Региональные особенности, влияющие на рынок труда
Нижегородская область имеет выгодное экономико-географическое положение, так как находится в центре Европейской части России на пересечении транспортных коридоров с севера на юг и с запада на восток. Область является одной из самых больших по территории (76,6 тыс. км2.) в Европейской части Российской Федерации, входит в состав Волго-Вятского экономического района, является центром Приволжского Федерального округа. Центральность Нижегородской области и наличие города - миллионера делает схожим её экономико-географическое положение с московским.
На северо-западе она граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге - с республикой Мордовия, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями.
Нижегородская область находится в месте слияния двух рек - Волги и Оки, связывающих через систему межбассейновых каналов Нижний Новгород со всеми морями, омывающими Россию, с Москвой и Санкт - Петербургом. Это делает область расположенной на общеевропейском перспективном водном кольце через Рейн и Дунай. Вместе с тем положение территории на крупных реках исторически сформировало производственную специализацию Нижегородской области, а, следовательно, и профессиональный состав занятого населения (традиционно речники, судостроители), а с развитием автомобилестроения и авиастроения и другие специальности, связанные с транспортом.
В области создана высокоразвитая транспортная инфраструктура, связывающая её с любыми регионами России, СНГ и зарубежными странами. По территории области проходят свыше 13 тысяч км. автомобильных дорог общего пользования (плотность их сети в Нижегородской области в 3,7 раза превышает средние показатели по России), 1300 км железных дорог (плотность их сети в регионе в 3,3 раза выше среднероссийских показателей), почти 1000 км водных судоходных путей. В областном центре размещен международный аэропорт, из которого регулярно осуществляются рейсы авиакомпании «Люфтганза». До Нижнего Новгорода продлен Второй Европейский транспортный коридор (Берлин - Варшава - Минск - Москва). Таким образом, существует возможность доставки в регион грузов по железным и автомобильным дорогам, речным и воздушным транспортом. Вместе с тем такое транспортно - географическое положение способствует экономическому развитию области и облегчает передвижение рабочей силы, как из соседних регионов, так и внутри её и делает региональный рынок труда Нижегородской области похожим на столичный.
Выгоды транспортного положения возрастают благодаря нефте - и газопроводам, ЛЭП. Это сформировало специализацию региона - нефтехимия, энергоемкие производства и повлияло на специализацию рабочих кадров (нефтехимики).
Особую роль играет близость Нижегородской области к Москве. Соседство со столицей способствует экспансии московского капитала в область, увеличению инвестиций в её экономику, а, следовательно, и росту рабочих мест, что, безусловно, влияет на развитие рынка труда.
Конкурентным преимуществом региона являются весьма низкие затраты на ведения бизнеса: расходы на оплату персонала, издержки по аренде офисных и жилых зданий, которые значительно ниже по сравнению с Москвой и Санкт- Петербургом.
Выгодное экономико-географическое положение способствовало становлению Нижнего Новгорода как крупнейшего торгового центра. В 1816 году была открыта Нижегородская ярмарка. Для развития экономики региона большее значение имело соседство зерновых, лесных регионов - поставщиков сырья и товаров для Нижегородской ярмарки. Она просуществовала до 1931 года и возобновила свою деятельность в 1991 году после 60-тилетнего перерыва. Проведение тематических выставок с приглашением ведущих зарубежных фирм способствует расширению экономических связей региона и его выходу на мировой рынок, привлечению международной рабочей силы. Здесь проводятся регулярно ярмарки вакансий.