Бюджетно-налоговая политика государства
Финансы– это экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Функции:
Ø Распределительная. Через нее реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого хозяйствующего субъекта необходимыми ему финансовыми ресурсами, формируются: доходы, накопления и отчисления. Также, образуются денежные фонды целевого назначения, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.
Ø Контрольная. Через эту функцию проявляется способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса и контролировать складывающиеся стоимостные пропорции. Проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам по их целевому назначению.
Ø Стимулирующая. Проявляется в финансовых стимулах, под которыми понимаются приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, в том числе бюджетные стимулы, налогооблагаемые
Финансовая система – является неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Охватывает многочисленные институты государственных и частных финансов, действующих в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.
Различают финансы:
- Предприятий. Это совокупность финансовых связей между юр.лицами, между юр.лицом и государством, между юр. и физ.лицом.
- Населения. Доходную часть населения образуют доходы семей, а расходную - различные виды расходов.
- Государственный бюджет. Это основной показатель экономических возможностей и устойчивости государства за счет гос. финансов решаются такие программы как: защита окр. среды, создание земельного кадастра, а также соц. вопросы: помощь инвалидам и ветеринарам.
Внебюджетные фонды - это денежные средства, имеющие целевое назначение. Они не всегда включаются в состав бюджета, но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Эти фонды создаются за счет специальных налогов, займов, субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.
Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты субъектов федерации, штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, органов правопорядка, суда и прокуратуры, а также на социально-культурные нужды и поддержание экономического равновесия.
Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
2. Политика доходов и расходов.
Все бюджеты состоят из доходной и расходной части.
Гос. доходы – исчисленные в денежной форме доходы государства, за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты, услуг гос. аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи.
Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе, полностью или частично за соответствующими бюджетами.
Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов или в местные бюджеты на очередной финансовый год.
Гос. расходы – денежные затраты государства, состоявшие из закупок товаров, услуг и трансфертов.
Расходы Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия , субсидии бюджетам местных властей на эти цели |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов , полиции, юстиции и протч. |
Платежи по государственному долгу |
Доходы |
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. |
Налог- это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления го Чрезвычайно важно помнить, что налоги - это платежи, не предполагающие встречного исполнения обязательств за какую-либо услугу. Безэквивалентность налога не означает, что налогоплательщик вовсе не получит каких-либо благ от государства. Подобная компенсация может быть в форме организации государством бесплатного обучения, медицинской помощи и т.д. Он может взиматься только на установленных законодательством основаниях.
Прямые - это налоги на доход или имущество налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Косвенные налоги включают акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, таможенные пошлины.