Роль тары и упаковки в рациональной организации торговых... ________273
например в случае крупных закупок продуктов из других регионов страны или из-за рубежа — тот же сахар-песок, соль, крупы и т. д. (естественно, на коммерческой основе).
Фасовкой плодоовощной продукции могут заниматься сами хозяйства в местах закладки на хранение, особенно в зимний период.
Очевидно, в каждом регионе (городе, области), учитывая местные условия, должен быть разработан и согласован с заинтересованными сторонами план мероприятий, охватывающий решение следующих вопросов: а) кто, какие товары, в каком объеме должен фасовать;
б) в каких дозировках должны расфасовываться отдельные товары;
в) в каком направлении должны совершенствоваться методы фасовки и упаковки товаров. Если на первые два вопроса ответы должны быть даны по результатам соответствующих региональных исследований, то по третьему вопросу можно достаточно широко использовать зарубежный опыт. ,
Так, например, в настоящее время за рубежом применяются следующие методы фасовки:
1. Весовая фасовка с вариантами: а) стандартного веса и цены упаковочной дозировки; б) индивидуального веса и цены каждого пакета. Первый вид фасовки преимущественно используется для сыпучих товаров, второй — для штучных, нарезанных и цельно-кусковых товаров.
2. Объемная фасовка по сыпучим товарам со стандартным весом каждой фасовки. В Германии утверждены стандарты на объемную фасовку круп, сахарного песка и других бакалейных това-
i ров. Фасовка их производится в стандартную картонную упаков-
ку, единую по объему для всех товаров.
3. Поштучная глазомерная сортировка дешевых товаров (кочанной капусты, корнеплодов) с установлением единой поштучной цены за равную по размеру единицу товара.
4. Поштучная фасовка. В данном виде фасовки в упаковку помещается комплект близких по среднему весу единиц товара.
Рациональное использование всех перечисленных методов позволяет добиваться значительного сокращения трудовых и материальных затрат по фасовке товаров. Например, более широкое распространение должна получить поштучная фасовка ряда товаров. Этот вид фасовки целесообразно применять при упаковке всех видов конфет (кроме ^ обсыпных) с применением автоматических линий. Весовую фасовку можно сохранить только для конфет, идущих в продажу без обертки.
Поштучная фасовка с применением средств малой механизации может использоваться для мучных кондитерских изделий (всех видов бараночных изделий, пряников, сухарей, пирожных). Для экономии упаковочных материалов бараночные изделия могут поштучно расфасовываться в связки.
Необходимо внести изменения в фасовку картофеля и овощей. В настоящее время картофель фасуется отвесами по 3 кг в пакеты из крафт-бумаги и полиэтилена. Пакеты из крафт-бумаги не обладают достаточной прочностью, рвутся при укладке в транспортную тару и при отборке их покупателями. Полиэтиленовые пакеты удорожают на 10-20% упакованный в них картофель. Попытка превратить их в многооборотную тару не дала положительных результатов. К тому же картофель «не дышит» в такой упаковке, увеличиваются товарные потери.
Кроме того, из-за недостатка крафт-бумаги и полиэтиленовой пленки экономически целесообразным является переход на фасовку картофеля в многооборотную тару из пластмассы или жести емкостью в 3 и 5 кг. Применение такой тары позволит отказаться от весовой и перейти к объемной фасовке картофеля.
В Санкт-Петербургском торгово-экономическом институте была проведена проверка колебаний в весе одной упаковки картофеля при объемной фасовке. Эти колебания оказались незначительными и имели ярко выраженную зависимость: по мелкому картофелю колебания были в сторону превышения, а по крупному в сторону снижения. Так как отходы по крупному картофелю при чистке меньше, эти колебания в весе не нарушат интересов населения. Переход же на объемную упаковку создаст возможность доставки в магазины в летнее и осеннее время расфасованного в многооборотную тару картофеля транзитом из хозяйств, минуя плодоовощные базы.
При продаже свежей капусты и корнеплодов целесообразно перейти на штучную торговлю на основе глазомерной сортировки. Качественные плотные кочаны капусты должны сортироваться по трем размерам (большой, средний, малый) с интервалами между размерами, исключающими возможность их пересортицы в процессе транспортировки и реализации. Промежуточные размеры кочанов, рыхлые кочаны могут по весу сдаваться в предприятия общественного питания и в переработку.
Глазомерная сортировка с последующей продажей по единой цене рекомендуется и для корнеплодов. Проведенные исследования по глазомерной сортировке свеклы и моркови показали, что в ценностном выражении колебания в стоимости между корнеплодами одного размера не превышают 2-3%.
Организация тарооборота
Накопленный опыт у нас и за рубежом показывает, что оборудование высокопроизводительных линий по фасовке и упаковке продуктов питания должно быть увязано с производством соответствующих упаковочных материалов, в основном из полимерных пленок, обладающих необходимыми химическими и физическими свойствами. Для этой цели существует промышленность, изготовляющая все виды упаковки с учетом параметров различных видов фасовочных машин. Такой способ позволяет максимально перевести фасовку продуктов питания на индустриальную основу, снизив трудовые и материальные затраты на выполнение этой операции.
Говоря о российском рынке, необходимо учитывать и его сегодняшние реалии и перспективы. Сегодня необходимо учитывать общий невысокий уровень покупательской способности населения. Какая-то часть покупателей, очевидно, ориентирована на покупку нефасованных товаров как более дешевых. Часть покупателей в силу ряда причин (социального и экономического характера) предпочитает более мелкую фасовку, другие — более крупную. Одни предпочитают традиционные упаковочные материалы, для других это вообще не имеет значения и т. д.
В перспективе планируется ввод новых высокопроизводительных фасовочных и упаковочных агрегатов и линий, способных удовлетворять возрастающие потребности населения в современных формах предложения товаров.
Организация тарооборота
В целях,рационального использования, обеспечения сохранности и содержания тары в исправном состоянии необходимо:
• организовать надлежащее хранение всех видов тары как порожней, так и считающейся материальными ценностями;
• обеспечивать своевременную сдачу тары поставщикам, таросо-бирающим и тароремонтным предприятиям;
• взыскивать с лиц, виновных в недостаче, порче или уничтожении тары, стоимость ущерба в соответствии с действующим законодательством;
• установить перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск тары со складов, а также давать разрешения на ее вывоз с предприятия, либо возложить эти обязанности на должностных лиц, которым предоставлено право подписи документов на получение и отпуск материальных ценностей.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Исключение составляют товары, которые по своему характеру не требуют затаривания. От затаривания и (или) упаковки освобождаются, как правило, товары, отгружаемые покупателю в контейнерах.
Стороны вправе определить в договоре требования, которые предъявляются к таре и упаковке, путем перечисления таких требований либо путем указания государственного стандарта, стандарта предприятия и иных нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования, которым должна отвечать тара и упаковка соответствующего товара.
При отсутствии в договоре требований к таре и упаковке, определенных сторонами одним из упомянутых выше способов, продавец осуществляет передачу товара в обычной для него таре и упаковке. При этом применяется тара, обеспечивающая сохранность товара.
Для оформления приемки и оприходования тары, а также упаковочных материалов, полученных при распаковке товаров, когда они не показываются отдельно в счетах поставщика и их стоимость включена в цену товара, применяется Акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма № ТОРГ-5). Акт составляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально ответственного лица.
Для учета движения товарно-материальных ценностей (товара, тары) внутри организации, между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма № ТОРГ-13).
Накладная составляется в 2 экземплярах материальноответствен-ным лицом структурного подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр служит сдающему подразделению основанием для списания товарно-материальных ценностей, а второй — принимающему подразделению для оприходования ценностей.
Заполненный документ подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения товарно-материальных ценностей.
Тара под продукцией (товарами) совершает однократный или многократный оборот. Условиями поставки продукции (товаров) предусмотрены виды многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции (товаров).
Учет движения тары ведется бухгалтерией в количественном и денежном выражении по складам или другим местам хранения, по
♦