Пример 4. Рассчитать сумму скидки товара. Если количество приобретенного товара более 3 шт., то сумма скидки составляет 10 %.
Методические указания.
1. Рассчитать Суммуприобретенного товара:
1.1. в ячейке D3 создать формулу: =В3*С3;
1.2. используя маркер заполнения скопировать формулу до конца вычислений;
2. Рассчитать Сумму скидкиприобретенного товара:
2.1. в ячейке Е3 создать формулу: =Если(В3>3;D3*0,1;0)
Для этого выполните команды: Вставка – функция - выбрать категорию Логические - ЕСЛИ – ОК. Заполнить окно диалога по образцу.
2.2. используя маркер заполнения скопировать формулу до конца вычислений.
3. Рассчитать Сумму с учетом скидки:
3.1. в ячейке F3 создать формулу: = D3-E3;
3.2. используя маркер заполнения скопировать формулу до конца вычислений.
Пример №5. Рассчитать сумму скидки товара. Если количество приобретенного товара больше 3 шт., то сумма скидки составляет 10 %. Если количество приобретенного товара больше 10 шт., то сумма скидки - 15%.
Методические указания.
1. Рассчитать Сумму скидкиприобретенного товара:
1.1. в ячейке Е3 создать формулу: =Если(В3<=3;0;Если(В3>10;D3*0,15;D3*0,1))
1.2. используя маркер заполнения скопировать формулу до конца вычислений.
Пример №6. Рассчитать сумму скидки товара. Если покупатель приобрел больше 3 дверей, то ему предоставляется скидка в размере 5%. Если покупатель приобрел больше 4 окон, ему предоставляется скидка в размере 10%.
Методические указания.
1. Рассчитать Сумму скидкиприобретенного товара:
1.1. в ячейке Е3 создать формулу:
=Если(И(А3=”Двери”;В3>3);D3*0,05;Если(И(А3=”Окно”;В3>4);D3*0,1;0))
1.1.1 Вызвать функцию ЕСЛИ, установить курсор в поле Логическое_выражение.
1.1.2. Открыть в строке формул, список, который растворяется с помощью инструмента и выбрать функцию І. Если название в списке нет, то элемент выбирается с помощью списка Другие функции.
1.1.3. Заполняем окно функции І.
1.1.4. В строке формул с клавиатуры дописать выражение ;D3*0,05;
1.1.5. Открыть в строке формул, открывающийся список, инструментов и выбрать функцию ЕСЛИ,поля не заполнять.
1.1.6. Открыть в строке формул открывающийся список и выбрать функцию І.Заполняем окно функции І.
1.1.7. Потом снова с клавиатуры дописываем выражение ;D3*0,1;0))
1.2 используя маркер заполнения скопировать формулу до конца вычислений.
Пример №7. Рассчитать в таблице максимальные и минимальные значения
Методические указания.
1. Сделать активной ячейку В12.
2. Вызвать мастер функций , слева в окне выбрать категорию Статистический по правую сторону выбрать функцию МАКС.
3. Щелкнуть на кнопке свернуть , выделить диапазон В3:В10.
4. Развернуть окно мастера функций щелкнув на кнопке . Щелкнуть на кнопке ОК.
Самостоятельно рассчитать максимальное значение в ячейке Е12. Можно скопировать формулу используя маркер заполнения.
5. Сделать активной ячейку В13.
6. Вызвать мастер функций , слева в окне выбрать категорию Статистические, по правую сторону выбрать функцию МИН.
7. Щелкнуть на кнопке свернуть , выделить диапазон В3:В10.
8. Развернуть окно мастера функций щелкнув на кнопке . Щелкнуть на кнопке ОК
Самостоятельно рассчитать минимальное значение в ячейке Е13. Можно скопировать формулу используя маркер заполнения.
Пример №8. Рассчитать в таблице количество скидок.
Методические указания.
1. Сделать активной ячейку Е14.
2. Вызвать мастер функций , слева в окне выбрать категорию Статистический по правую сторону выбрать функцию СЧЕТЕСЛИ.
3. Щелкнуть на кнопке свернуть , выделить диапазон Е3:Е10.
4. Развернуть окно мастера функций щелкнув на кнопке .
5. В поле Условие ввести >0
6. Щелкнуть на кнопке ОК.
Контрольные вопросы по теме “Табличный процессор MS Exсel”
1. Табличный процессор MS Excel. Основные понятия.
2. Что такое адрес ячейки? Где отображается адрес активной ячейки?
3. Маркер заполнения. Создание автосписков. Автозаполнения.
4. Работа с листами. Перемещение по листу.
5. Понятие диапазона. Виды диапазонов? Выделение диапазонов. Выделение несопредельных диапазонов.
6. Типы данных в ячейках. Как выравниваются разные типы данных в ячейках?
7. Форматирование ячеек.
8. Редактирование содержимого ячеек.
9. Работа с формулами. Диагностика ошибок в формулах.
10. Типы ссылок в формулах.
11. Как вывести таблицу в режиме формул?
12. Диаграммы. Создание диаграмм.
13. Форматирование диаграмм. Как добавить легенду к созданной диаграмме? Как изменить вид диаграммы?
14. Что такое сводная таблица? Для чего нужны сводные таблицы? Создание сводных таблиц. Как выбрать математическую операцию для поля, которое исчисляется? Как восстановить данные в сводной таблице?
15. Как построить диаграмму по сводной таблице? Как изменить вид диаграммы?
16. Функция. Виды функций. Форматы логических функций.
17. Найдите в формуле ошибки =ЕСЛИ ((В3 “доллар;S4*5,05;S4*6,2
18. Печать таблиц. Изменение ориентации таблицы. Как центрировать таблицу для печати. Как добавить колонтитулы.
19. Пересчитает основные типы задач экономического планирования.
Литература
1. ВЕЙССКОПФ ДЖ. Excel 2000 : Базовый курс/Пер. с англ.. - Киев, М., СПб. : Век, Энтроп, Корона- Принт, 2000. - 400 с.
2. Спіцина Н. М. Інформаційні системи і технології. [Текст] : навч. посіб. по базовій підготовці студ. рівня бакалавр і спеціаліст ден. і заоч. форм навчання / М-во освіти і науки України, Донец. нац. ун-т економіки і торгівлі ім. М. Туган-Барановського, каф. інформ. систем і технологій упр.; Н. М. Спіцина, Т. В. Шабельник, Бондаренко С.В. – Донецьк: [ДонНУЕТ], 2011.- 304 c.
3. Холи, Д. Excel 2007. Трюки / Д. Холи, Р. Холи ; пер. с англ. А. Струсевич . ─ СПб. : Питер, 2008 . ─ 363 с. : ил. ─ 978-5-91180-494-7
4. ЭЙТКЕН П. Microsoft Word 2000 : Пер. с англ.. - М., СПб., Киев: Вильямс, 2000. - (Освой самостоятельно!). - 208 с.
5. Юдін В.І. Основи роботи в Microsoft Excel XP : навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. /В. І. Юдін, В.С. Рижиков, В.В. Ровенська - К.:Центр учбової літератури, 2007. - 272с.
6. Інформатика та комп’ютерна техніка: Навчальний посібник. – К.: НМЦ “Укоопосвіта”, 2000 – 335 с.
№ п/п | Чтобы выделить | Выполните действия |
1. | Слово | Дважды щелкните слово. |
2. | Рисунок | Щелкните рисунок. |
3. | Предложение | Удерживая нажатой клавишу CTRL, щелкните на предложении. |
4. | Строка текста | Переместите указатель на полосу выделения*** перед предложением и щелкните кнопкой мыши. |
5. | Абзац | Переместите указатель на полосу выделения*** перед абзацем, и дважды щелкните кнопкой мыши. Другой образ: трижды щелкните абзац. |
6. | Несколько абзацев | Переместите указатель на полосу выделения*** перед абзацем, и дважды щелкните кнопкой мыши, а потом перетяните указатель вверх или вниз. |
7. | Небольшой фрагмент текста | Используйте перетаскивание. Установите курсор в начало фрагмента, нажмите клавишу SHIFT и удерживая ее нажимайте соответствующие клавиши управления курсором ®¯ |
8. | Большой блок текста | Щелкните начало фрагмента, прокрутите документ так, чтобы на экране появился конец фрагмента, а потом щелкните его, удерживая нажатой клавишу SHIFT. Другой образ. Установите курсор в начало фрагмента, нажмите клавишу SHIFT и удерживая ее нажимайте соответствующие клавиши управления курсором ®¯ |
9. | Весь документ | Переместите указатель на полосу выделения*** перед текстом, после чего трижды щелкните кнопкой мыши. |
10. | Колонтитулы | В обычном режиме выберите Вид - Колонтитулы. В режиме разметки дважды щелкните неяркий текст колонтитула. Переместите указатель на полосу выделения*** перед колонтитулом, после чего трижды щелкните кнопкой мыши. |
11. | Вертикальный блок текста ( кроме текста внутри ячейки таблицы) | Удерживая нажатой клавишу ALT, перетяните указатель. |
***Полоса выделения - левое поле документа. На полосе выделения указатель мыши принимает вид белой стрелки, направленной вправо.
Реакцией на неправильный ввод формул является сообщения Excel об ошибках, то есть значение в ячейках, которые начинаются со знака #. Чтобы легче было находить и отстранять ошибки в формулах, в Excel предусмотренная простейшая диагностика ошибок, а именно: ошибки разделяются по категориям, и каждой категории отвечает свое сообщение. Список возможных значений ошибок:
##### –появляется, когда ширина ячейки недостаточна для размещения в ней числа, даты или времени. Чтобы отстранить ошибку, нужно расширить каморку или изменить формат числа.
#ИМЯ? - невозможность распознать имя, которое используется. Это значение ошибки возникает, когда неправильно указано имя объекта или имеются ссылки на имя, которое было изъято; когда неверно записана функция; когда при записи адресов вместо латыни использована кириллица и т.д.
#ЗНАЧ! - попытка некорректного использования функции. Обычной ошибкой является несоответствие данных установленному формату, например, вместо числа или даты в аргументе записан текст. Это же значение ошибки будет появляться, когда для функции или оператора, которые требуют одного значения аргумента, записывают несколько.
#ЧИСЛО! – значение ошибки, которые означает проблему, связанную с представлением или с использованием чисел. Не исключено, что в функции с числовым аргументом используется аргумент нечислового формата. Возможно также, что в ячейку введена формула, которая возвращает слишком большое значение по модулю ( свыше 1037).
#ССЫЛКА! - означает наличие проблемы с интерпретацией ссылок, которые имеются в формуле. Возможно, что формула содержит ссылку на ячейку, которая уже изъята, или ссылку на ячейку, в которую скопировано содержимое других ячеек.
#ДЕЛ/0! - попытка деления на нуль. Такая ситуация чаще возникает не из-за того, что в ячейке записано явное деление на нуль (оператор /0), а как следствие использования ссылки на пустую ячейку или ячейку, которая содержит нулевое значение.
#ПУСТО! - значение ошибки, которое появляется в случае задания в ссылке пустого множества ячеек.
#Н/Д – сокращение от термина «неопределенные дани». Это значения ошибки обычно специально вводится в ячейки, чтобы предотвратить вычисления, которые не могут быть сделаны из-за отсутствия данных.
Клавиши | Перемещение |
<Home> | В начало текущей строки |
<Ctrl+Home> | В ячейку A1 |
<Ctrl+End> | В последнюю заполненную ячейку таблицы |
<> | На одну ячейку вверх |
<¯> | На одну ячейку вниз |
<®> | На одну ячейку вправо |
<> | На одну ячейку влево |
<Ctrl+> | Вверх к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+¯> | Вниз к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+®> | Вправо к первой заполненной ячейке |
<Ctrl+> | Влево к первой заполненной ячейке |
<Page Up> | Вверх на один экран |
<Page Down> | Вниз на один экран |
<Alt+Page Up> | Влево на один экран |
<Alt+Page Down> | Вправо на один экран |
<Ctrl+Page Up> | К предыдущему листу рабочей книги |
<Ctrl+Page Down> | К следующему листу рабочей книги |
Содержимое ячейки на любом этапе можно изменить, заменив его другим значением или подправивши лишь часть содержимого.
ü Для замены содержимого ячейки выберите нужную ячейку и введите новое значение.
ü Для частичного изменения содержимого ячейки можно, выбрав ее, нажать клавишу <F2>, или щелкнуть мышью в строке формул, или дважды щелкнуть непосредственно на ячейке.
В Excel различают два типа адресации: абсолютную и относительную. Оба типа можно применять в одном ссылке - смешанная ссылка. Тип адресации аргумента, который применяется в формуле, играет существенную роль при копировании или перемещении формулы.
Относительные ссылки используются в Excel по умолчанию при задаче ссылки на клеточку или диапазон методом указания. Относительная ссылка воспринимается программой как указание маршрута (направления движения и расстояния) к адресованной клеточке от клеточки, которая содержит формулу.
Абсолютная ссылка задает абсолютные координаты клеточки в рабочем листе ( относительно левого верхнего угла таблицы). Можно приказать Excel интерпретировать номера строки и (или ) столбца как абсолютные путем введения символа доллара ($) перед именами строки и (или) столбца. Например, $A$7. При перемещении или копировании формулы абсолютную ссылку на клеточку (или диапазон клеточек) измененное не будет, и на новом месте скопированная формула будет ссылаться на ту же именно клеточку (диапазон клеточек).
Нажатие <F4> | Адрес | Ссылка |
Один раз | $A$7 | Абсолютная ссылка |
Два раза | A$7 | Абсолютная ссылка на строку |
Трижды | $A7 | Абсолютная ссылка на столбец |
Четыре раза | A7 | Относительная ссылка |
Учебное издание
Давидчук Надежда Николаевна -к.э.н., доцент
Шабельник Татьяна Владимировна - к.э.н., доцент
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОФИСА
Методические указания
для проведения лабораторных и самостоятельных работ
для студентов
направления подготовки 38.03.01 «Экономика» профиль «Учет и аудит»