Закон убывающей предельной производитель­ности

Глоссарий

АКТИВЫ(assets)— средства, обеспечивающие денежные по­ступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т. д.), так и скрытых выплат (увеличение стои­мости фирмы, недвижимости, акций и т. д.).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ВМЕНЕННЫЕ) ИЗДЕРЖКИ(opportunity cost)— издержки,

отражающие ценность наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться при экономическом выборе. Альтернативные издержки часто характе­ризуются как ценность упущенных возможностей: издержки одно­го блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пожер­твовать для получения первого блага.

АНАЛИЗ (от греч. "разложение") — метод, заключающий­ся в разделении целого на части.

АНАЛОГИЯ (от греч. "сходство") —метод, основанный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный

АНГЛИЙСКИЙ АУКЦИОН (English auction) — аукцион, в котором ставки растут снизу вверх до тех пор, пока товар не будет продан по максимальной из предложенных цен.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (antitrust statues) — законодательство, направленное против накопления фир­мами опасной для общества монопольной власти.

АНТИНОМИЯ (от греч. "против закона") — противоре­чие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу.

АПОРИЯ (от греч. "затруднение, недоумение") —утверж­дение, противоречащее практическому опыту.

АПРИОРНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (от лат. "из предшеству­ющего") — (по Ф. Найту) абсолютно однородная классификация случаев, во всем идентичных.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА (rentа) — сумма, которую арендатор платит земельному собственнику, включающая ренту, амортиза­цию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал.

АСИММЕТРИЯ ИНФОРМАЦИИ (information asymmetry)­­ положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет.

БЕЗРИСКОВЪ1Е АКТИВЫ(nonrisk assets )— активы, даю­щие денежные поступления размеры которых заранее известны (казначейские векселя США, застрахованные денежные счёта в банке, краткосрочные депозитные сертификаты и др.).

БЛАГА(goods) — средства, удовлетворяющие потребности.

“БОЧОНОК С САЛОМ” ("pork barrel") — (классическая фор­ма логроллинга) закон, включающий набор небольших локальных про­ектов.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ РАСХОДОВ(budget constraint) —все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допусти­мых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) —прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производст­вом и реализацией.

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее уве­личение запаса капитала.

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Поня­тие "валовой доход" используется как показатель дохода, получен­ного от продажи данного продукта (или нескольких продуктов).

ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения оп­ределенного результата.

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (сотр1етепtaritу of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в

комплексе друг с другом.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) — затраты факторов производства, которые не принадлежат фирме и покупаются ею.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (extrenalities) — издержки или выгоды

от рыночных сделок, не получившие отражении в ценах.

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) —затраты принадлежащих фирме факторов производства.

Внутреннея норма окупаемости инвестиций (внутренняя норма отдачи) (internal rate of

return, IRR) — показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставке

дисконтрования (ставке процента), обращающей чистую текущую ценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл фирмы следующий: внутренняя норма отдачи равна; максимальной цене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает неотрицательная величина чистой текущей ценности инвестиционного проекта).

ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основно­го капитала

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстры­ми темпами, чем увеличение затрат всех использованных для про­изводства ресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20% объем производства возрастает на 30%.

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени.

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ(the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякое Парето-оптимальное состояние является равновесным для некото­рого первоначального распределения вкладов факторов производ­ства.

ВЫПУСК (оиtриt) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

ВЫРУЧКА (revenue) — см. Совокупный доход.

ГИПОТЕЗА (от греч. "предположение") — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и про­цессов.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пэр, пока товар не будет полностью продан за минимально доступную цену.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ(state property) —собственность, решение по которой принимается на основании ус­тановленных правил и процедур, регулирующих интересы общества в целом.

ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) — ры­ночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупа­телем).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному.

ДИАЛЕКТИКА(от греч. "искусство вести беседу, спор")—наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА(от греч. "слово, понятие, рассуждение") — наука о наиболее общих законах процесса познания.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение покупки (или продажи)одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ(portfolio diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения инвестиций между несколькими рисковыми активами.

“ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО”(prisoner’s dilemma) — опи­сывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговарива­ясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность мини­мизировать свой срок наказания.

ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discouting) — приведение экономи­ческих показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняш­ней ценности (ргеsеnt vаlue) согласно формуле

FVn

PDV= ———— ,

(1 + i)n

где PDV — сегодняшняя ценность;

FVn — ценность через n периодов;

i — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка бан­ковского процента или иной показатель.

ДИСПЕРСИЯ(от лат. "рассеянный") — средневзвешен­ная величина квадратов

отклонений действительных результатов от ожидаемых. Дисперсия равна:

n

σ2 = ∑ πi [xi – E (x)]2,

I = 1

где σ2 — дисперсия,

xi — возможный результат,

πi — вероятность соответствующего результата,

Е(х) — ожидаемое значение.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО— метод нахождения убедительных ос­нований.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД(1опgrип) — отрезок времени,

достаточный для внесения изменений во все факторы производства.

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ(dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимиза­цию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от

реакции своего партнера.

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ(arc elasticity) — показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

-∆Q P -(Q2 – Q1) (P2 + P) / 2 -(Q2 – Q1) (P2 + P)

EPD = —— * — = ———— * ————— = ———— * ————

∆P Q (P2 – P1) (Q2 + Q) / 2 (P2 – P1) (Q2 + Q1)

ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ(natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ— закон формальной логики, требующий, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО— закон формальной логики, утверждающий, что из двух отрицающих друг друга мыс­лей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., одно непременно истинно.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством

продаваемого товара.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ— закон формальной логики, ут­верждающий, что две

противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же

времени, отношении и т. д., не могут быть истинными.

ЗАКОН СПРОСА(law of demand) — обратная связь между ценой и количеством

покупаемого продукта.

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА— закон формальной логики, требую­щий, чтобы каждая

мысль имела строго определенное устойчивое содержание.

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НОСТИ

(law of diminishing marginal returns) закон, утверж­дающий, что с ростом использования

какого-либо производствен­ного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно

до­стигается такая точка, в которой дополнительное применение пере­менного фактора

ведет к снижению относительного и далее абсо­лютного объемов выпуска продукции.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Епgе1 1аw) — положение, что для каждого блага с эластичностью

спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Е1Д < 1 Д), должно существовать благо с ЕI > 1

для конкретного потребителя.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seated – bid auction) —

аукцион, в котором ставки выставляются все­ми участниками независимо друг от друга

одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономичес­кой науке цена,

выплачиваемая за использование труда наемного работника.

ЗАТРАТЫ(costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в

целях достижения необходимого результата.

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных

ресурсов, предложение которых строго ограничено.

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ(land, natural resources) — природные

условия, необходимые для производства товаров и услуг.

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ)(zone of substitution) — участок

кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

ИГРА(game)— взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее

установленными правилами, когда необходи­мо принимать ответственные решения.

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ(поп-zеrо-suт gате) — игра, во время которой

группа игроков, взятая в целом, либо увели­чивает, либо уменьшает свое благосостояние.

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ(zеrо-suт gате) — игра, в ходе которой происходит

перераспределение благ между участни­ками, причем выигрыш одних возникает

исключительно из проиг­рыша других игроков.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ(сопsитеr surplus) — разница между

ценой, за которую потребитель готов ку­пить товар, и ценой, которую он в

действительности платит

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ(producer surplus)— это разница

между валовыми доходами и полными из­держками производителя.

ИЗОКВАНТА(isoquant) — кривая, представляющая все со­четания ресурсов,

использование которых обеспечивает одинако­вый объем выпуска продукции;

кривая равного выпуска.

ИЗОКОСТА(isocost 1iпе) — линия, объединяющая все воз­можные сочетания ресурсов,

которые имеют одинаковую суммар­ную стоимость; прямая равных издержек

C = w * L + r * K C w

или

K = — - — *L. r r

ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ— см. Отношенческий кон­тракт.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ(investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных

фондов, приток нового капитала в фирму в данном году. Валовые (совокупные)

инвестиции (gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) —

возмеще­ния затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций

(пеt investment) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации

рассчитывается исходя из стоимос­ти основного капитала фирмы (капитальных фондов)

и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых

капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокра­щать ее издержки.

Для расчета суммы

амортизации необходимо знать норму амортизации.

ИНДЕКС А.П. ЛЕРНЕРА(Lerner index) —

Рm - MC 1

IL = ———— = — ,

Рm E

IL —лернеровский индекс монопольной власти;

Рm — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следователь­но, IL = 0. Если IL

представляет из себя положительную величину (IL> 0), то фирма обладает

монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.

ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ(топоро1у power index) — см. индекс Лернера,

индекс Херфиндаля—Хиршмана.

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА(Неrfindah l— Нirshman index, IHH ) —

показатель, определяющий степень концентра­ции рынка. При его расчете

используется удельный вес продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем

больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные

возможнос­ти для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удель­ному

весу от наибольшей до наименьшей:

IHH = S12 + S22 + S32 + … + Sn2 ,

IHH — индекс Херфиндаля— Хиршмана;

S1— удельный вес самой крупной фирмы;

S2— удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой

монополии), то S1 = 100%, а IHH 1 = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм,

то S1 = 1%, а IHH = 100.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА(individual propertyship) — фирма, которой владеет

одно физическое лицо, самостоятельно ве­дущее дело в собственных интересах

и отвечающее за нее личным имуществом.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС(individual demand) — спрос, предъявляемый одним

потребителем.

ИНДУКЦИЯ(от лат. "наведение") — метод познания от частного к

общему.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ(institutionalism) — экономическая наука об

институтах, внутри и посредством которых осуществля­ется кругооборот

экономических благ.

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ(intercpecific resources)

- взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максималь­ная ценность

которых достигается только в данной фирме и по­средством нее.

КАПИТАЛ(сарita1) — ресурсы длительного пользования, ис­пользуемые для

производства товаров и услуг.

КАРТА ИЗОКВАНТ(isocuant тар) — совокупность изоквант, каждая из которых

показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании

определенных сочетаний ресурсов.

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ(indifference curve тар) — множество кривых

безразличия.

КАРТЕЛЬ(саrte1) — рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор

(соглашение) относительно цен и/или объема про­изводства с целью максимизации

совокупной прибыли картеля.

КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ)(second best) — вы­бор наилучшей из

доступных комбинаций выпуска, когда Парето-эффективный объем выпуска товаров

невозможен.

КЕЙНСИАНСТВО(Keynesian economics) — экономическое течение современного

либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования

эффективного спроса.

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ(classical contract law) — дву­сторонний контракт,

основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия

сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.

КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ (ЛИБЕРТАРИЗМ)(classical liberalism) —

течение экономической теории, которое исхо­дит из приоритета интересов личности.

Согласно данной теории каждый человек готов к активной автономной деятельности,

спосо­бен сам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способ­ности.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА(command economy) — систе­ма, в которой доминируют

общественная (государственная) собст­венность на средства производства,

коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство

экономикой по­средством государственного планирования.

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (compensating wage) — заработная

плата, компенсирующая неравенство в условиях и привлекательности труда.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА(сотр1етпепtаrу gооds)—блага, дополняющие

друг друга в потреблении.

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА(соореrative gате) — такая игра, в которой наблюдается

заключение соглашения между участника­ми. В экономике примером кооперативной

игры может служить кар­тель.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ(соrrective subsidy) — суб­сидия производителям

или потребителям экономических благ, харак­теризующихся положительными

внешними эффектами, которая по­зволяет приблизить предельные частные выгоды к

предельным обще­ственным.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ(соrrective tах) — налог на выпуск экономических

благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает

предельные частные из­держки до уровня предельных общественных; направлен на

корректировку ценовых диспропорций, вызванных влиянием "провалов" рынка.

КОРПОРАЦИЯ(corporation) — фирма, имеющая форму юридического лица и

принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы

отделены от имущества и ответственности ее совладельцев (ответственность каждого

акционера ограничена его вкладом).

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ(Gini coefficient) — коэффициент, показывающий, уровень

неравенства в распределении доходов.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД(short – run) в деятельности фирмы

— отрезок времени, в течение которого не­возможно изменить хотя бы один

производственный фактор.

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ(indifference curve) —линия по­стоянного уровня

удовлетворенности потребителя (постоянной по­лезности) от потребления

различных наборов благ.

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ"(inсоте—сопsитрtiоп сиrvе) — кривая,

каждая точка которой — оптимальное количество потребляемых благ при разном

уровне дохода (но постоянном соот­ношении цен).

КРИВАЯ КОНТРАКТОВ(contract сиrvе) — множество возмож­ных эффективных

вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями,

для которых выполняется условие:

Px

MRSAxy = MRSBxy = — .

Py

(Предельная норма замещения товара Y товаром X для обоих по­требителей равна

отношению цены товара X к цене товара Y).

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА(Lоrепг сиrvе) — кривая, отражающая фактическое

распределение доходов.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(sирр1у сиrvе) — графическое изо­бражение зависимости

между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы

продать производители в данный момент времени.

КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖ­НОСТЕЙ(production

possibilities curve (fvontier)) — кривая, де­монстрирующая различные комбинации двух

благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании

данного объема ресурсов и данной технологии.

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ(production contract curve) —

множество возможных вариантов Парето-эффективного размещения ресурсов, для

которых выполняется условие:

w

MRTSALK = MRTSBLK = — .

r

Предельная норма технологического замещения трудом капитала в производстве обоих

товаров равна отношению цены труда к цене капитала.

КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ(reactive curve) — показывает, каким образом объем

выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой фирмы.

КРИВАЯ СПРОСА(demand сиrvе) — графическое изображение зависимости между

рыночными ценами блага количествам этого блага, которое готовы купить потребители

в данный момент времени.

КРИВАЯ "ЦЕНА—ПОТРЕБЛЕНИЕ"(price — consumption curve) — кривая,

соединяющая ряд равновесных точек, образующихся при постепенном повороте

бюджетной прямой (при изменении цены одного товара и неизменном доходе)

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ(Епgе1 сиrvе)— кривая, показывающая зависимость изменения

величины потребления товара от измене­ния дохода потребителя. В зависимости от

реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три

категории товаров: ценные, малоценные и обычные.

КРИТЕРИЙ КАЛДОРА—ХИКСА (Caldor — Hicks criteria) — критерий оценки

благосостояния, согласно которому благосостояние повышается, если те, кто

выигрывает, оценивают свои доходы выше убытков потерпевших.

ЛОББИЗМ(1оbbying)— попытки влияния на представителей власти с целью принятия

выгодного для ограниченной группы из­бирателей политического решения.

ЛОГРОЛЛИНГ(1оgrolling— "перекатывание бревна")—практика взаимной

поддержки путем "торговли голосами".

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ(inferior goods)— товары, спрос на которые уменьшается

при росте дохода (товары низкого качест­ва).

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА— наука, применяющая ма­тематические методы и

исследующая мышление с помощью исчис­лений (формализованных языков).

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД(immediate period)—период в деятельности фирмы, когда

количество всех используемых факто­ров остается постоянным.

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ(intentemporal budget constraint)

— показывает возможности переклю­чения текущего потребления на будущее потребление.

МЕРТВЫЙ ГРУЗ МОНОПОЛИИ (ЧИСТЫЕ ИЗДЕРЖКИ МОНОПОЛИИ)

(deadweight loss)— разница между потенциаль­но возможным объемом производства

в отрасли без монополии и реальным объемом выпуска монополиста.

МЕТОД(от греч.итеthodos"— путь к чему-либо)—уче­ние о происхождении,

структуре и способах применения всей сово­купности познавательных средств.

В наиболее широком смысле к методу науки относится логика и весь разработанный

в ее рамках научный аппарат.

МИКРОЭКОНОМИКА(microeconomics)—раздел экономи­ческой науки, изучающий

деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.)

и их поведение на отраслевых рынках.

МОДЕЛЬ(model) — абстрактная теоретическая конструкция, логическая структура

которой определяется как свойствами объекта, так и целями, характером исследования.

МОДЕЛЬ МЕДИАННОГО ИЗБИРАТЕЛЯ(median voter model) — модель,

характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию,

согласно которой принятие решений осуществляется в интересах избирателя-

центриста (человека, занимающего место в середине шкале интересов данного общества).

МОНЕТАРИЗМ(топеtarism)— неоклассическая экономичес­кая теория,

приписывающая денежной системе определяющую роль в процессе изменения

экономической конъюнктуры.

МОНОПОЛИЯ(monopolу)— см. Чистая монополия.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ(топороlistic сотреtitiоп)— тип

рыночной структуры, возникающий в результа­те дифференциации товаров и услуг.

Монополистическая конкурен­ция — случай, когда "много конкуренции и мало

монополии", моно­полистическая власть на рынке относительно невелика.

МОНОПСОНИЯ(monopsony) — монополия со стороны покупателя.

МОРАЛЬНЫЙ РИСК(moral hazard)— поведение индивида, сознательно

увеличивающего вероятность возможного ущерба в на­дежде, что убытки будут

полностью (или даже с избытком) покры­ты страховой компанией.

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ(попrivality iп сопsитпрtioп)—

означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает

его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки

для до­полнительного потребителя равны нулю.

НЕИСКЛЮЧАЕМОСТЬ В ПОТРЕБЛЕНИИ(попехсlusivitу iп сопsитрtiоп)—

означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже

если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает

своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает

его потреблять, оно становится доступным для всех.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ К РИСКУ(risk neutrality)— человек, ко­торый при данном

ожидаемом доходе безразличен к выбору между гарантированным и

рисковым результатами.

НЕКООПЕРАТИВНАЯ ИГРА(поп-соорerative gате)—та­кая игра, в которой ее

участники принимают самостоятельные ре­шения по всем жизненно важным для

них вопросам. Примером не­кооперативной игры может служить олигополия.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ(пеосlassiсаl соntrасt 1аw)— долгосрочный

контракт в условиях неопределенности, ког­да невозможно заранее предвидеть все

последствия заключаемой cделки.

НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ СПРОС(попrational demand) — незапланированный спрос,

возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения

настроения, прихоти или каприза, спрос которого нарушит предпосылку о

рациональном поведении потребителя.

НОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (теория общественного выбора) (пеw

political economy / public choice theory) — наука, изучающая различные способы и

методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в

своих соб­ственных интересах.

НОМИНАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (nominal wage rate) — цена, выплачиваемая

за использование труда.

НОМИНАЛЬНАЯСТАВКА ПРОЦЕНТА(nominal rate of in­terest) — ставка процента,

выраженная в деньгах (рублях, долла­рах, франках) по их текущему курсу.

НОРМА АМОРТИЗАЦИИ(rate of depreciation)— доля ос­новного капитала,

подлежащая амортизации (списанию) в текущем году.

НОРМАЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (normal profit),

НУЛЕВАЯ ЭКО­НОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ (zero profit) — альтернативная

стои­мость использования предпринимательской способности. Когда фир­ма получает

только нормальную прибыль, то ее доход полностью расходуется на покрытие всех

затрат фирмы.

НОРМАТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (normative eco­nomics) — наука,

изучающая условия достижения индивидами, фир­мами или обществом в

целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде

всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельности институтов.

ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ(total utility, TU) совокупная полезность всех потребляемых

благ.

ОБЩАЯ (КОММУНАЛЬНАЯ) СОБСТВЕННОСТЬ(common property)— все

участники организации (коммуны), которой такая собственность принадлежит,

обладают общим правом использова­ния блага до его присвоения и частным правом

на использование после того, как удалось его получить (присвоить) во временное

или постоянное владение.

ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ(general equilibrium)— равновесие, возникающее в

результате взаимодействия всех рынков, когда из­менение спроса или предложения на

одном рынке влияет на равно­весные цену и объемы продаж на всех рынках.

ОБЩИЕ ИЗДЕРЖКИ (total costs, TC)— совокупность всех затрат предприятия на

производство и реализацию какого-либо про­дукта или экономического блага,

включающая в себя переменные издержки и постоянные издержки.

ОБЩИЕ РЕСУРСЫ (common resources) — это ресурсы цен­ность которых не зависит от

нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

ОБЩИЙ ТОВАР(normal good) — товар, спрос на который при росте дохода вначале

незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода

стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости).

ОБЪЕДИНЕНИЕ РИСКА (risk pooling)—метод, при котором риск вероятного ущерба

делится между участниками, таким обра­зом, что возможные потери каждого

относительно невелики.

ОБЪЕКТИВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ(от лат. "предмет")— вероятность, базирующаяся

на расчете частоты, с которой происхо­дит данный процесс или явление.

ОЖИДАЕМОЕ ЗНАЧЕНИЕ(expected value)—средневзве­шенное значение всех

возможных результатов.

ОЛИГОПОЛИЯ(oligopoly)— рыночная структура, когда на рынке действует

ограниченное число фирм, выпускающих одно­родный продукт и обладающих

неполной рыночной властью над ценами, а вход в отрасль новых производителей

ограничен высоки­ми барьерами.

ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ(opportunist behav­ior)— поведение

индивида, уклоняющегося от соблюдения кон­тракта с целью получения прибыли за

счет партнеров.

ОПЦИОН, ИЛИ СДЕЛКА С ПРЕМИЕЙ (option) — разновид­ность срочного

контракта (фьючерса), согласно которому одна сто­рона приобретает право купить

или продать что-либо в будущем по заранее оговоренной цене с уплатой

комиссионных (премии).

ОТКЛОНЕНИЕ— разница между действительным результа­том и ожидаемым.

ОТНОШЕНЧЕСКИЙ, ИЛИ ИМПЛИЦИТНЫЙ, КОНТРАКТ(relational

contracting) — долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные

условия преобладают над формальны­ми.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ(negative externality) —

эффект, возникающий в случае, когда деятельность одного экономического агента

вызывает издержки других. При на­личии отрицательного внешнего эффекта

экономическое благо про­дается и покупается в большем по сравнению с

эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с

отрицатель­ными внешними эффектами.

ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ(paradox оf voting)—проти­воречие, возникающее

вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не

обеспечивает выявления действитель­ных предпочтений общества

относительно экономических благ.

Наши рекомендации