Что изучает теория микроэкономики
Теория микроэкономики является одним из разделов экономической теории.
Изучение проблем микроэкономики началось еще в период возникновения классической экономической теории в конце XVII - XVIII вв., особенно после опубликования шотландским экономистом Адамом Смитом (1723-1790 гг.) в 1776 году книги "Исследование о природе и причинах богатства народов". В ней рассматривались проблемы разделения труда, деятельности экономических субъектов ("экономического человека"), образования стоимости и цены, возникновения денег, производительного и непроизводительного труда, обосновывалась идея либерализма и минимального вмешательства государства в экономику, защищалась идея саморегулирующегося рыночного хозяйства на основе свободных цен.
Понятие "микроэкономика" происходит от греческого слова micros - малый, отсюда микроэкономика предусматривает изучение относительно маломасштабных экономических процессов, в основном деятельности предприятий (фирм) в рыночных условиях с учетом потребительского спроса и предпринимательского предложения.
Микроэкономика появилась в рамкахмаржинализма –теории, основанной на анализе предельных, маржинальных величин. Появлению маржинализма в 70-е годы XIX века способствовал ряд причин.
Во-первых, в это время происходит бурное развитие экономики капиталистических западноевропейских государств, вызванное промышленной революцией. Уже существуют и продолжают развиваться различные формы предпринимательских структур и их объединений (тресты, синдикаты и т.п.). Таким образом, потребность практики предпринимательства настоятельно требовала разработки стройной научной теории фирмы. Которая бы помогла ответить на вопросы: как рациональнее организовать предпринимательскую деятельность, сократить издержки производства и обращения, максимизировать прибыль и др.
Во-вторых, это время характеризуется появлением и расширением так называемого слоя рантье(людей, живущих за счет процентов от собственного капитала). Именно они, обладавшие свободным временем и достаточными средствами, стали представлять значительный слой людей, для которых большое значение имело потребление – разнообразие, высокое качество и изысканность материальных благ и услуг. Поэтому перед производителями встал вопрос: как лучше изучить потребности потребителей, с тем, что бы удовлетворяя их, получать высокие прибыли. То есть появляется потребность в разработке теории потребительского поведения.
В-третьих, очень популярной в это время в Европе стала марксистская политэкономия. Которая, в частности, считала одним их источников прибыли капиталиста эксплуатацию наемных работников и призывала к классовой борьбе и т.д. Марксизм очень пугал крупных собственников, владельцев предприятий и капитала, поэтому требовалась какая-либо альтернатива марксизму, в качестве которой и выступил маржинализм.
В центре внимания микроэкономики находятся процессы, связанные с деятельностью производителей и потребителей в отношении продаж и покупок, что отражается на объемах производства с учетом потребностей, цен, затрат, получаемых фирмами или отдельными частными производителями доходов. Поведение рыночных субъектов рассматривается как отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления. В определенной степени в микроэкономике затрагиваются и отношения хозяйствующих субъектов с государством, его экономической деятельностью.
Микроэкономика одновременно является основой для обобщений и анализа макроэкономических процессов на народнохозяйственном уровне. Образно говоря, микроэкономика - это как бы отдельные деревья в лесу, существующие по своим природным законам, а макроэкономика - лес в целом. Для его жизни также характерны свои процессы и законы.
Изучение микроэкономики имеет очень большое значение для подготовки специалистов для всех областей экономики. Как и вся экономическая теория, микроэкономика является фундаментом для изучения последующих экономических дисциплин учебного плана:
история экономических учений, экономико-математические методы и модели,экономика организаций (предприятий), экономика и социология труда, менеджмент, маркетинг, мировая экономика, бухгалтерский учет, экономический анализ, внешнеэкономическая деятельность предприятия, теория экономики переходного периода, ценообразование, прогнозирование и планирование в условиях рынка, оценка бизнеса, теория конъюнктуроведения, финансы организаций (предприятий) и др.
Тема 1. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ
РАВНОВЕСИЕ.
1.1. Спрос: сущность понятия, величина спроса, закон и кривая спроса.
1.2. Предложение: понятие, величина, закон и кривая предложения.
1.3. Эластичность спроса и предложения.
1.4. Проблема установления рыночного равновесия.
1.1. Спрос: сущность понятия, величина спроса, закон
И кривая спроса.
Среди фундаментальных понятий рыночной экономики в микроэкономике в первую очередь выделяют спрос, потребительский выбор, полезность, издержки и предложение.
В определенной степени эти понятия уже затрагивались в части I "Введение в экономику". Эти понятия в микроэкономике более широко рассматриваются в связи с издержками и доходом фирмы как элементами рыночного механизма.
Спрос - это желание и возможность покупателей приобрести имеющийся на рынке товар. Если желание или возможность отсутствуют, отсутствует и спрос. Спрос еще можно охарактеризовать как платежеспособную потребность. Принято обозначать спрос английской буквой D (англ. demand - спрос).
Спрос характеризуется его величиной (или объемом), означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Величина спроса обозначается Qd .
В рыночных условиях действует закон спроса (англ. law of demand), суть которого следующая: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара;
и, наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар.
Зависимость между ценой товара и спросом на него можно представить функциональным, графическим и табличным способами.
Функциональная зависимость между объемом спроса Qd и ценой P (англ. price) может быть также представлена в аналитической форме, т.е. в виде формулы
Qd = f (P),
т.е. величина спроса является функцией от цены товара.
Или Qd = a + b ∙P, если зависимость носит линейный характер.
Табличный способ.
Например, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме при различных уровнях цен.
Таблица 4. Условный пример связи размера спроса на колбасу
С ее ценой.
Р цена, руб./кг | Qd объем спроса, кг |
Графически зависимость между ценой и спросом может быть отображена следующим образом: (см.рис.10).
Р
Q
Рис. 10. Кривая спроса
Кривая спроса – это кривая, показывающая, какое количество блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
При снижении цены потребитель захочет приобрести больше товара или услуг, одновременно при этом дешевеют и другие товары и услуги.
Изменение цены вызывает движение вдоль кривой спроса.
Действие закона спроса во многом объясняется эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.
Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Таким образом, ценовой фактор является важнейшим, но не единственным, влияющим на спрос. Объем и структура спроса зависят также от других - неценовых факторов. К неценовым факторам относятся
· доходы потребителей и их изменения,
· структура населения и ее изменения (возрастная, половая, национальная, религиозная, профессиональная и др. структура населения),
· мода,
· вкусы и привычки потребителей,
· изменения цен на товары-заменители, сопутствующие товары,
· общее число покупателей или размер рынка,
· ожидания покупателей, включая инфляционные,
· прочие факторы.
Изменение неценовых факторов ведет к сдвигу кривой спроса вправо или влево. Например, произошло увеличение доходов потребителей и, соответственно, спроса. В результате этого кривая спроса сместится вправо и вверх. Это означает, что при тех же ценах потребители смогут покупать большее количество товара - Qd.
Закон спроса не является универсальным. Его действие ограниченов следующих случаях:
n при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
n для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
n при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок на персональные компьютеры; снижение цен на первые не вызовет роста спроса на них.).
В экономической теории принято различать индивидуальныйспрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т.е. суммарный спрос всех покупателей на данном рынке, а также совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и покупаемые товары.
2.2. Предложение: понятие, величина, закон и кривая предложения.
Предложение - это желание и способность производителя (продавца) предложить к продаже свои товары.
Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может продать по данной цене в определенный период времени.
Принято обозначать предложение через s (англ. supply).
Закон предложения - при прочих равных условиях объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар. Зависимость между ценой товара и его предложением можно представить функциональным, графическим и табличным способами.
В аналитической форме предложение может быть представлено как функция от цены:
Qs= f(P) или Qs= a + b∙ P.
Рис.11 . Кривая предложения
Последнее уравнение указывает на существование прямой зависимости между ценой товара и его предложением.
В таких условиях кривая предложения будет выглядеть следующим образом:
С ростом цены наращивание предложения от точки А к точке Б характеризует действие закона предложения и действие главного ценового фактора роста предложения.
К неценовым факторам предложения относятся:
· технические возможности производителя, характер применяемой технологии, технические нововведения,
· изменение издержек фирмы,
· налоги и дотации,
· выход на рынок новых фирм с увеличением предложения вне зависимости от цен,
· изменение цен на другие товары, что обусловливает перелив капитала в смежные отрасли,
· природные катастрофы, войны и т.п.
И вновь, как в случае со спросом, необходимо различать движение по кривой спроса и смещение самой этой кривой. При изменении цены данного товара происходит изменение величины предложения. Изменение же любого неценового фактора выражается сдвигом всей кривой предложения вправо или влево.