка. Виды рынков. Инфраструктура рынка.

14. Понятие собственности. Виды собственности.

15. Реформирование собственности: приватизация, разгосударствление.

16. Кругооборот ресурсов, денег, товаров и услуг.

17. Закон спроса. Влияние различных факторов на спрос.

18. Закон предложения. Влияние различных факторов на предложение.

19. Рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Изменения спроса и предложения и их влияние на равновесную ситуацию.

20. Цели и функции государства в рыночной экономике. Модели рыночной экономики.

21. Место и роль государства в системе рыночной экономике. Его влияние на рыночное равновесие.

22. Выигрыш от обмена. Потребительский излишек и излишек производителя.

23. Понятие эластичности, ее виды.

24. Ценовая эластичность спроса и факторы, ее определяющие.

25. Эластичность спроса по доходу.

26. Перекрестная ценовая эластичность спроса.

27. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения

28. Предложения в различные периоды времени.

29. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Кардиналистическая теория потребления

30. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Ординалистическая теория потребления

31. Теория производства в краткосрочном периоде и долгосрочном периоде

32. Понятие и классификация издержек

33. Поведение фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

34. Национальная экономика: понятие и общая характеристика. Основные макроэкономические показатели

35. Совокупный спрос, совокупное предложение и макроэкономическое равновесие

36. Циклический характер экономического развития и его причины. Характеристика фаз экономического цикла.

37. Рынок труда, его особенности

38. Безработица, ее виды и последствия.

39. Сущность и причины возникновения инфляции. Виды инфляции и ее последствия.

40. Возникновение денег. Эволюция денежного обращения. Требования, предъявляемые к деньгам

41. Сущность и функции денег.

42. Классификация денег. Структура денежной массы

43. Денежно-кредитная система. Функции центрального банка. Виды коммерческих банков

44. Финансовая сектор и его структура.

45. Государственный бюджет и его функции. Бюджетный дефицит, государственный долг.

46. Налогообложение: сущность, принци­пы. Виды налогов.

Наши рекомендации