Внешнеторговая политика. Инструменты внешнеторгового регулирования. Деятельность ВТО
Внешнеторговая политика представляет собой систему мер государства международных институтов, направленных на регулирование международной торговли и мирового рынка. Внешнеторговая политика предполагает использование определенного набора методов внешнеторгового регулирования:
- прямые, административные методы (использование формальных процедур проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки для создания формальных препятствий при осуществлении торговых операций и т.п.);
- косвенные, экономические методы (изменение таможенных тарифов, экспортно-импортных квот, экспортных субсидий и т.д. в целях регулирования внешней торговли).
В современном мире можно выделить две основные тенденции внешнеторгового регулирования:
§ протекционизм (связан с защитой отечественного рынка от иностранной конкуренции);
§ либерализация торговли (основана на отмене различных ограничений и барьеров, препятствующих движению товаров через границу)
Классический (жесткий) протекционизм в настоящее время применяется довольно редко. Активная поддержка отечественных производителей и экспортеров чаще осуществляется по линии отраслевого, интеграционного, скрытого или селективного протекционизма. Отраслевой протекционизм предусматривает поддержку молодых и приоритетных отраслей. Интеграционный протекционизм наблюдается в отношении внешнеторговых партнеров, не входящих в интеграционную группировку. Скрытый протекционизм осуществляется через механизмы экономической политики и дипломатическую поддержку отечественного экспорта. Селективный протекционизм проводится в отношении отдельных экономических контрагентов или товаров. В настоящее время в целях защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции часто используется именно селективный (выборочный) протекционизм. Запрет на торговлю с каким-либо внешним партнером или на экспорт (импорт) какого-либо товара называется эмбарго.
Внешнеторговыми регуляторами в рамках протекционизма являются тарифная политика и нетарифные ограничения. Инструментами тарифной политики служат таможенные (экспортные и импортные) тарифы и пошлины. Таможенный тариф – это систематизированный по группам товаров перечень пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых за границу товаров. Таможенные тарифы делятся на:
§ автономные – устанавливаются государствами в одностороннем порядке (являются результатом решений законных органов власти);
§ конвенционные – устанавливаются в соответствии с международными соглашениями (например, в рамках ГАТТ - ВТО) и содержат более низкие ставки таможенных сборов.
Таможенная пошлина – это государственный денежный сбор, взимаемый с экономических благ, провозимых через границу страны. Размер таможенной пошлины является мерой протекционистской защиты отечественного производителя. Существуют различные виды таможенных пошлин:
• В зависимости от специфики начисления выделяют специфические и адвалорные пошлины. Специфические - начисляются в процентах к таможенной стоимости блага. Применяются при низких мировых ценах на данный вид товаров. Адвалорные – начисляются дифференцированно в зависимости от качественных характеристик товара в рамках одной товарной группы. Они относительно устойчивы.
• Конъюнктурные пошлины устанавливаются в зависимости от содержания и направлений внешнеторговой политики. Так антидемпинговые ставки призваны сделать неконкурентоспособной импортную продукцию за счет существенного повышения цен на нее. Компенсационные - нейтрализуют экспортные субсидии иностранных конкурентов. Ответные пошлины устанавливаются в ответ на повышение таможенных тарифов контрагентами по международной торговле. Сезонные – назначаются на продукцию сезонного характера. Преференциальные – содержат экспортные субсидии отечественным экспортерам. В результате повышаются цены экспортных товаров и внутри страны, что создает стимулы для их производства.
В современных условиях более широко применяются нетарифные методы таможенного регулирования. Нетарифных торговых ограничений насчитывается около пятидесяти. Наиболее распространенными среди них являются:
- квотирование экспорта и импорта (экспортно-импортные квоты устанавливают количественные ограничения на вывоз и ввоз товаров через границы страны);
- добровольное ограничение экспорта (осуществляется путем сокращения вывоза продукции из страны в ответ на каких-либо уступки контрагентов, имеющие политический или экономический характер);
- контроль дотаможенного продвижения товаров;
- антидемпинговые меры (вплоть до запрета ввоза продукции экспортеров, уличенных в демпинге);
- установление санитарных норм стандартов на ввозимую в страну продукцию;
- дипломатическая поддержка национальных экспортеров и отечественных производителей;
- валютные оговорки (ограничения) и т.д.
Неоспоримыми достоинствами протекционизма служат: поддержка отечественного производителя; сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих и иностранными производителями; улучшение торгового баланса страны и укрепление национальной валюты. Недостатками протекционизма являются: создание тепличных условий для неконкурентоспособных производств; консервация отсталых по сравнению с мировыми стандартами видов выпускаемой продукции; поддержание высоких цен на ввозимые товары потребительского производителей, использующих импортное сырье, комплектующие, машины, оборудование и т.д.
Использование различных инструментов внешнеторгового регулирования (тарифов, квот, субсидий и т.д.) влияет на международную торговлю посредством изменения цен экспортных (импортных) товаров, а через цены – на относительное предложение и относительный спрос на рынках мирового хозяйства. В результате этого изменяются условия торговли как для стран, активно осуществляющих внешнеторговое регулирование, так и для других стран. Изменение условий торговли приводит к изменениям потоков экспорта и импорта товаров. Изменяются вслед за этим торговый и платежный баланс и курс национальной валюты.
По мере развития мирового рынка и международной торговли последовательно формировалось четкая организация структуры мировой торговли, а принципы протекционизма постепенно сменялись принципами либерализма. Однако полного невмешательства государства во внешнюю торговлю сегодня не существует. В развитых странах внешнеэкономическая либерализация стала осуществляться в послевоенный период под эгидой ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), действующего с 1947г. Деятельность ГАТТ, подписанного изначально 23 государствами, была направлена на либерализацию условий международной торговли, устранение таможенных и других ограничений во внешнеторговой деятельности. В общей сложности по линии ГАТТ состоялось семь переговорных раундов. Переговоры в рамках ГАТТ содействовали существенному снижению таможенных тарифов. Так, в конце 1950-х годов было достигнуто соглашение о снижение тарифов на импорт в размере 25 – 30%. В 1967 – 1972 г.г. следующий раунд переговоров обеспечил снижение импортных пошлин еще на 30%.
Особо важное значение приобрел Уругвайский раунд (1985 – 1988 г.г.), в рамках которого были приняты основополагающие принципы внешнеэкономического либерализма: создание условий для справедливой конкуренции; борьба с демпингом; устранение количественных ограничений; запрет на разного рода дискриминационные, предоставление благоприятного (преференционного) режима для экспорта развивающихся стран. Данный раунд подтвердил приверженность принципам Венской (1980 г.) конвенции о развитии международной торговли. Были приняты условия, согласно которым снижение импортных пошлин до 6-8% внешнеторговой цены обеспечивало странам-участникам предоставление режима наибольшего благоприятствования в международной торговле.
СССР не принимал участия в деятельности ГАТТ. Однако в 1990г. наша страна получила статус наблюдателя. В настоящее время Россия готовится стать членом Всемирной торговой организации (ВТО), которая является правопреемником ГАТТ и объединяет 149 государств. Около трех десятков стран также стоят в очереди на вступление в ВТО. Всемирная торговая организация, действующая с 1995 г., играет ключевую роль в регулировании внешнеторгового оборота. Ее цель – обеспечить трансграничное перемещение товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости
норм регулирования внешней торговли. Характер действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что став полноправным их участником, Россия получит определенные выгоды: будет иметь более широкий доступ на мировой рынок; получит определенные выгоды: будет иметь более широкий доступ на мировой рынок; избежит дискриминации при экспорте своих товаров; станет полноправным участником международной торговли, не утратив права защищать свой внутренний рынок и интересы отечественных производителей. Но следует при этом не забывать, что вступление в ВТО приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке, а также спровоцирует рост внутренних цен на энергоносители, что несколько ослабит конкурентоспособность отечественных фирм на мировых рынках. В результате Россия может лишиться одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья. Рост цен на нефтепродукты больно ударит по сельскому хозяйству, лишив аграриев возможности применять современную высокопроизводительную технику. Кроме того, согласно правилам ВТО, должно быть отменено субсидирование сельского хозяйства, что с учетом его и без того тяжелого положения, может привести к драматическим последствиям. В незавидном положении окажутся автомобилестроение, авиационная промышленность и другие отрасли обрабатывающей промышленности.
Поэтому адаптация к новым условиям на мировых рынках после вступления России в ВТО предполагает всестороннюю и эффективную государственную поддержку структурной и территориальной перестройки экономики, а также помощь предприятиям, работающим в экстремальных климатических условиях. Государственная поддержка также должна проявляться в проведении протекционистской политики по отношению к сельскому хозяйству и еще не окрепшим перерабатывающим отраслям. Протекционистские меры потребуются до тех пор, пока отечественная продукция не будет соответствовать мировым стандартам и не окажется конкурентоспособной на внешних рынках.
Решая вопрос о вступлении России в ВТО, следует учитывать, что в результате глобализации в современном мире меняется устоявшаяся система мирохозяйственных связей: усиливаются тенденции к взаимодействию высокоразвитых и развивающихся стран, а характер правящих политических режимов все в меньшей степени влияет на эти процессы. На первый план выходят экономические интересы. Не будучи членом ВТО, Россия не сможет в полной мере использовать потенциальных преимуществ международного разделения труда и избежать существенных рисков мирового рынка. Пока они невелики, т.к. до 80% российского экспорта приходятся на сырьевые товары. Однако, когда Россия время от времени пытается поставлять на мировые рынки высокотехнологическую продукцию, конкуренты начинают активно применять дискриминационные меры. Так, для ограничения российского экспорта стали в свое время США были установлены очень высокие таможенные тарифы, а ЕС – жесткие квоты. Если в 90-х годах число дискриминационных мер по отношению к российским экспортерам составляло в среднем 13, то в 2006 г. – 123, причем, их применяли 26 стран. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ ежегодно наша страна теряет до 2,5 млрд. долл. в результате применения дискриминационных мер к отечественным экспортерам.
В то же время нельзя не учитывать главной угрозы для экономической безопасности России при вступлении в ВТО. Низкая конкурентоспособность многих отечественных производств в условиях открытости отечественного рынка для импорта может привести не только сокращению национального производства, но и к полному исчезновению ряда отраслей. Особенно в тяжелом положении могут оказаться те отрасли отечественного машиностроения, которые характеризуются неустойчивым развитием, ограниченными возможностями выхода на внешний рынок и неудовлетворительными финансовыми показателями. Для таких относительно отсталых отраслей, где еще не сложилась нормальная конкуренция, не произошла консолидация активов либерализация российского рынка при вступлении в ВТО спровоцирует падение (и даже полное закрытие) производства, что подстегнет рост безработицы в стране.
К нежелательным последствиям приведет сокращение (или даже полная отмена) пошлин на экспорт топлива и сырья из России, т.к. государство лишится значительной части своих доходов. В настоящее время высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы составляют значительную часть поступлений в федеральный бюджет. Вместе с тем они являются важным средством направления нефтегазовой продукции на внутренний рынок.
Заявку на вступление в ВТО Россия подала в июле 1995г. В настоящее время в основном уже закончены переговоры со всеми участниками ВТО о либерализации импортных пошлин, снятия таможенных барьеров для ввоза иностранной продукции на российский рынок. Однако для России принципиально важно не просто войти в ВТО, а на каких условиях наша страна станет полноправным участником Всемирной торговой организации. Эти условия не должны быть стандартными полностью и отвечает экономическим интересам нашей страны.
Международная торговля товарами функционирует на основе взаимодействия отдельных товарных рынков. Мировой рынок сегментирован по продуктовому признаку:
- торговля сельскохозяйственной продукцией;
- рынки минерального сырья;
- рынки энергоносителей (нефтяной, газовый и др.);
- рынки черных и цветных металлов;
- международный рынок электроники;
- мировой рынок вооружений (легальный и нелегальный);
- международная торговля потребительскими товарами.
Указанные товарные группы существенно различаются как по технологии производства, так и по назначению представленных в каждом сегменте товаров. Так, рынки сырьевых и топливно-энергетических товаров существенно отличаются от мировых рынков машин и оборудования. Их производство имеет капиталоемкий характер, а условия добычи сырья и энергоносителей ограничены и порою невоспроизводимы. В потребительском отношении данная продукция имеет определяющее народнохозяйственное значение, т.к. топливо и сырье составляют исходную базу для производства любого изделия. В ассортименте рынков минерального сырья и энергоносителей ведущие позиции (до 75%) занимают нефть, природный газ, нефтепродукты, каменный уголь. В международной торговле четко сформировались позиции основных групп поставщиков и потребителей топливно-сырьевой продукции. В группу поставщиков входят страны, обладающие крупными запасами минерального сырья и энергоносителей. Это, главным образом, страны Ближнего Востока, Иран, Ирак, Индия, Китай, Россия, ЮАР и др. В группу потребителей входят наиболее развитые страны: США, страны Западной Европы, Япония, Канада, Австралия.
Каждый из товарных рынков сформирован как олигополистическая структура, где доминируют насколько крупнейших фирм-производителей. На мировом рынке монополистические структуры создаются даже на уровне государств. Примером может служить международный картель ОПЕК, объединяющий ряд стран-экспортеров нефти. ОПЕК воздействует на мировые цены на нефть путем установления квот на годовую добычу. Не меньше воздействие на мировой экспорт нефти оказывают и такие страны как Россия, Норвегия, Голландия, Китай, не входящие в ОПЕК.
Иначе выглядит мировой рынок машин и оборудования. Этот сегмент мирового рынка характеризуется не только высокими темпами развития, но и постоянным качественным совершенствованием ассортимента. Характерной чертой мирового рынка машин и оборудования служит постоянное появление принципиально новых видов машин и оборудования. Это требует серьезной маркетинговой работы по рекламе, продвижению и распространению новой продукции. Большое распространение в международной торговле получили системные продажи, когда покупателям предлагаются товары с комплектующими и сопутствующими товарами. На данном рынке отмечается острейшая конкурентная борьба между поставщиками. В последние 30-40 лет торговля машинами и оборудованием в основном осуществляется в рамках соглашений о производственной или научно технической кооперации, что предопределяет международные внутри- и межотраслевые поставки деталей, узлов, комплектов машин и оборудования с обязательным послепродажным обслуживанием. Львиная доля (более 80%) объема торговли машинами и оборудованием приходится на взаимный товарообмен между странами ОЭСР. Развивающиеся страны на данном сегменте мирового рынка представлены слабо. Исключением являются новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Они поставляет на мировые рынки в основном дешевую бытовую электронику и оргтехнику.
Мировой рынок вооружений также имеет ряд особенностей. Торговля оружием позволяет экспортерам не только зарабатывать прибыль, но и воздействовать: на военно-политическую обстановку в мировом хозяйстве; на политико-экономический курс стран импортеров; наращивать стратегический потенциал своих союзников; испытывать новые образцы вооружений; обеспечивать загрузку производственных мощностей военно-промышленного комплекса. В отличие от обычной международной торговли экспорт вооружений сильно привязывает страны-импортеры к поставщикам военной продукции за счет заинтересованности в последующем сервисном обслуживании, поставках запчастей и боеприпасов, модернизации ранее приобретенных образцов и т.д. Кроме того, торговля вооружением осуществляется, как правило, на основе межгосударственных соглашений. В то же время наряду с легальными формами торговли вооружениями существует довольно значительный нелегальный рынок («серый» и «черный»). На «сером» рынке поставки оружия ведутся с ведома и одобрения правительства, но без широкой огласки, в то время как «черный» рынок представляет собой поставки вооружений и военной техники в обход существующих норм и международных соглашений.
В последнее время в международной торговле оружием заметно усиливается роль рыночных факторов. Все большее значение приобретают поставки не только готовых изделий, но и запчастей, продажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, направленных на модернизацию военной техники, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Осуществляются поставки вооружений и техники на условиях лизинга (долгосрочной аренды). Происходят изменения в геополитической направленности поставок оружия. Наиболее крупные закупки осуществляют Турция, Саудовская Аравия, Египет, Япония, Индия, Китай, Израиль, Тайвань. Ведущими экспортерами являются США, Западная Европа, Россия. На мировом рынке обычных вооружений появились новые поставщики: Украина, Казахстан и др. Расширяют военный экспорт Израиль, Южная Корея, Швеция, Австрия, Индия, Китай, Аргентина, Бразилия. Изменяются формы острейшей конкурентной борьбы на мировом рынке вооружений, решающую роль в которой играют не показатели боевой эффективности, а политические интересы, дезинформация, различные виды давления и подкупа. Безусловным лидером на данном сегменте мирового рынка по-прежнему является США. Ниша России на рынке вооружений может быть сохранена при условии сохранения и совершенствования отечественного ВПК.
Крупнейшей товарной группой на мировом рынке является сельскохозяйственное сырье и продовольствие. Основными экспортерами продовольствия выступают развитые страны Запада. Они поставляют на мировой рынок около 70% мирового экспорта зерна, до 90% молочных продуктов, 35% переработанных фруктов и овощей, около 40% переработанных мясопродуктов. Развивающиеся страны являются основными поставщиками сельскохозяйственного сырья и первичных продовольственных культур. Они поставляют на мировой рынок более 90% тропических плодов, 53% сахара – сырца, около 35% рыбы. Однако развивающимся странам приходится импортировать продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Россия также является заметным импортером на мировом продовольственном рынке. Около 20% объема российского импорта составляет продовольствие и сельскохозяйственное сырье. Россия имеет все потенциальные возможности для того, чтобы превратиться в нетто-экспортера сельскохозяйственной продукции наряду с новыми фигурами на мировых рынках, составившим конкуренцию Западу, как Китай, Бразилия, Аргентина и др.
Международная торговля товарами имеет разветвленную организацию. Основными ее структурными элементами являются:
- международные биржи, где осуществляется крупнооптовая торговля однородными сырьевыми товарами. Биржевая торговля возникла стихийно в результате специализации мировых рынков по отдельным видам продукции. В XVIII-XIX вв. биржи служили мировыми центрами торговли сырьем, сельскохозяйственной продукцией, тропическими культурами и т.д. В настоящее время число бирж сократилось с 200 до 60. Международная торговля энергоносителями также осуществляется на биржах. Крупнейшими центрами мировой нефтяной торговли являются Нью-Йоркская, Лондонская и Сингапурская биржи;
- международные аукционы, где происходит торговля дифференцированной продукцией (мехами, чаем и др. товаров). По форме своей организации аукционы чаще всего являются акционерными обществами. Продажа осуществляется крупными партиями - лотами. Например, крупнейшими центрами торговли чаем являются аукционы Калькутты, Коломбо, Лондона и др.;
- международные ярмарки, где демонстрируется различная продукция и осуществляются контракты на поставки. Хорошо известны книжные ярмарки, ярмарки товаров народного потребления и т.д. В дореволюционной России широкой известностью, например, пользовалась Нижегородская ярмарка.
- международные торги (тендер), где заключают договора по купле-продаже (контракты). Различают открытые и закрытые торги. В настоящее время тендер – это способ размещения заказов на поставки машин, оборудования, выполнения научных проектов и др. работ;
- международные салоны, где демонстрируется и торгуется продукция ВПК, авиатехника и т.п. Например, хорошо известны международные авиасалоны, функционирующие во Франции (Ле Бурже), России (Жуковский).
Кроме того, организация международной торговли может быть представлена поставками по долгосрочным контрактам – межфирменной торговлей, а также внутрифирменной торговлей между филиалами и подразделениями ТНК.
Регламентация деятельности международных товарных рынков осуществляется на основе международных соглашений, предусматривающими их дальнейшую либерализацию. В то же время на мировых рынках отмечается жесткая конкуренция между всеми участниками (субъектами) международной торговли. Мировое сообщество стремится использовать все возможные средства для сохранения конкурентного характера МТТ, т.к. это отвечает главным принципам функционирования мирового хозяйства как рыночной системы.
Регулирование международной торговли осуществляется рядом международных, региональных и национальных институтов. К числу международных организаций в области международной торговли прежде всего относятся:
- Международная торговая палата (создана в 1936 г);
- ЭКОСОС (экономический совет при ООН);
- ЮНКТАД (конференция по развитию международной торговлей);
- ВТО и др.
Региональные институты действуют в рамках интеграционных группировок (таких как ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.).
Национальные организации поддерживают внешнюю торговлю своих стран. К ним относятся внешнеторговые палаты, банки, различные внешнеторговые службы, созданные для поддержки национальных экспортеров и т.д.
Не оставляют своим вниманием внешнюю торговлю и различные монополистические образования, действующие на мировом рынке. К этой категории прежде всего относятся ТНК и такие международные монополии, как картель ОПЕК.
В целом в последние десятилетия на мировых рынках отмечаются такие тенденции:
- растущая динамизация международной торговли, когда международный обмен развивается быстрее, чем национальное производство. В последние десятилетия на 10% прироста ВМП приходилось 16% прироста мирового товарооборота;
- обострение конкуренции на мировых рынках. Крайним проявлением острейшей конкуренции на мировых рынках служат торговые войны (электронные, текстильные и др.). Накаляются торговые противоречия США, ЕС, Китая и т.д.;
- рост уровня монополизации мировой торговли. На долю ТНК приходится более 50-60% стоимости международного товарооборота;
- значительные структурные сдвиги в международной торговле товарами, проявляющиеся в снижении доли сырья в пользу готовой продукции, особенно наукоемкой;
- рост внутрифирменной торговли в рамках ТНК, и поставок по кооперации (узлов, деталей, полуфабрикатов), что делает международную торговлю более прогнозируемой и управляемой;
- либерализация внешней торговли под влиянием деятельности международных институтов. Либерализация международной торговли направлена на поиск экономических компромиссов, координацию внешнеэкономической политики в рамках идеологии глобального международного экономического порядка.
Обратим внимание на те средства и институты, которые призваны регулировать международную торговлю. Старшим международным институтом, берущий на себя функции регулирования является Международная торговая палата (МТП), созданная в 1919 г. Она объединяет торгово-промышленные палаты отдельных стран, союзы предпринимателей, действующих на ниве внешней торговли. Ее задача – содействовать развитию открытых внешнеторговых отношений между предпринимателями разных стран, защищать и развивать частное предпринимательство в сфере внешней торговли. В рамках деятельности МТП в 1980 г. была принята Венская конвенция, предложившая конкретные механизмы организации и осуществления внешнеторгового контракта. Механизм функционирования внешнеторгового контракта как типового документа, содержащего стандартные условия и принципы, ныне действует, представление в документах «Инкотермс».
Тесным образом связана с деятельностью МТП и другая представительная международная организация – Совет таможенного сотрудничества, созданная в 1952 г. Она объединяет таможенные органы 140 стран мира и разрабатывает единые принципы таможенного обложения в международной торговле. Ее главная задача гармонизация деятельности таможенных служб различных стран и таможенного законодательства. Большую роль Совет играет в разработке универсального классификатора товаров, обосновании ставок таможенных тарифов и правил ведения внешнеторговой статистики.
Большое место в организации международной торговли занимает Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная в 1964 г. Ее членами являются 190 государств. Ее главная цель – поощрение торговли прежде всего между экономически развитыми и развивающимися странами. Содействие и помощь развивающимся странам включиться самим широким образом в международную торговлю.
Деятельность отмеченных международных организаций, а также в первую очередь ВТО, выработала ряд важных принципов, на основе которых функционирует в современных условиях международная торговля.
Основополагающим принципом является режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Смысл такого режима в том, чтобы все страны в процессе международной торговли получали бы такие условия, которые могут предоставляться в двусторонних отношениях. В нем выражено равноправие всех государств, участвующих в международной торговле.
Принцип национального режима подразумевает предоставление иностранным субъектам, товарам и услугам режима аналогичного тому, который распространяется на отечественные субъекты, на отечественные товары и услуги. Отмеченный принцип дополняет и расширяет применение РНБ.
Важно также соблюдение принципа свободы транзита. Содержание указанного принципа сводится к недопущению задержек и ограничений перевозок грузов через транзитную территорию, начислений и сборов за прохождение грузов по транзитной территории. Данный принцип реализует равные возможности всех участников внешнеторгового обмена к транспортным инфраструктурам.
Еще один важный принцип осуществления международной торговли – принцип преференциального режима (ППР). Он был предложен ЮНКТАД в 1964 г. в рамках Общей системы преференций. Смысл указанной системы состоял в том, чтобы предоставить развивающимся странам льготных пониженных тарифов, а также доступа на рынки развитых стран товаров из развивающихся стран. Данный принцип получил всеобщее распространение, как выражение односторонней уступки со стороны экономически развитых стран развивающимся государствам. Тем самым были созданы условия поощрения экспорта развивающихся стран в целях ускорения темпов их социально-экономического развития.
Список литературы:
1. Абрамов В. Мировая экономика. М., 2007.
2. Богомолов Б. Мировая экономика в век глобализации. М., 2007г.
3. Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика»//Вопросы экономики, 2004, № 2.
4. Гоголева Т.Н., Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И. Международная экономика. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
5. Мельничук А. Международное технологическое разделение труда // Практика международного бизнеса, 2003, № 1.
6. Мировая экономика: основы внешнеэкономической деятельности. Учебник для вузов. Под редакцией проф. Шуркалина А.К. М., 2009.
7. Мировая экономика. Учебник. /Под ред. д.э.н., проф. А.С. Булатова. М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2007.
8. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ч. 1. /Под ред. член-корр. РАН, д.э.н., проф. Р.И. Хасбулатова, М.: ГАРДАРИКИ, 2006.
9. Ревенко Л. Мировой рынок продовольствия в эпоху «генной революции». М., 2002г.
10. Международные экономические отношения. Под ред. Рыбалкина И. М., 2008 г.
11. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. Сб./Росстат. – М., 2006.
12. Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.,
13. Халова Г., Полаева Г. Мировая экономика. Учебно-методическое пособие. Часть 1. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2007.
14. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. М.: МИРБИС, 2006.
15. http://www.gks.ru
16. http://www.oecd.org
17. http://www.report.ru