Экономическое регулирование деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций
Для экономического регулирования деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций создается соответствующий экономический механизм (экономический механизм управления риском). Основная цель экономического механизма – обеспечение рациональных экономических условий осуществления всего комплекса мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Этот механизм представляет собой совокупность рычагов (регуляторов), источников и условий финансирования в интересах снижения природного и техногенного рисков.
Система экономических рычагов механизма включает:
Экономическую ответственность (штрафы за нарушения требований безопасности и пени за несвоевременное перечисление штрафов, плата за риск);
стимулирование снижения риска (налоговые механизмы);
перераспределение риска (страхование и перестрахование);
централизованное управление риском (безвозмездное финансирование или льготное кредитование приоритетных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют подготовку нормативной правовой и нормативно-методической базы для создания к совершенствования экономического механизма управления риском. Они создают и контролируют внебюджетные фонды для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, формирующиеся за счет сумм, полученных от:
взыскания штрафов за правонарушения в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
добровольных взносов предприятий;
использования собственных средств фондов в деятельности предприятий, учреждений и организаций в виде дивидендов, процентов по вкладам и банковским депозитам;
целевых кредитов банков;
других источников.
На осуществление программы мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, обусловленных возможными авариями на предприятиях, банками могут выдаваться льготные кредиты Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы банковских учреждений, осуществляющих выдачу льготных кредитов предприятиям на осуществление этой программы, определяется специальными нормативными актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции.
Затраты предприятий на осуществление этих мероприятий исключаются из сумм, подлежащих налогообложению в бюджетах субъектов Российской Федерации, либо включаются в себестоимость выпускаемой продукции Порядок и условия изменения налогооблагаемой базы предприятий, осуществляющих реализацию программы мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций, определяются специальными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. К затратам предприятий на осуществление этих мероприятий относятся:
затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на защиту населения и территории;
затраты на проектирование и строительство локальных и объектовых систем оповещения гражданской обороны;
затраты на подготовку деклараций о промышленной безопасности объектов;
К затратам субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций помимо перечисленных выше затрат предприятий относятся:
затраты на формирование, изготовление и хранение страховых фондов аварийных комплектов документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения (страховые фонды документации ЧС);
затраты на проектирование и строительство территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения и информирования населения;
затраты на проектирование и строительство территориальных автоматизированных информационно-управляющих систем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
затраты на проектирование и строительство автоматизированных сетей мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
затраты на выполнение работ по разработке математических моделей и программного обеспечения по прогнозированию возможной обстановки при чрезвычайной ситуаций;
затраты на подготовку паспорта безопасности территории;
затраты на проведение государственной экспертизы в области защиты населения и территорий.
К затратам предприятий на предупреждение чрезвычайных ситуаций не могут быть отнесены средства, направленные на замену одних промышленных технологий и установок другими, а также на модернизацию промышленных установок (за исключением мероприятий, предусмотренных в целевых программах по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций).
Документы, рекомендуемые для использования при экономическом регулировании деятельности по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, приведены в приложениях 5 - 7 к настоящим Методическим рекомендациям.