Основные модели рыночной конкуренции
Рыночные условия | Типы рыночного поведения | |||
Свободная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия | |
Число конкурирующих фирм | Большое | Среднее | Несколько крупных | одна |
Требования к качеству товаров и услуг | Стандартные | Наличие особых качеств | Фирменное качество | Приоритет технологии, уникальность продукции |
Условия открытия бизнеса | Свобода предпринимательства | Ограничения на бизнес | Большие затруднения на бизнес | Недоступность отрасли для бизнеса |
Характер рыночной информации | Открытость и доступность | Ограничения и коммерческие секреты | Фирменные информационные системы | Закрытость и доступ по разрешению или по закону |
Равносильная позиция потребителей | Суверенитет потребителя | Организации потребителей | Олигопсония, законы о защите прав потребителей | Монопсония, законы об ограничении монополий |
Характер конкуренции | Совершенная (чистая) конкуренция | Несовершенная конкуренция, необходимость общественного и государственного регулирования | ||
Примеры | Рынок продовольствия | Рынок одежды, обуви, мебели | Рынок автомобилей, тракторов, телевизоров | Рынок газа, электроэнергии, железнодорожных перевозок |
Для потребителей и общества в целом предпочтительна свободная конкуренция, способствующая росту качества жизни и экономическому прогрессу. Потому в большинстве стран с рыночной экономикой действует законодательство, благоприятствующее добросовестной свободной конкуренции и ограничивающее проявление монополизма.
Благотворное влияние конкуренции заключается в достижении:
1) равновесной цены, имеющей тенденцию к снижению по мере роста производительности общественного труда;
2) многообразия товаров и разнообразия потребностей и вкусов, что способствует улучшению качества жизни населения;
3) экономии в расходовании ограниченных ресурсов, в нахождении более выгодных сфер и отраслей приложения капитала.
Однако конкуренцию нельзя идеализировать. Каждый конкурент хочет стать монополистом, и тенденция монополизации многих отраслей бизнеса существует повсеместно. От искусственной монополии на местных рынках через сговор в поддержании высоких цен до возникновения монополий, концентрирующих производство и сбыт продукции на глобальных рынках, – таковы проявления монополизма.
Из всех видов монополии особо выделяются естественные монополии, существующие в отраслях деятельности, использующих невоспроизводимые ресурсы или поставляющих продукцию для стратегических потребностей и не допускающих чрезмерных издержек конкуренции. По закону РФ "Об естественных монополиях" (1995 г.), к естественным монополиям отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги аэропортов, морских портов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Существует также легальная или законная монополия, защищающая права интеллектуальной собственности в виде патентов, фирменных и товарных знаков, авторских прав на интеллектуальные продукты.
Конкурентную борьбу ведут конкретные предприятия, имеющие разный конкурентный потенциал или конкурентоспособность. По рыночной позиции выделяются три группы предприятий: фирмы-лидеры, средние и отстающие, или аутсайдеры. Способность предприятия выдерживать длительную конкурентную борьбу зависит от его экономической состоятельности в решении производственных, сбытовых, финансовых и социальных проблем. В таблице 6.4. дается характеристика уровней "экономической состоятельности"
Основой экономической состоятельности предприятий является рост деловой активности по всем направлениям экономической работы: в совершенствовании производства, в коммерции, в поисках инноваций и инвестиций. Фирмы-лидеры как раз и отличает первенство по всем направлениям деловой активности.
Таблица 6.4.