Допуск к итоговой государственной аттестации
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Профиль подготовки
Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
Степень выпускника
Бакалавр
Москва, 2016 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Аннотация
Учебно-методический комплекс итоговой государственной аттестации (УМК ИГА) подготовлен для бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.02 Менеджмент профиля Маркетинг всех форм обучения с учетом требований к обязательному минимуму базовых знаний, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Он включает в себя организационно-методическую часть, тематику, отражающую основное содержание общих и специальных дисциплин, выносимых на экзамен, примерный перечень экзаменационных вопросов и список литературы.
Используя данный комплекс, студенты смогут в сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные ими в процессе обучения в университете, сосредоточить свое внимание на основных понятиях, сформулировать примерную структуру ответов на экзаменационные вопросы.
Сведения об авторе
Бурыкин Евгений Сергеевич
Кандидат экономических наук
доцент кафедры Менеджмента и маркетинга
НОУ ВПО «Московский университет им. С.Ю. Витте
В 2003 году окончил Волгоградский государственный университет по специальности «Мировая экономика».
В 2006 году окончил аспирантуру и в 2007 году защитил диссертационное исследование на тему «Формирование механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации».
В течение многих лет спектр научных интересов сводится к изучению современных тенденций управления маркетингом и организации маркетинговой службы на предприятии.
Общий стаж научной и педагогической деятельности составляет 10 лет.
С сентября 2007 года работает доцентом кафедры «Менеджмент и маркетинг» НОУ ВПО «Московский университет им. С.Ю. Витте».
По результатам научных исследований опубликовано более 30 научных и методических материалов, в том числе учебники по маркетингу и менеджменту (в соавторстве).
Общие положения об итоговой государственной аттестации.
1.3.1. Цели и задачи итоговой государственной аттестации
Целью итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг» является установление уровня подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
К государственным аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной (итоговой) аттестации, допускается лицо, завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг».
Выпускнику, успешно прошедшему все установленные виды государственных аттестационных испытаний, входящих в государственную (итоговую) аттестацию, присваивается степень бакалавра менеджмента и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Программа итоговой государственной аттестации бакалавров составлена в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 Менеджмент, приказом Минобрнауки России «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» и положением о выпускной квалификационной (дипломной) работе (далее – ВКР) студентов Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московскийуниверситет им. С.Ю. Витте» (далее – НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте»).
1.3.2. Место итоговой государственной аттестации в структуре ООП
Итоговая государственная аттестация предусмотрена основной образовательной программой (далее ООП) НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте» по направлению 38.03.02 Менеджмент, профиль «Маркетинг».
Место итоговой государственной аттестации в структуре ООП определяется установлением уровня подготовленности выпускника в соответствии с областью профессиональной деятельности (объектами, задачами и видами профессиональной деятельности) и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО).
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг» включает:
- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;
- органы государственного и муниципального управления;
- структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и муниципального управления.
Бакалавр по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- организационно-управленческая;
- информационно-аналитическая;
- предпринимательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Бакалавр по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
организационно-управленческая деятельность:
- участие в разработке и реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой);
- участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации;
- планирование деятельности организации и подразделений;
- формирование организационной и управленческой структуры организаций;
- организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ;
- разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);
- контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;
- мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей;
информационно-аналитическая деятельность:
- сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений;
- построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
- создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
- оценка эффективности проектов;
- подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
- оценка эффективности управленческих решений;
предпринимательская деятельность:
- разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;
- организация предпринимательской деятельности.
1.3.3. Требования ФГОС ВПО к уровню профессиональной подготовки выпускника
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
организационно-управленческая деятельность:
знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);
способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);
готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);
способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);
владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);
способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);
способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);
способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);
способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);
способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);
владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);
готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);
способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);
готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);
владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);
способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);
владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);
способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);
знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);
информационно-аналитическая деятельность:
способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);
умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);
умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);
умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);
способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);
владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);
способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);
способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);
способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);
способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);
способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);
владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);
пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);
способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);
предпринимательская деятельность:
умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);
способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);
способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).
1.3.4. Виды итоговых аттестационных испытаний
Итоговая государственная аттестация бакалавра по направлению 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг» включает следующие виды итоговых государственных аттестационных испытаний:
итоговый междисциплинарный экзамен по направлению;
защита выпускной квалификационной работы (ВКР).
К итоговой государственной аттестации допускается лицо, завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент профиля «Маркетинг», и не имеющее академических задолженностей.
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы.
Итоговый междисциплинарный экзамен и выпускная квалификационная работа не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательной программы на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.
Допуск к итоговой государственной аттестации
1.4.1. Порядок допуска к ИГА
К ИГА допускаются лица, завершившие полный курс теоретического обучения по основной профессиональной образовательной программе, успешно прошедшие все соответствующие аттестационные испытания и виды практик, предусмотренные учебным планом, а также успешно завершившие подготовку ВКР. Студенты, не завершившие подготовку ВКР к ИГА не допускаются.
К защите ВКР допускаются студенты, успешно прошедшие все предшествующие виды итоговых аттестационных испытаний (итоговый междисциплинарный экзамен).
В комиссии по видам ИГА представляются следующие документы:
– макет приложения к диплому;
– зачетная книжка студента;
– ведомость группы для ИГА;
дополнительно для защиты ВКР:
– выпускная квалификационная работа;
– отзыв руководителя на ВКР;
– рецензия на ВКР.
По результатам рассмотрения ВКР руководитель пишет отзыв и, при соответствии требованиям, предъявляемым к написанию работы, ставит свою визу на титульном листе ВКР.
Заведующий кафедрой рассматривает завершенную работу и, не позднее чем за две недели до начала ИГА, решает вопрос о допуске студента к ее защите. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает представленную работу, тем самым допуская ее к защите.