Методические рекомендации преподавателям по организации обучения дисциплины
При чтении лекций рекомендуется использовать объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения учебной информации (монологической, диалогической или эвристической) с применением информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций, видеофильмов).
При проведении практических занятий рекомендуется применять активные и интерактивные методы, анализ конкретных ситуаций, решение задач.
Эффективность лекционных и практических занятий по дисциплине во многом зависит от качества самостоятельной работы обучающихся, от их самоподготовки.
Особое внимание уделяется выполнению предусмотренных рабочей программой заданий для самоподготовки. Контроль по их выполнению осуществляется преподавателем по каждой теме, результаты обязательно учитываются при допуске к экзамену.
Составление презентаций на заданную тему. Обучающимся выдается тема реферата и составление презентации.
Тестовое задание - это совокупность упорядоченных по содержанию и форме вопросов, соответствующих целям и задачам контроля учебной работы обучающихся. При выполнении тестового задания обучающимся выделяется достаточное время (из расчета одна минута на один вопрос). В ответах на открытые ключевые вопросы формулируется грамотный, логичный и лаконичный ответ, позволяющий определить объем и степень усвоения самостоятельно проработанной литературы. В ответах на закрытые вопросы выбирается правильный вариант (или несколько правильных ответов).
Рекомендуется в целях контроля работы обучающихся по модулю использовать тестовые задания, состоящие из закрытых вопросов по различным темам учебного курса и хотя бы одного открытого ключевого вопроса по изучаемой дисциплине.
II. Методические рекомендации
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Предложенная структура курса «Налоги и налогообложение хозяйственной деятельности» способствует его эффективному изучению, поскольку содержание курса предполагает тесную взаимосвязь теоретических и практических аспектов, в том числе навыков решения типовых задач по каждой теме. Навыки, приобретенные обучающимися в результате изучения данного курса, помогут им разобраться в вопросах налогообложения субъектов хозяйственной деятельности. Процесс обучения позволяет осуществить текущий и промежуточный контроль обучающихся. Например, знание понятий и терминов, умение анализировать утверждение, приводить примеры для подтверждения их правильности, умение решать задачи – позволят обучающимся свободно ориентироваться в вопросах налогообложения хозяйственной деятельности. Для определения результатов работы за семестр учитываются баллы за работу на практических, семинарских занятиях и контрольные работы.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ КУРСА «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ПРЕДСТАВЛЕНО НИЖЕ.
Модуль 1. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации.
Модульная единица 1. Экономическое содержание налогов и основы их построения.
Налоги как инструмент бюджетного регулирования,
Их экономическая сущность
Финансовая бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов.
Важным элементом финансирования бюджетной системы являются налоги, которые возникают вместе с товарным производством. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса составляет экономическую сущность налогов. Эти взносы определяют участники производства ВВП:
– работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход;
– хозяйствующие субъекты, действующие в сфере предпринимательства.
Обязательные платежи имеют различные формы:
– налог;
– сбор;
– пошлина.
На основании ст. 8 НК РФ «Понятие налога и сбора»:
– налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований;
– сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и другими органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
–пошлина – это обязательный платеж, взыскиваемый за услуги обязательного характера. Пошлины бывают:
– таможенные;
– судебные;
– почтовые;
– нотариальные;
Функции налогов являются представлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Они показывают, каким образом реализуется их общее назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют пять функций налогов:
– фискальная означает проведение изъятия средств налогоплательщика в пользу государства. Через эту функцию реализуется общественное назначение налогов – формирование денежных ресурсов государства, сосредоточенных в бюджете и внебюджетных фондах, для осуществления функций государства – оборонных, социальных и др.;
– распределительная (социальная) состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, от состоятельных к неимущим, что обеспечивает социальную стабильность общества;
– регулирующая направлена на достижение определенной цели налоговой политики.
– контрольная означает государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и граждан, организованно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств;
– поощрительная предусматривает особое налогообложение налогов, определяет категории граждан, имеющих заслуги перед обществом (участники войн, Герои СССР, России), эта функция имеет социальную направленность.
Выделяются три подфункции налогов:
– стимулирующая – направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и распределяется через систему льгот (изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается ставка);
– дестимулирующая - посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально- экономических процессов. Меры государства направлены на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных таможенных пошлин;
– воспроизводственного назначения – реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Они имеют отраслевую принадлежность и предназначены на восстановление ресурсов.
Элементы налогов
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, единицу обложения, налоговую базу, ставку, налоговый период, льготы, порядок исчисления, сроки уплаты.
Налоговая модель объединяет необходимые элементы налогообложения, т.к. налог считается установленным, если определены элементы налогообложения.
Налогоплательщик (плательщиксборов) – организации и физические лица, на которые по закону возложена обязанность платить налоги.
Налоговые агенты – лица, которые обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщиков налоги.
Сборщики налогов – лица, осуществляющие прием средств от налогоплательщиков в уплату налогов и перечислений в бюджет (государственные органы).
Объектами налогообложения являются имущество, прибыль, доход (в виде процентов и дивидендов), стоимость реализованных товаров, операции по реализации товаров или иной объект.
Единица обложения представляет собой определённую количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объём товара и т.д.).
На основании ст. 53 НК РФ «Налоговая база и налоговая ставка»:
– налоговая база представляет собой стоимостную, физическую характеристику объекта налогообложения; налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов;
– налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы.
Существуют виды налоговых ставок:
- твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли;
- процентные (адвалорные) ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными, регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер (до 2001г. подоходный налог).
Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением дохода (единый социальный налог).
На основании ст. 55 НК РФ «Налоговый период»:
– налоговый период - понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
– если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для неё является период времени со дня ее создания до конца данного года.
Налоговой льготой признаётся полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобождённая от налога.
На основании ст. 52 НК РФ «Порядок исчисления налога»:
– налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога подлежащие к уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот;
– если обязанности по исчислению налога возложены на налоговый орган, то не позднее 30 дней налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указывается размер налога, расчет налоговой базы, срок уплаты налога.
На основании ст. 57 НК РФ «Сроки уплаты налогов»:
– сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору;
– при уплате налогов с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени;
– сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени исчисленной годами, кварталами, месяцами;
– если расчёт налоговой базы производится налоговым органом, то обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.