Производственная программа предприятия
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения»
___________
Кафедра «Экономика транспорта»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Задания и методические указания к курсовому проекту
по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
для студентов направления «Экономика»
По профилю ЭБТ, ЭББ, МПБ
Санкт-Петербург
ПГУПС
Введение
Одно из центральных мест в современной экономической науке занимает обширный раздел знаний, который рассматривает дисциплина "Экономика предприятия (организации)". Этот раздел знаний (научно-методологическое направление) взаимосвязан с такими дисциплинами, как "Бухгалтерский учет", "Маркетинг", "Производственный, финансовый, инновационный и инвестиционный менеджмент" и др., направленных на совершенствование и повышение экономической эффективности производства и других сфер деятельности предприятия. Специалист должен в совершенстве владеть всем инструментарием соответствующего научно-методологического направления, которое начинается с изучения дисциплины "Экономика предприятия (организации)" и студентам необходимо стремиться к ее наиболее полному и глубокому освоению.
Рассматривая взаимосвязь реальных процессов планирования и управления промышленными предприятиями с настоящим курсовым проектом, последний удобно представить в качестве укрупненного производственно-финансового плана-прогноза организации работы предприятия на текущий и плановый период, который затем будет являться основой для дальнейших этапов более глубокого анализа и управления совершенствованием различных аспектов его деятельности.
Задачей курсового проектирования является дать студентам практические навыки по производственно-финансовому планированию работы промышленного предприятия. Учитывая, что время на выполнение проекта ограничено, в курсовой проект внесен ряд упрощений относительно полноты моделирования деятельности предприятия и глубины ее анализа и оценки.
Излагается методика планирования показателей производственно-финансового плана промышленного предприятия.
Предназначены для студентов направления «Экономика» по профилю ЭБТ, ЭББ, МПБ, изучающих дисциплину "Экономика предприятий (организаций)".
Общие указания
План-прогноз производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия разрабатывается: на базисный и плановый периоды, соответственно I и II период.
Курсовая работа предусматривает расчет показателей годового плана, включая следующие разделы:
– производственная программа,
– материально-техническое обеспечение;
– труд и заработная плата;
– издержки и себестоимость продукции;
– финансовый план.
Каждый раздел завершается заполнением соответствующих таблиц и необходимыми пояснениями.
Цель курсовой работы – оценить экономическую эффективность производственно-финансовой деятельности промышленного предприятия в текущем и стратегическом периоде.
Задание к курсовой работе содержит как общие, так и индивидуальные для каждого варианта исходные данные, которые выбираются по номеру варианта и начальной букве фамилии студента и представлены в табл. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, а также в тексте курсового проекта.
Вариант курсового проекта задается студенту очной формы обучения в соответствии со своим порядковым номером в журнале и начальной букве фамилии студента. Для заочной формы обучения номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра и начальной букве фамилии студента, если они в интервале 1–10, начиная с шифра 11 и более вариант принимается по сумме этих двух цифр. (Например, для шифра 12, выполняется 3 вариант (1 + 2 = 3)).
В связи с инфляционными процессами стоимостные показатели считать условными.
Пояснительная записка к курсовому проекту должна включать следующее:
1) исходные данные по варианту;
2) введение;
3) оформленные расчёты составляющих и конечных показателей в заданной последовательности;
4) заключение;
5) список использованной литературы.
Годовой технико-экономический план обычно содержит следующие разделы:
· основная деятельность – производство и реализация продукции (производственная программа);
· капитальные вложения;
· капитальный ремонт;
· инновационная и научно-техническая деятельность;
· материально-техническое обеспечение;
· труд и заработная плата;
· издержки и себестоимость;
· финансовый план. На основе данного раздела плана составляется платежный баланс.
В целом перспективное, текущее и оперативное и бизнес-планирование должны быть взаимосвязаны, и образовывать единую систему. Только в этом случае план будет оптимальным, экономичным и стабильным.
Основными задачами, которые предстоит решить при составлении финансового плана являются: нахождение базовых показателей выручки, затрат, прибыли, выбор оптимального варианта финансовой деятельности предприятия, определение суммы расходов и себестоимости продукции, плана прибыли и затрат, общая оценка и рекомендации к составленному плану прогнозу.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРИЯТИЯ
Планирование производства продукции (производственной программы) является частью, как перспективного, так и текущего планирования предприятия.
Прогнозирование объема продаж является основой для планирования производственной программы.
Производственная программа, представляет собой перечень и количество выпускаемой продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) на предприятии. Она устанавливает объём производства и реализации продукции в натуральных и денежных единицах.
В производственном плане определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить в производство, с тем, чтобы обеспечить планируемые продажи. На его основе определяются потребности товарно-материальных ресурсов необходимых для производства продукции.
Составляется объем продаж на основе прогнозов объемов продаж в натуральном выражении и ожидаемых цен на товары (работы, услуги). Расчеты этих показателей являются задачами плана маркетинга, поэтому в данной курсовой работе они не определяются, а задаются частично в соответствии с табл. 1.1 и 1,2 по вариантам (см. Приложение). План объема продаж объединен с планом производства, который учитывает запасы (остатки) продукции на начало и конец периода (года) в денежном выражении – табл. 1.1. При этом предполагается, что не все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов не оптимальна.
Промышленная продукция предприятия в стоимостном измерении выражается объёмом товарной и реализованной продукции.
Товарная продукция (ТП)–это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, выполненных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону.
В объем товарной продукции включается:
· стоимость готовых изделий;
· стоимость полуфабрикатов своего производства для поставок на сторону и для собственного капитального строительства и непромышленного хозяйств;
· стоимость нестандартного оборудования собственного производства реализуемого на сторону;
· стоимость работ и услуг промышленного характера по заказам со стороны.
Объем товарной продукцииявляется основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции.
Таким образом, товарная продукция предприятия включает производство продукции в разрезе номенклатуры, а так же производство товаров народного потребления. Производство изделий является основной продукцией предприятия, а выпуск товаров народного потребления и оказание услуг другим предприятиям неосновной.
Реализованная продукция (РП)характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок и подлежащей оплате потребителями.
РП = Он + ТП – Ок,
где ТП – объем товарной продукции;
Он и Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец периода.
Объем реализованной продукции рассчитывается исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов торговых наценок и сбытовых скидок. На основе показателя объема реализованной продукции рассчитывается ее полная себестоимость и прибыль от реализации.
План-прогноз производства и реализации продукции промышленного предприятия разрабатывается по форме табл. 2.1. Для первого периода показатели товарной и реализованной продукции рассчитываются на основе данных табл. 1.1 и 1.2. Для второго периода используются данные табл. 1.4.
Таблица 2.1
Годовой план прогноз производства и реализации продукции
Продукция | Единица измерения | Количество | Стоимость объема продукции | |||
I период | II период | |||||
единицы, тыс. руб. | годового объёма, млн. руб. | единицы, тыс. руб. | годового объёма млн. руб. | |||
1. Производство продукции: А Б С Д | тыс. шт. | |||||
2. Производство товаров народного потребления | млн. руб. | – | – | |||
3. Оказание услуг другим предприятиям | млн. руб. | – | – | |||
Товарная продукция предприятия | млн. руб. | – | – | |||
4. Остатки готовой продукции на складе на начало года на конец года | млн. руб. | – – | – – | |||
Реализованная продукция | млн. руб. | – | – |